Барбарис

Валерий Малыхин
               
    С детства мне нравится кисленький вкус карамельных конфет “Барбарис”. Даже отчётливо помню их фантики: маленькие красные ягодки. А с самим растением барбарис долго не приходилось сталкиваться. Мне даже казалось, что эти ягоды растут в жарких странах. У меня почему-то барбарис ассоциировался с Барбадосом, а это Карибский бассейн.

    Убедился, что это не так только в конце 90х годов 20 века, когда попал на дачу к своему коллеге по краевому Дворцу пионеров Бельскому Виталию Семёновичу. Его дача расположена за микрорайоном Черёмушки. Семеныч пригласил меня к себе на фазенду в один из сентябрьских выходных, чтобы набрать мне домой ранеток, урожай которых был обилен в том году.

    Бельский долгие годы работал во Дворце пионеров руководителем фото-кружка. Мой сын Миша, когда учился в школе, занимался у него.      
            
    Виталий Семёнович после службы в армии в танковых войсках работал криминалистом в милиции. А потом любовь к фотографированию он передавал детям Дворца пионеров до самой пенсии.

 Итак, перенесёмся в солнечный сентябрьский денёк на дачу к Говоруну. Так его называла моя жена за разговорчивость и не всегда по теме. Семёнычу дал денег на бутылку водки, не мог же я его не отблагодарить за целый рюкзак вкусных ранеток. Пришлось с коллегой выпить три рюмки этого горячительного напитка с хорошей закуской: солёные огурчики, квашеная капустка.

    Вот тогда я и увидел колючий кустарник барбариса с маленькими кислыми ягодами на вкус. Семёныч объяснил, что растёт оный куст для украшения дачного участка, а его плодами питались местные птицы. Так я познакомился с барбарисом впервые в жизни. У меня даже мысль возникла, а не посадить ли такой кустарник у себя на даче.

 С тех пор прошло 20 лет, Виталий Семёнович уже давно на пенсии. Время от времени мы созваниваемся, особенно по праздникам. Вспоминаем совместную работу и людей, с которыми вместе работали.

    Друг моей семьи Трофимов Евгений Александрович, инженер-строитель, лёгкий на подъём человек дал мне возможность подработать на одном участке в дачном посёлке Удачный в октябре. Работа состояла в вырубании и корчевании кустов черёмухи, калины и барбариса. Работа была новой для меня. Честно говоря, мне было жалко ликвидировать эти кусты. Но, как говорится, заказчик всегда прав, а это был состоятельный человек, дом которому предстояло построить бригаде во главе с Трофимовым.

    Читатель, наверняка, догадывается, что главные проблемы нам доставлял барбарис, у которого большие шипы насквозь прокалывали наши верхонки.  Корни этого растения были очень глубокими. Я с Евгением прилагал огромные усилия, чтобы от них избавиться. Сначала мы спиливали и срубали колючие ветви барбариса и складывали поблизости, выкапывали корни. Затем их переносили через весь участок, чтобы загрузить в грузовую машину. Как я был зол с Трофимовым на колючие ветки барбариса, шипы которого царапали нам руки даже через прочные перчатки! Мы загружали ими машину, и не печатные выражения невольно соскакивали из наших уст. Тогда мысль о посадке на своей даче барбариса окончательно исчезла из моего сознания.

    Сейчас с улыбкой вспоминаю ту работу, но мне до сих пор нравятся конфеты «Барбарис», их кисло-сладкий вкус, вкус детства. Думаю, что никогда не буду связываться с самим растением, которое пыталось не дать себя в обиду.   
 
Декабрь 2018 года. Валерий Малыхин.