На краю света

Лора Прокофьева
Это было давно-давно.  В некотором царстве, в некотором государстве  жил-был добрый волшебник. Звали его  Агат. Задумывался он частенько о том,  что это за край света, где он находится, кто живёт там и как.  Встал он как-то  раз на бугор, огляделся вокруг.  Шумят пшеницей поля, луга зеленеют. А там где-то, далеко-далеко видна странная ровная линия – будто земля  с небом сходится. И решил Агат: наверное, там и есть край света!  И пошёл туда, где небо с землёй сходится.  Шёл он,  шёл, очень  долго шёл, никак не мог подойти вплотную к этой линии.  Устал, пить захотел и проголодался.  Потемнело уже. А до края света никак не дойти.  И  вдруг увидел глубокий обрыв. Берега крутые, отвесные. А внизу вода. Отражаются в ней  звёзды, и луна играет серебром.  Ну, значит,  пришёл  на самый  край  света. Сел на краю обрыва – отдыхает. Похоже, больше никого тут нет. Сосредоточился, напрягся и обратил комья земли  под ногами – в  хлеб. Вкусный, душистый получился хлеб. Потом достал из кармана газету и превратил её в колбасу. Перекусил и задремал. Долго ли коротко ли спал, не знает.  Но проснулся оттого, что услышал рядом какое-то дыхание.  Около него  сидел  огромный чёрный  Кот, шевелил белыми усами и  громко мурлыкал. Агат очень удивился:
- Как ты сюда попал?  Что ты здесь делаешь?  Расскажи да колбасой угощайся!
И сказал Кот человеческим голосом:
- За колбаску и хлеб спасибо. Я и раньше, когда был Соловьём, хлебные крошки очень любил. А теперь я – Кот и люблю колбасу. А как я сюда попал, это длинная история.  Но времени у нас много. Если хочешь, расскажу, послушай.
И Кот начал свой рассказ.
- Когда-то я вовсе не был  Котом, а был Соловьём.  Жил в большом саду, и меня все любили. У меня был свой маленький, очень красивый домик с крылечком около входа. Его построил сын хозяина. Я  любил рано утром выходить на своё крылечко и заливаться хрустальными трелями.  Мне постоянно подсыпали зёрнышки, хлебные крошки и ставили в блюдечке воду. А какой у меня был голос!  Это надо было услышать – словами не передать!  Так было до тех пор, пока….  - Кот  тяжело вздохнул, замолчал и лапой смахнул с глаз предательскую слезу. -  Даже страшно говорить.  Так было и продолжалось бы сейчас,  если бы….
В общем, однажды я решил поиздеваться над хозяйским котом, потому что он частенько охотился за мной,  мне приходилось быть всё время на чеку. И вот как-то раз я решил его подразнить. Садился на  дороге, а Кот приседал и



кидался на меня, но в последний момент я взлетал. А глупый Кот подпрыгивал,  но – где там – разве он,  четырёхногий,  достанет меня?   И вдруг прямо на нас выехала грузовая машина.  Я моментально взлетел, а  Кот…
Тут Кот пристально посмотрел в обрыв и очень громко мяукнул. Потом ещё и ещё раз.  Агат тоже посмотрел вниз.   По дну обрыва текла вода. В ней отражались золотые звёзды с неба. Маленькая серая птичка прямо над водой эти звёзды клевала.
- Эй, птичка-невеличка!  Лети к нам и скажи, зачем ты клюёшь звёзды. Так, пожалуй, люди без звёздного неба останутся! Да ты, никак,  Соловей?  И как ты попал на край света?
          Подлетел Соловей  к Волшебнику и заговорил. Раздаётся  его голосок хрустальным звоном,  переливается серебряными колокольчиками.
- Я бы не прилетел сюда, да горе заставило. Был я человеком, единственным сыном графини.  С четырёх лет учили меня играть на рояли.  В шесть я играл на скрипке и на флейте.
         Около нашего дома шумела листвой густая берёзовая роща.  В этой роще  часто кукушка куковала, и  заливался волшебными трелями соловей. И вот, однажды, –  мне было тогда 13 лет, –  зашёл я утром в рощу и увидел соловья. Он сидел  на берёзовой ветке и заливался  сказочными,  божественными трелями.  И мне в голову пришло: поймать птицу, посадить в клетку, и пусть поёт в доме. Как же я теперь об этом жалею!
Я расстелил густую сеть, насыпал зерен и хлебных крошек.  Сам спрятался и со злорадством  наблюдал, как соловей опустился на сеть, как клевал  злосчастные зёрна  и как запутался в сети.  Он  пытался подняться и улететь, ничего не выходило. Я  уже готов был подойти и подобрать несчастную птицу, но  вдруг почувствовал что-то  неладное:  становился всё меньше и меньше, вместо рук появились крылья,  и всё тело покрылось перьями.  Я хотел крикнуть, позвать на помощь, но  вместо зова раздалось чудесное  соловьиное пение.  Я стал Соловьём.  Ох, если бы можно было опять стать мальчиком!  Я бы охранял и подкармливал  всех лесных птиц!
Соловей помолчал и мечтательно добавил:
- Может быть, когда-нибудь встретится мне волшебник-чудодей и  переколдует меня в человека.
Добрый волшебник слушал соловья и думал, как помочь им, Соловью и Коту.  Но это  сложное волшебство, и  надо подготовиться. Надо побыть в одиночестве и  вызвать эльфов.  Агат сказал новым друзьям, что хочет один  пройтись по краю света, поискать удобное для  ночлега место.  Соловей




вызвался  лететь невысоко, провожать. А Кот, чтобы не мешать,  приготовился  бежать  на небольшом  расстоянии.   
 - Нет, друзья мои, - возразил добрый волшебник.
В это мгновенье послышался тихий голос:
- Кто вы?  Давайте познакомимся.
Перед ними стоял Человек. Агат встал, протянул руку:
- Будем знакомы.  Расскажи о себе.
Друзья устроились удобнее. Соловей сел Агату на плечо, Кот забрался на колени.
Человек откашлялся, помолчал и начал
- Я вовсе не Человек, я – Кот.  Я жил в большом,  тёплом, красивом доме.  Моя хозяйка меня очень любила. Она гладила меня по шерстке, чесала за ухом, поскольку мне это было приятно. Я любил сидеть у нее на коленях и петь  свои кошачьи песни.  И жизнь у меня была – мечта. Лучше не придумать!  Я стал завидовать своей  хозяйке. Меня не покидали мысли о том, что это очень хорошо  –  быть Человеком.  Они деньги получают, сами в магазины ходят и покупают, что хотят и сколько хотят. Едят вдоволь и ветчину, и рыбу,  и мясо…
Однажды я украл со стола почищенную курицу, которую хозяйка приготовила, чтоб жарить. Она ждала гостей. А я всё  её угощение съел одним махом. Она зашла на кухню, увидела, поймала меня и начала бить. Я в ответ укусил её за руку и расцарапал лицо.
Она раскрыла дверь и закричала: «Уходи, вон!»  Я стоял на лестничной  площадке и думал об одном: «Был бы  я человеком, позвонил бы в дверь и зашёл бы к ней.  Да если бы я был человеком, пошёл бы в магазин и купил бы три курицы! Одну отдал бы ей, другую бы съел, а третью в запас оставил бы»!  И начали  происходить со мной странности.  Вместо передних лап появились руки, исчезла моя мягкая, как шёлковая, шерстка и мои шикарные усы.  Я стал Человеком.  И теперь я хожу голодный и вспоминаю свою бывшую сладкую жизнь… .  Эх, если бы можно было опять стать самим собой !   
У доброго  волшебника  сжалось сердце.  Ох,  как захотелось ему помочь своим новым друзьям!   
- Друзья мои! Я должен вас ненадолго покинуть.
Агат поднялся. Но Кот жалобно замурлыкал и сказал:
- Нет,  нельзя тебе идти одному.  У обрыва берег неровный.  А Человек – создание несовершенное. В темноте ты ничего не видишь. Можешь споткнуться и упасть в обрыв. Я, Кот,  в темноте вижу,  как днём.  Я провожу тебя.
Соловей  зазвенел переливающимся голосом:



- А я  полечу вперёд.  Вдруг  какая-нибудь опасность:  волк или медведь.  Будет вам страшно. А я высоко, меня не достать!  Идём вместе.
Тут подал голос Человек:
- Это нечестно:  вы все уйдёте, а меня одного оставите. Я тоже пойду вас провожать. 
Сел Агат на своё место:
- Ну, будь, что будет.  Только не удивляйтесь ничему и молчите.  Сейчас появятся эльфы.
Добрый волшебник встал,  взмахнул маленькой палочкой, произнёс непонятные слова и – раздался шелест волшебных крыльев. Несколько маленьких волшебниц-эльфов летели по воздуху, как чудесные бабочки. Они что-то пели тонкими, чуть слышными голосами.  Агат оказался окруженным эльфами. Он четыре раза повернулся вокруг своей оси, произнес   волшебные слова, потом очень громко сказал:
- Пусть каждый из них станет тем, кем был раньше!
Сразу закружился ветер, раздался какой-то звон и свист  и –  все новые друзья Агата превратились в тех,  кем были раньше.   Сидят  на берегу обрыва  опять Человек, Кот и Соловей.
Как будто та же компания,  но  уже не та.   Сверкают    счастьем глаза  у Человека, радостно звучит песня Соловья,  раздаётся довольное мурлыканье чёрного Кота.  Обнимают они доброго волшебника, приглашают к себе в гости.  И решили, во что бы то ни стало встретиться всем на этом же месте ровно через год.
И вот пробежал год быстро, незаметно.  И опять на самом краю света сидят четверо.  Весело спрашивает Агат:
-  Ну, как?  Всё ли в порядке, довольны ли вы своей судьбой?
Задумалась  компания,  все молчат.  Первым подал голос Человек:
- Всё-таки  Коту живётся лучше, чем Человеку. Его все любят, гладят по шёрстке, чешут за ушком, а он только «м-рр»  да  «мя-у».  О еде заботиться не надо – человек  накормит.  И одежда не нужна. Всегда одет,  и ему тепло.
Кот тихо замурлыкал:
- А Соловью живётся гораздо лучшее,  чем Коту.  За его хрустальный,  серебряный голосок  его обожают все  живые обитатели планеты.  Да он и сам наслаждается своими  волшебными  трелями. Деньги зарабатывать не надо. Люди накормят. Нет, лучше мне было, когда я был Соловьём.
- А мне бы опять стать Человеком! – грустно проговорил Соловей тихо.  - Нет ничего прекрасней, чем быть Человеком – властелином природы, могущественным хозяином своих дел.
     Слушал, слушал  их добрый волшебник и перебил:
-  Хорошо там, где нас нет!   И всегда все  недовольны  тем, что имеют! Поэтому прощайте, друзья мои!  Я пойду заниматься своими делами, у меня их очень много.