Логарифмы

Олег Ксюк
               

    Когда Анна Семеновна Рюмкина зашла в комнату сына, то увидела своего Митеньку за столом с учебниками и в очень-очень плохом настроении.
    - Что-то случилось, миленький? – забеспокоилась женщина.
    - Логарифмов не пойму. – чуть не плача, с горечью в голосе, пожаловался ученик старших классов.
    - И что же тебе неясно? Поделись своими проблемами. Я когда-то пятерку имела в школе по алгебре. Авось помогу тебе.
    - Расскажи - как умножить число десять само на себя ноль целых и триста один сотый раз?
    - А зачем тебе умножать число десять само на себя ноль целых и триста один сотый раз? 
    - Тогда получится число два.
    - Ну-у-у, тут отца нужно звать. Это он умеет с каждой заработанной десятки приносить домой всего два рубля. Пусть объяснит - на какой ноль, и на какие сотые он умножает свою заработную плату, перед тем, как отдать ее мне?
    Анна Семеновна набрала полные легкие воздуха и громко крикнула:
    - Ху-зя-ин!
    - Что случилось? – прозвучал в ответ недовольный мужской голос с соседнего помещения.
    - Шлепай срочно сюда. В ребенка проблема случилась!
    В дверях комнаты сына появился глава семьи Кузьма Игоревич Рюмкин. Он с мольбой выставил перед собой руки и простонал:
    - Подождать можно?
    - Нельзя! – безапелляционно заявила супруга.
    - Ну, до конца футбольного матча осталось всего десять минут. Не пожар же в доме, в самом деле.
    - Надо же - игра богатых мужиков в разноцветных трусах ему дороже судьбы родного дитяти. Как тебе не стыдно? Отец называется! Если б тебя позвали твои дружки с бутылкой мутного вонючего самогона, от которого мухи дохнут, ты бы не стал футбол досматривать, а побежал бы за ними вприсядку. А сейчас тебе трудно помочь советом своей родной кровиночке. Пьяница несчастный. Глаза б мои на тебя не смотрели. Говорила же моя мама, чтоб я за тебя замуж не выходила, так дура была – не послушала ее. Бедная моя головушка. Сколько мне еще страдать?
    - Ну, хорошо, хорошо. Я счет игры потом у знакомых ребят во дворе узнаю. В чем нужна моя помощь?
    «Так бы сразу сказал и не нервировал меня» - уже спокойным и довольным голосом произнесла Анна Семеновна и, погладив сына по голове, попросила его:
    - Задай папульке вопрос, который ты мне задавал, а то я забыла уже – о чем ты меня спрашивал?
    Дмитрий громко шмыгнул носом и в очередной раз монотонным голосом озвучил свой вопрос:
    - Как умножить число десять само на себя ноль целых и триста один сотый раз?
    - Зачем тебе такие сложности? – удивился Кузьма Игоревич. – Умножь десять само на себя три раза, и получишь цифру с тремя нолями.
    - Число - ноль целых и триста одна сотая – это логарифм числа два. – закричал Рюмкин младший.
    - Сынок, - наставительным тоном заметил отец, - разве можно на родителей повышать голос? Ни один логарифм этого не стоит, даже если в нем и много цифр.
    - Да, да, - поддержала жена мужа, - на родителей кричать не хорошо. Логарифмы логарифмами, а папа с мамой тебя любят, и о тебе пекутся.
    - Папа и мама, – недовольным, но уже спокойным голосом обратился к родителям сын, - я спросил вас – как умножить десять само на себя ноль целых и триста один сотый раз, а вы мне мораль начали читать.
    - Извини, извини, миленький, - затараторила Анна Семеновна, - отец тебе сейчас все-все расскажет. Он когда не пьет, умным делается.
    Кузьма Игоревич почесал затылок и в задумчивости произнес:
    - Н-да, этот вопрос, пожалуй, тяжелей, чем выпросить в мамы десятку на похмелье.
    - Не нужно пить, тогда и похмелья не будет! – вспылила Анна Семеновна.
    - Мама и папа не ругайтесь. – попросил Митя.
    - Все, все, все, - заверил его отец, - больше ругаться мы не будем. Я что думаю – если, например, литровую бутылку пива триста одну тысячу раз возводить в степень, то есть – подбрасывать вверх, то, вполне возможно, что в посудине останется всего двести грамм пенного напитка.
    - Папа, во-первых, не триста одну тысячу раз, а ноль и триста одну тысячную раз. Во-вторых, возводить в степень, не значит – подбрасывать вверх. И, в-третьих, мы сейчас говорим об абстрактных числах, а не о пиве или плавленых сырках.
    Рюмкин старший задумался, непроизвольно тихо повторяя про себя: «абстрактное, абстрактное». Потом, вдруг, встрепенулся и спросил:
    - А учитель что тебе по этому поводу сказал?
    - Сказал, чтоб я не морочил ему голову, а все показания логарифмов брал с таблиц.
    - Золотые слова! – всплеснул руками Кузьма Игоревич. – Все науки в школе, сынок, ничего не растолковывают, а только излагают известные им факты. Химия не объясняет – как, почему и каким клеем соединяются между собой два атома водорода и один атом кислорода, а только сообщает, что такое соединение - это вода. Астрономия нам твердит, что Земля крутится вокруг Солнца, а кто ее пихнул вертеться вокруг нашего светила? – она умалчивает. Ботаника перечисляет тысячи травинок, деревьев и кустиков, а почему эти растения - разные, или почему они вообще вздумали расти? – она ни гу-гу. Нам нужно все принимать на веру. Заметь, и в нашей жизни все так же само происходит. Когда-то существовала большая страна – Советский Союз. Она строила научный коммунизм, способный заставить все источники общественного богатства политься полным потоком Я жил в этой стране и верил в светлое будущее. Но, чуда не произошло. Сейчас я гражданин небольшого государства, возникшего на развалинах моей бывшей огромной родины и должен верить, что счастье, наконец-то, свалилось на меня как снег на голову, и жизнь стала лучше. Хот это и не так.
    - Идиот, прикуси язык? – возмутилась Анна Семеновна. – Не вселяй в душу ребенка сомнений. Он должен думать, что живет в счастливом государстве, иначе в него будут неприятности и в школе, и в его дальнейшей карьере.
    - Извини, извини, сынок! – спохватился Кузьма Игоревич. – Мать права. Ты обязан усвоить раз и навсегда, что в нашей минувшей жизни не было ничего хорошего. Там стоял сплошной мрак и постоянно свирепствовали муки адовы. Логарифм твоей спокойной жизни заключается в том, чтоб ругать все, что было раньше, и сильно-сильно хвалить все, что происходит теперь. Если что-то и есть плохое у нас сейчас – это временное явление, вызванное коварством наших внешних врагов и пережитками трижды проклятого прошлого
    Анна Семеновна поцеловала мужа в щеку и ласково прощебетала: «Какой ты у меня умный, когда трезвый».
    - С логарифмом жизни я разобрался, - тяжело вздохнул Дима, - а как мне быть с цифрами?
    - У тебя есть таблица и там все расписано. – успокоил его отец. – Иди, лучше прогуляйся, чем выдумывать себе всякие проблемы.