Из жизни дагестанского предпринимателя

Мариф Кадимов
      
       Недавно один мой знакомый принес несколько историй дагестанского предпринимателя, занимавшегося бизнесом в конце девяностых – начале нулевых годов. Нет, не того «бизнеса», который, возможно, у многих ассоциируется с банкротством и приватизацией предприятий, захватом вещевых рынков, стрельбой из автоматов и пистолетов. Он в те годы занимался компьютерными программами: продажей, обучением работе с ними, их внедрением и сопровождением на предприятиях и в организациях.  В те годы наша жизнь менялась быстро и в ней происходило много интересного. В сфере малого бизнеса, в котором он работал, также было немало драматического. Думаю, эпизоды из его жизни читателю будут интересны. С любезного согласия моего знакомого,  публикую его истории.

                ИСТОРИЯ №1.ОТКРЫТИЕ БАНКОВСКОГО СЧЕТА.
 
      Эта история случилась в самом начале моей бизнес – деятельности. Дело в том, что в налоговом законодательстве была статья, на которую в тот момент я не обратил должного внимания.  В ней говорилось, что об открытии банковского счета предприниматель обязан поставить в известность налоговые органы в письменном виде, причем на бланке утвержденной формы и в срок не более одной недели. Таких статей, как подводных камней, о которые сталкивались начинающие бизнесмены, в те годы было немало. Они появлялись, затем менялись, обрастали всякими подзаконными актами, отменялись и т.д.
Так вот, после регистрации в налоговой как ЧП (читать как «частный предприниматель», а не «чрезвычайное происшествие»), я открыл расчетный в банке. И, как назло, на следующий день заболел гриппом. Ходил на прием к врачу, который назначил лечение и постельный режим. Когда упала температура и я вернулся к нормальной жизни, вспомнил о необходимости оповещения налоговой инспекции.  Я нашел бланк оповещения, заполнил его и отнес в районную инспекцию. А там объявили, что я опоздал со сроками и придется заплатить штраф в пять тысяч рублей. Мои попытки объяснить, что лежал дома с высокой температурой не подействовали. Когда же я сказал, что мой счет пустой - я не успел провести ни одной операции, молодой человек из канцелярии, возрастом моложе меня, в очках и строгим взглядом заметил, что это не их проблема, законы надо выполнять.  С деньгами у меня тогда действительно было туговато, и долгов не хотелось делать. Пару дней ходил, обдумывая пути выхода из ситуации. А затем, как истинный дагестанец,  я занялся поисками человека, который помог бы мне решить проблему. «Помочь» означало по моим наивным, на тот момент представлениям - найти какой-либо правильный, без нарушения закона, выход из ситуации. Друзья и знакомые, кто искренне хотел помочь мне, тоже подключились к такому поиску среди своих знакомых. А те – дальше, среди своих. И так далее. В конце концов, прошло еще несколько дней и мне нашли «нужного человека».  Мы договорились с ним встретиться в коридоре второго этажа самой налоговой инспекции нашего района. При встрече, он сразу показал руки с растопыренными пальцами и открыто намекнул на то, что решение вопроса будет стоить 10 тысяч. Сумму, как он выразился «берет не себе, а передает выше». Увидев и услышав это, у меня вырвалось: «Вы что, людей за идиотов считаете? Или думаете, у меня из крана деньги текут?».  «Нужный» сперва немного замешкался, затем, почему-то, посмеялся и после слов «Я вас не знаю и ничего вам не говорил!» - быстро исчез. 
А я, весь злой, постоял немного, поругал себя за то, что не смог предвидеть такой итог встречи … «Люди, уверенно предлагающие такие «сделки», не появляются на ровном месте. Наверняка есть и «лохи», которые их подкармливают. Нет, ни в коем случае, мне нельзя записываться в их ряды». Рассуждая так про себя, я медленным шагом направился в сторону лестницы. Проходя мимо одной двери, наткнулся на небольшую толпу людей. Вижу, что это дверь приемной руководителя. А толпа, оказывается, это очередь к нему, которая, с минуты на минуту, ждет его приема. Вдруг, будто что-то щелкнуло у меня в голове. Вот, думаю, кто мне поможет! Не имея предварительного плана ни на руках, ни в голове, я подошел к секретарше и спросил, можно ли мне попасть к нему. «Вообще-то у нас прием по записи, но сегодня народу не так много. Ждите, может успеете!» - ответила она. Я пристроился в очередь, под восьмым номером. Быстро достал бумагу и ручку, занялся составлением заявления, в котором написал, что так-то и так-то, заболел гриппом и не смог вовремя сообщить об открытии счета. Прошу мол, войти в мое положение и разрешить канцелярии принять документы. К заявлению приложил то самое пресловутое оповещение об открытии своего расчетного счета. Когда дошла моя очередь, я зашел в кабинет, поздоровался и положил бумаги на стол. Руководитель посмотрел их и тут же, не поднимая головы спросил: «А где справка из поликлиники?». Я ответил, что могу принести. «Так, надо же было приложить!» - сказал он, записывая что-то на маленькой бумажке.  Затем он вернул все бумаги мне и сказал, чтобы я подошел к секретарше. По ходу я заметил, что он на приложенном поручении в канцелярию написал принять мои документы и, при наличии справки из поликлиники, освободить от штрафа.   Я вышел из кабинета и подошел к секретарше, она посмотрела бумаги и сказала: «Принесите медицинскую справку или больничный лист, и я это передам в канцелярию». В тот же день я принес справку из поликлиники и вопрос с налоговой закрылся…
 «Дело, не сделанное вовремя, становится проблемой» - говорится в одном из известных афоризмов. «… особенно, если оно касается одного из наших - порой абсурдных, или абсурдно обставленных законов» - добавим мы.

Р.С. С 1мая 2014 года положение, обязывающее предпринимателя ставить налоговую инспекцию в известность об открытии банковского счета, отменено. Теперь это делает сам банк.

         ИСТОРИЯ №2.СТАРШИЙ УЧАСТКОВЫЙ ИНСПЕКТОР МИЛИЦИИ.
 
В одно время наша фирма арендовала четвертый, последний этаж небольшого офисного здания. Как-то утром жаркого летнего дня, в самый разгар работы, к нам, тяжело дыша, поднимался толстый человек в милицейской форме. В расстегнутых куртке и верхних пуговицах рубашки, он делал остановки на этажах.  Наконец, добравшись до нас, вытащил платок и вытер с лица пот,  затем такой же тяжелой походкой продолжил свой путь дальше - по длинному узкому коридору. 
Дойдя до моей приемной, которая находилась в конце коридора, он   буквально ввалился туда. То есть, не постучал, не спросил разрешения и не представился, а просто открыл дверь и вошел. Встав посередине помещения, он напряженным взглядом стал рассматривать мой кабинет. В это время я встал со своего стула (кресла у меня в то время еще не было) и поздоровался: «Здравствуйте!». Он ничего не ответил и с тем же выражением лица продолжил осмотр кабинета – книжную полку, стол, стулья, компьютер с принтером, плакат на стене. Наконец, видимо, закончив обследование кабинета, он переключил свое внимание на меня. И, оценив меня взглядом сверху - вниз и снизу – вверх, бросил:
- Ты чо (что) тут делаешь?               
Я ответил: «Не видите, что ли, работаю». Тут он, снова без приглашения подошел и сел на стул против меня. Затем из верхнего кармана достал пачку небольшого размера бланков повесток и заполнил одну. То есть поставил внизу документа дату и подпись.  Место для фамилии и инициалов оставил свободным. Затем он подвинул документ ко мне поближе и сиплым тоном сказал:
- Придешь в … кабинет.
- Не понял, - говорю. - Извините, а Вы кто будете?
- Я - ваш старший участковый!
- Ну и?
- Придешь в кабинет, там и поговорим!
- У Вас ко мне вопросы?
- Там поговориммм!
- У меня много работы, если Вас что-то интересует, спросите сейчас, я отвечу.
В ответ он ничего больше не произнес. Просто встал и ушел.
Прошла неделя. По указанному в повестке адресу я не ходил. Но старший участковый свой поход к нам повторил еще раз. Точно так же, тяжело дыша, поднялся до нашего этажа, дошел до моего кабинета и войдя в него, тем же каменным лицом выдавил из себя:
- Ты чо (что, почему) не пришел?
- Занят был, - говорю. - Скажите, зачем Вы меня вызываете? У Вас есть вопросы ко мне? Вы же их можете задавать здесь и сейчас! Если они касаются моей работы, то у меня все законно, имеются все документы. Могу показать! 
В ответ он промолчал и, снова, как и в прошлый раз, сел и выписал новую повестку.
- Придешь в … кабинет! - сказал это и ушел.
Прошло больше недели, но я так и не посетил кабинет «старшего участкового». Но в один из дней, возвращаясь из налоговой инспекции, я заметил, что он стоит у дороги и с кем - то разговаривает. Еще издали заметив меня, он отвернулся в другую сторону. Сделал вид, что меня не замечает. А что сделал я? Я ответил тем же, т.е. прошел мимо, сделав вид, что не узнаю его.
Больше «старший участковый» нашу фирму не посещал.
Р.С. Через год нам пришлось еще раз поменять офис, мы перешли в другой район города. На второй же день к нам в новый офис пришел высокий, подтянутого вида молодой человек в форме – наш участковый. Показал свое удостоверение и представился. Затем посмотрел наши документы, спросил, нет ли у нас к нему вопросов. Перед уходом, оставил свою визитку и сказал: «Будут вопросы – обращайтесь!»

                ИСТОРИЯ №3. НЕУДАЧНАЯ "ОХОТА".

       Как - то на работе ко мне обратился молодой человек. Он сказал, что работает в крупной московской компании и вот, во время отпуска, решил совместить полезное с приятным - пройти курсы нашей фирмы. Затем, по ходу разговора, он резко поменял свое решение.  Объявил, что хочет, чтобы мы помогли автоматизировать участок работ в его малом бизнесе. Не поняв до конца, чего же он, все-таки, хочет, я отправил его к нашим специалистам для уточнения его задачи, а сам занялся другими делами. 
Так уж случилось, что на следующий день я уехал в командировку. А когда, через две недели вернулся, этот молодой человек появился снова.  Объявил, что он для себя окончательно решил пройти наши курсы и просил, чтобы я закрепил за ним преподавателя на индивидуальное   обучение. Я ему дал понять, что для этого не обязательно было дожидаться меня. Затем он разговор переключил на тему оплаты обучения и спросил, можно ли внести ее частями, так как в данный момент у него с собой всего лишь половина требуемой суммы. Я ответил ему, что вторую половину он может занести позже, по ходу обучения. Он задавал еще много разных вопросов, на которые я старался отвечать спокойно и обстоятельно. Не хотел терять клиента, так сказать. В конце концов, у него вроде непонятных моментов не осталось. Он подписал с нашей фирмой стандартный договор на обучение. Затем вытащил из кармана две купюры, каждую по 500 рублей, чтобы оплатить за половину будущей учебы. Я отправил его в соседнюю комнату к бухгалтеру – кассиру, которая приняла деньги и тут же пробила кассовый чек, распечатала приходно-кассовый ордер, скрепила их вместе и отдала ему в руки. Молодой человек положил их обратно на стол и сказал, что ему они не нужны. Я, в это время, вызвал к себе преподавателя, с которой он должен был заниматься и познакомил их. Она сказала, что готова начать заниматься с ним прямо сейчас. Но молодой человек отказался под предлогом, что ему надо ненадолго отлучиться.  Когда он направился в сторону лестницы, бухгалтер - кассир еще раз напомнила ему о документах, оставленных на столе, на что тот махнул рукой и пошел дальше…
Прошло минут пять – шесть. В еще открытую дверь кабинета заходят два молодых человека в форме.  Поздоровались и представились, как работники…, в общем, одного из органов, занимающихся экономическими преступлениями. Я пригласил их сесть за стол. И тут один из них говорит, что я нарушил закон. Я в первый момент, конечно, напрягся, но быстро взял себя в руки и спросил, о каком нарушении идет речь?  Он вытаскивает из кармана две ксерокопии 500 рублевых купюр - тех, которых только что внес в кассу молодой человек, и говорит, что мы взяли у клиента наличные деньги. «Ну и что? – отвечаю я. - Мы фирма с официальной регистрацией. Кассовый аппарат также зарегистрирован в налоговой. Вот чек и приходно-кассовый ордер, выписанный клиенту, которые он оставил на столе. Скажите пожалуйста, где и в каком месте, нарушение?»
Они посмотрели друг на друга, похоже, поняли, что возражать нечем. Но так быстро сдаваться им, очевидно, не хотелось. В этом месте один из них вытащил маленький плеер и включил наш с клиентом разговор. Вот ***, думаю, подготовились, однако, тщательно. Получается, что эти двое сидели внизу в машине, подслушивали и записывали весь наш разговор.  А в разговоре, в одном месте клиент спрашивает, как ему быть, если он не сможет сдать экзамен. На что, оказывается, я ответил ему, что мы поможем. Теперь «гости» в форме прицепились к слову «поможем», допуская, что я собираюсь выписывать документ об окончании курсов человеку, который не сможет сдать экзамен. «Во-первых, - сказал я им, - никаких документов об окончании курса мы еще не выписывали. - Для этого клиент еще должен пройти учебный курс и сдать экзамен. А, во-вторых, слово «поможем» можно истолковать по – разному, например, как «разрешить клиенту повторную попытку».
Мой ответ их не удовлетворил.
Они сидят. Сидят в ожидании чего-то. Чего – можно только догадаться. Меня их присутствие начало раздражать. Я стал искать вариант избавления от них. Вариант «безболезненного» избавления. Вдруг мой взгляд зацепил на экране компьютера картотеку клиентов. Я начал ее листать и наткнулся на карточку клиента, который как-то при разговоре говорил, что один из силовых министров (не будем называть который) – его родственник. Вот, думаю, клин-клином и будем вышибать! Набрал номер клиента, поздоровался и, громко, чтобы и мои «гости» слышали, говорю:
 - Слушай ***, что эти ваши (!) люди от меня хотят?
 - Что случилось? – спрашивает тот.
Я говорю:
- Пришли и сидят, работать не дают!
- Из какого ведомства?
 Ну я и назвал из какого ведомства они пришли. Он попросил, чтобы я дал трубку им. Я передал трубку одному из них и сказал, что с ними хотят поговорить. И добавил:
- Между прочим, это родственник того-то!
 Я не знаю, о чем они говорили, но вернув трубку (на том конце трубку уже поставили), «гость в форме» сказал: «Видали мы, этих родственников…!»
Даа, подумал я про себя, вариант не прошел. Видимо, они решили взять меня измором.  «Надо что-то делать, что-то надо делать!» – стучало у меня в висках.  Я спросил, кто из них главный и предложил поговорить наедине. Тот, который и до этого выходил курить, обрадовался и вышел. Только я не понял, чему он обрадовался - то ли тому, что появилась еще одна возможность выйти покурить, то ли, подумал, что я сейчас им взятку предложу. Когда, мы остались со вторым наедине, я посмотрел прямо ему в глаза и спросил:
- Скажите, пожалуйста, что вам от меня надо?
- Теперь уже ничего – ответил он. - Но вам придется с нами поехать!
- С какой стати? Вы что, хотите из меня сделать нарушителя, преступника? – спрашиваю я.
Он посмотрел на мою сторону и произнес:
- Не беспокойтесь. Ничего не будет. Даю честное мужское слово!
- И я после всего этого должен верить вашему честному слову? - задаю еще один вопрос.
- Так ведь, нам тоже надо отчитываться!
Тут я, чуть со стула не упал. Оказывается, они действительно пришли с заданием! С каким заданием, Вы, наверное, уже поняли, уважаемый читатель.
В общем, я рискнул поехать с ними. Хоть и тряслись мои коленки, но я сел в их машину. В зеркало увидел, что сзади нас сопровождает машина моего брата. Это немного успокоило. По дороге водитель говорит:
- Вот крепкий орешек нам попался! Вот Вы даете!
- В чем дело? – спрашиваю.
- А в том, что за последние две недели, мы обошли более десяти таких курсов по городу и везде, не проучившись ни одного дня, за деньги покупали документ об окончании курсов!
- Но мне же вы не предложили?!
- Понимали бесполезность этого, потому и думали поймать вас на другом!   
Мы приехали в их контору. Меня оставили подождать в соседнем пустом кабинете, а сами зашли к начальству. Через некоторое время меня вызвали. Я захожу в кабинет, здороваюсь. Начальник посмотрел на меня сверху вниз, затем так, с иронией спросил, что, мол там случилось. Я только хотел открыть рот, он меня резко остановил и сказал серьезным тоном: «Я бы мог вас наказать за мелкое мошенничество…». 
- Вы что? - говорю. Я людей хоть чему – то полезному учу, а вы чем заняты?
 Тут он вдруг рассердился и поднял на меня голос:
- Уходите, вон отсюда!
 Я, бросив на него презрительный взгляд, открыл двери и спокойно вышел.