Без мамы... Глава седьмая

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало в гл.1-6  http://www.proza.ru/2019/02/03/565

На  праздник  Красной  горки   у  нас  в  деревне  было  массовое  гулянье,  всё,    как  положено:  накрыт  стол,  приехал  старший  брат  с  женой  и  её  родителями,  пришли  родственники,  народу  собралось  много,  а  у  меня  большое  горе  -  мне  нечего надеть. 

Сноха  дала  мне  своё  платье,  в  котором  приехала,  но  оно  мне  было  велико.  Я  разревелась,  сестра  Нюра  стала  меня  успокаивать,  кое-где  зашила,  но  оно  мне  не  нравилось.   Я  ушла  в  заднюю    комнату,  заколола  его  булавками,  подвязала  поясом,  сижу  и  реву.  Зашла  Нюра  и  говорит: «Там  у  окна  просят  подать  квасу».  Я  не  иду,  куда  же  я  пойду,  вся  зарёванная?  Но  сестра  сказала,  что  папаша  приказал,  а  уж  раз  папаша,  то  хочешь,  не  хочешь,  а  идти  надо. 

Зачерпнула  я  большой  ковш  квасу,  подошла    к  окну   и  обмерла:  пить  просил  тот  парень!  Каким  красивым  он  мне  показался  в  белой  вышитой  рубашке,  лицо  загорелое,  глаза  карие.  Выпил  квас  и  говорит: «Выходи  гулять».  Я  ему  ничего  не  могла  ответить.  Он  сел  на  ступеньку   и  ждал  меня. 

Когда  я  вышла,  он  очень  обрадовался,  мы  посидели  с  ним  на  лавочке,  потом  походили  по  деревне,  он  пригласил  меня  в  соседнюю  деревню  на  вечорку .  Я  пошла  спросить  разрешения  у  папаши,  а  он  как  крикнул  на  меня: «Сейчас  же  на  полати  спать!»  Ослушаться   я  не  могла.

Утром  встала  рано,  мне  предстояла  дальняя  дорога  во  Мстёру.  Утро  было  яркое,  солнечное.  Мы  с  девчонками  шли    вдоль   деревни,  а  на  краю  деревни  я  увидела  Сашу,  он  пошёл  меня  провожать.  Это  было  так  смело  с  его  стороны,  а  я  очень  стеснялась  от  подруг.  Он  прошёл  с  нами  километров  10-12,  затем    вернулся  домой. 

Мы   расстались  на  некоторое  время,   между  нами  завязалась  переписка.  Он  писал  каждый  день,  в  письмах  было  одно  и  тоже:   признания  в  любви,  предложение   пожениться.  Я  и  думать  об  этом  не  могла,  ведь  мне  всего-то  было  15  с  половиной  лет,  у  меня  даже  паспорта  не  было.  Признаюсь,  это  была  моя  первая  и  единственная  любовь  на всю жизнь.

Я  вернулась  на  работу,  у  меня  была  одна  забота,  как  бы  заработать  побольше  денег  и  купить  хоть  что-нибудь  из  одежды.  Надеяться  на  родителей  было  нельзя.  В  этот  раз  мать  испекла мне  на  дорогу  лепёшек,  а  денег  не  дала  ни  копейки – живи  как  хочешь. 

Жить  во  Мстёре  мне  очень  нравилось,  это  очень  красивое  село.  Здесь  такие  аккуратные  двухэтажные  домики,  улицы  чистые,  с  зелёной  травой  и  цветами  в  палисадниках.   Совсем  рядом  протекает  река  Клязьма,  а  по  ней  то  и  дело  плывут  пароходы.  Рядом  с  нашей  фабрикой  протекает  река  Мстёрка,  по   её  берегу  растёт  душистая  черёмуха,  во  время  её  цветения   она  издавала  такой  аромат,  который  расходился далеко.
 
Жили  мы  у  тёти  Маши,  нас  было  много,  жили  мы  дружно  и  весело.  К  тому  времени  у  меня  уже  было  много  друзей  среди  девчонок и  мальчишек,  но  была  одна  самая  дорогая  подруга   Шура  Шухрина,  с  которой  мы  делили  и  горе,  и  радость.  Я  несколько  раз  бывала  у  неё  дома,  её  родители  были  такие  хорошие  люди,  они  всегда  приветливо  встречали  меня  и  очень  жалели.

Помимо  работы  нас  всех  обязали  учиться  в  школе.  Меня  приняли  в  пятый  класс.  В  школе  мне  очень  нравилось,  меня  выбрали  старостой,  а  наш  учитель  Анатолий  Эрастович  всегда  говорил  мне: «Баландина,  тебе  обязательно  надо  учиться.  У  тебя  есть  способности». 

Частенько  после  занятий,  мы  все  вместе  ходили  гулять  в  парк,  по  выходным  играл  духовой  оркестр,  на  площадке  были  танцы.  Там  я  познакомилась   с  Сашей  Зайчухиным,  а  подруга  Шура  с   Пашкой  Раковым.  В  селе  Большое  Татарово  был  красный  уголок,  которым  заведовал  Володька  Мушкатов,  он  пригласил  нас  участвовать  в  постановке  пьесы. 

В  красном  уголке  мы  навели  порядок,  всё  вымыли,  убрали,  а  затем  проводили  репетиции.  Появился  у  нас  свой  баянист,  вскоре  мы  стали  выезжать  с  концертами  в  соседние  деревни.  Я  хорошо  помню  всех  артистов:  Костю  Носова,  Алёшу  Ракова,  Гену  Воронина,  Алёшу  Калинина,  который   ухаживал  за  Анисьей  Зыковой. 

Саша  Зайцев  из  деревни  писал  часто,  в  каждом  письме  просил  разрешения  приехать  ко  мне   во  Мстёру. Письма  приходили  часто,  но  их  перехватывали  мальчишки  и  читали,  так  что  часть  писем  я  не  получила.

Продолжение следует  http://www.proza.ru/2019/02/05/533