Глобальный мужик

Дробот Андрей
      "Суть жизни в том, чтобы спеть свою песню и спеть от души"
                М. Горький

      Нечасто обращаются в редакцию люди с просьбой на¬писать о полюбившемся им человеке. Обычно героев своих очерков и зарисовок находим мы сами. А тут вдруг - приятное исключение - звонок в редакцию с просьбой написать о замечательном человеке Александре Федоровиче Садыкине, которому, кстати, недавно исполнилось 50 лет. Причем это желание исходило от всех его коллег из пятой колонны УТТ-7.
      Перед тем, как встретиться с самим Александром Федоровичем, я решил поговорить с ребятами из его бригады. А где это сделать, как не на рабочем месте? И вот в воскресенье мы с Альбертом Шакирзяновым, бригадиром, на его личной «девяностодевятой» выехали из Муравленко и устремились по трассе в направлении Пурпе. А почему в воскресенье? Да потому, что воскресенье для тех, с кем предстояло увидеться, не выходной. Выходные выпадают по скользящему графику. Дорога заняла около получаса времени, которое, вполне естественно, протекало за разговором.
      Тракторная бригада, где уже около шести лет трудится Александр Федорович, насчитывает двадцать пять человек, работающих в две смены. Это вместе со «строполями» и «крановыми» и если все «Кировцы» на линии. Но в наше время, когда запчастей не хватает, на выезде постоянно находятся лишь пять-шесть этих мощных машин. При этом надо понимать, что пять - это минимальное число для выполнения задания. Бригада занимается перевозками с «куста» на «куст» бригад подземного и капитального ремонта скважин. Простой может обернуться потерями в добыче нефти.
      В УТТ-7 пятую колонну и входящую в нее тракторную бригаду называют «дикой дивизией». Силы пятой колонны в значительной степени распылены по территории месторождения. Но работают ребята четко. Буквально за считанные часы могут перевезти ремонтников, куда требуется. Большинство «Кировцев» оборудовано рациями. Все нюансы (если кто-то застрял, сломался и т. д.) быстро устраняются. В общем, ребята умеют выложиться, умеют сплотиться, за что их уважают. Да они и сами не дают себя в обиду.
      В прошлом году под Новый год из-за своего скользящего графика работы ребята из тракторной бригады чуть было не остались без денег. Всем деньги понемногу выдавали, а пятая колонна осталась, как говорится, не у дел – у закрытых кассовых окошек. Вот и показала «дикая бригада» свой характер. Произошло это 31 декабря. Путевки, как обычно, взяли, а работать наотрез отказались, пока не получат зарплату. А тут еще так совпало, что заказов невпроворот... Через несколько часов деньги привезли на «Стартовую», центр дислокации пятой. Никто без новогодних подарков не остался, и перевозки не были сорваны.
      Этот пример красноречиво говорит о крепком коллективе бригады. Тогда общий по-чин поддержали даже те, кто работал в ночную смену с 30-го на 31-ое. В том числе и Александр Федорович. Потом был еще случай, когда и. о. генерального директора ОАО «ННГ» своим указом срезал зарплату. Вся колонна написала заявления в комиссию по трудовым спорам, в Объединение. Под лежачий камень вода не течет. Надо предпринимать хоть какие-то меры против несправедливости - это в бригаде не только понимают, но и действуют. Вот среди таких людей работает Александр Федорович и пользуется у них огромным уважением. Один за всех и все за одного - это и их девиз.
      Альберт давно знает Александра Федоровича. «Дядя Саша» - любя называют его в бригаде, памятуя о возрасте. Не нравится это Александру Федоровичу. «Какой я вам дядя Саша, - иной раз говорит он. - Саня я для вас, и все тут». Не хочет Александр Федорович, чтобы возраст отдалял его от ребят. Профессионал же он отменный, прямо сказать, выдающийся. Приехал на Север из Казахстана, где работал и комбайнером, и механизатором на «Кировце». Приехал, как и все, на год, два, три, да так и остался.
      Наметанный глаз видит издалека специалиста своего дела. И то, что Александр Федорович хорошо знаком с «Кировцами», ребята сразу поняли и по ремонтам, и по умению управлять трактором. Прошло совсем мало времени, а к нему стали обращаться за советом и помощью. Всегда подойдет, покажет, расскажет, поможет, а если есть запчасти, то и ими поделится. Дальше - больше.
      Если кому-то надо срочно уйти с работы, то в первую очередь идут к Александру Федоровичу. Объясняют, мол, жена или ребенок заболел... да мало ли что. Бывает так, что надо отлучиться. Александр Федорович всегда подменит без лишних слов. И отработает за двоих не абы как, а как положено, пока другая смена не приедет. Бывает даже, что сменщики приезжают и начинают искать «Кировец» Александра Федоровича. Куда делся? А он, оказывается, еще работает. Помочь - это он запросто. Даже деньгами, если есть возможность.
      И вот недавно справляли 50-летие Александра Федоровича. От всей колонны вручили ему подарок, на который сбросились всем коллективом. Никто не остался в стороне. Отметили юбилей прямо на рабочем месте, на стыке двух смен, в рабочей мужской компании…
      За разговором мы добрались до тракторной бригады. Пространство между обычными вагончиками было заставлено «Кировцами». Один из них немного накренился из-за спущенного переднего левого колеса. «Не повезло имениннику, - сказал Альберт, взглянув на травмированный трактор, - прямо на день рождения колесо пробил». Пробитое колесо - это у «Кировца» часто случается, несмотря на то, что покрышка довольно мощная.
      В бригадирском вагончике нас встретил Виктор Баранов, бригадир по перевозкам, Он ближайший начальник Александра Федоровича, он руководит, он требует. В тракторной же бригаде действует почасовая оплата труда. Там не надо нарабатывать тонно-километры. Там царит режим ожидания. Есть заявка - она выполняется, нет - люди могут отдыхать. Александр Федорович отличается от всех редкой трудоспособностью и практически всегда в работе. Нет в нем такой жилки: где-то прилечь – «авось меня не тронут». Он как запрягся, так и пашет...
      Александр Федорович - Работяга с большой буквы. Не случайно по итогам уборочной кампании в Казахстане он регулярно занимал 1-е, 2-е места, а в 1980 году получил орден Трудовой Славы III степени. Не случайно, уже работая здесь, он получил грамоту за трудовые заслуги, подписанную лично бывшим министром топлива и энергетики Шафранником и впоследствии неоднократно награждался как грамотами, так и именными подарками.
      Человек Александр Федорович не хвастливый, и об ордене ребята из бригады узнали совершенно случайно. Уж так судьба ему выпала, что пришлось несколько раз переезжать в нашем городе. А в таком деле, как переезд, без помощи не обойдешься. Так вот, два года назад Ромка, перенося вещи, наткнулся на этот орден и спрашивает в шутку: «Дядь Саня, а ты где орден-то свистнул?» А он отвечает: «Какое тебе свистнул? Мой он». Пока все посмеивались ответу Александра Федоровича, считая его шуткой, нашлось орденское удостоверение.
      Без шероховатостей «начальник – подчиненный», конечно, не обходится. Александр Федорович немного и пооткровенничает со своим другом - тезкой, тоже Александром, но Степановичем. Говорит: «Да что он меня все грузит, других, что ли, не видит?» Друг утешает его: «Саня, да другой так, как ты, не сделает». В общем, если какое незапланированное дело выпадает, то бригадир в первую очередь обращается к Александру Федоровичу. Особенно если кого надо вытащить, да если пурга. Хоть только один мост у его «Кировца» ведущий, а у других - оба, лучше Александра Федоровича никто с задачей не справится.
      Как-то зимой надо было оператора на буровую отвезти. Пурга же так разошлась, что ничего окрест не видно. Дорогу полностью снегом замело, остались лишь еле видные приметы. Куда в такую погоду ехать? Александр Федорович согласился. И доехал. В разговорах потом отшучивался, на ощупь, говорил, нашел дорогу, ведь все кусты в округе знакомы. Рисковал, конечно, но и причина тому была. Скважина остановилась. Присутствие оператора стало необходимостью. Получил приказ - надо выполнить, считает Александр Федорович и живет по этому принципу. Каждый день - как в бой.
      Тепло отзываются об Александре Федоровиче его товарищи по работе. Вот, например, Николай. Тоже тракторист. «Это не человек, а золото, - говорит он. - Кажется, нет ничего, что бы Саня не мог сделать». Прошлой зимой у Армена, работающего в той же бригаде, заглох трактор. Кто ни пытался - не удалось завести машину, и все тут. Подошел Александр Федорович... трахбах - и все наладил. Многие тогда удивились. Умеет он руками работать. Без запчастей как-то выкручивается. Мастер. «Он самый глобальный мужик. Такие редко встречаются», - заключил Николай.
       Володя - стропальщик. Он искренне считает Александра Федоровича своим старшим братом. По работе они вместе - в одной, так сказать, связке, перевозят оборудование. Володя загружает, Александр Федорович везет. Всем известно, что редкий водитель будет помогать загружающим. Александр Федорович к таким не относится. Пока Володя наверху орудует, он внизу зацепляет. Умеет и словом подбодрить, чтобы работа не висела на душе, как гиря, а текла весело и интересно.
      Александр Федорович, похоже, являет собой редкое сочетание профессионализма, трудолюбия и тех качеств, за которые называют человека компанейским, интересным, безобидным. В выходные - бока не отлеживает. Его хобби - рыбалка, а если выпадает время, свободное от домашних забот, то он отыскивает свою французскую палатку и надувную лодку, полученные через общеизвестный Еврошоп, достает свои многочисленные самодельные рыболовные снасти и едет к своим заветным местам, на берега одного из водоемов. Кстати, что интересно, орден, пока его не увидели ребята из бригады, планировалось переделать на мормышки. Обладатель не придавал ему особого значения.
      С ним любят ездить на рыбалку, приглашают. Он и сам иногда организует народ. У Александра Федоровича своей машины нет, но он, так сказать, дает заявку. Ребята поддерживают. Увозят и привозят. Вот и Володя, с которым мы познакомились выше, иногда выполняет функции извозчика, а Александр Федорович его рыбкой угощает. Он любитель ловить не сетями, а удочкой. Главным в рыбалке видит возможность отвлечься от жизненной суеты. Посидеть, отдохнуть в свободное время. На рыбалку готовится, как на праздник.
      Этим летом Александр Федорович рыбу удил всего пару раз. Выезжал оба раза со своим другом - тезкой. Случай опять же произошел запоминающийся. Забросили снасти, сидят, ждут. Не клюет. Хоть бы кто попробовал наживку, а то полная тишина. Вдруг начал тихонько позвякивать колокольчик на удочке нашего героя. На безрыбье и малек рыба. Александр Степанович подталкивает в бок Федоровича и говорит: «Саня, вытаскивай. У тебя на крючке кто-то есть». «Да мелочь», - говорит Александр Федорович. Вдруг колокольчик дернулся - посильнее. Тут уже ждать нечего. Вытаскивают, а на одном крючке сидят две рыбки: налим налимчика заглотил.
      С самим Александром Федоровичем удалось встретиться лишь на следующий день. Да и то не сразу. Оказалось, что он у своего «Кировца» накачал пробитое колесо и быстрее, пока оно не спустило, поехал ремонтироваться на «Стартовую». Вообще, Александр Федорович приезжает на работу раньше всех, первым автобусом, поэтому нет ничего удивительного, что он не стал дожидаться нас, а сразу погрузился в работу. Мы устремились за ним. Встретились в «арочнике».
       Издалека, когда он подходил, по движениям, походке я поначалу принял его за молодого человека. И лишь вблизи стали заметны морщины. Сразу вспомнились слова Александра Степановича: «Ведь ему 50, а с молодежью не сравнить. Никогда на бюллетень не пойдет. Все на ногах переносит». И сразу, после первого взгляда на него, я понял - он такой, как мне о нем рассказывали. Слишком много жизни в его глазах, от которых прямо-таки исходит ощущение доброты и спокойствия.
      Светлая аура окутывала этого человека.
      Родился Александр Федорович в Восточно-Казахстанской области, в деревне, в километрах пятнадцати от Усть-Каменогорска. После окончания восьмилетки пошел по стопам своего отца и поступил в училище механизации сельского хозяйства. Получил профессию механизатора широкого профиля, успел год отработать до призыва в армию. Служил два с половиной года - попал как раз в переход с трехгодичной службы к двухгодичной... Вернулся домой и с головой окунулся в работу.
      Человек он к труду привычный. Свой дом, хозяйство - там ленивому не место. До сих пор вспоминает, как уток выхаживал. Вставал в три часа утра, шел на рыбалку, улов скармливал уткам и шел на работу. И так каждый день, пока не начиналась уборочная страда. На Север приехал, как и все, чтобы поправить материальное положение. К тому времени он уже обзавелся семьей. Кстати, обе дочки родились в год, когда Александр Федорович получил орден. Три награды за год!
      Откуда же берется в этом немолодом уже человеке столь достоверно юная энергия? Сам Александр Федорович считает, что активная жизненная позиция - это привычка, сохранившаяся с детства. Всегда рано вставал и поздно ложился. Так живет и здесь. А назад, на родину, уезжать не тянет. Вначале, когда сюда приехал, снилось, что на землю вернулся. Сейчас такого нет. Понравилось ему здесь. А когда уезжает в отпуск, снится Муравленко.               
                Октябрь 1998