Пес поэма

Евгений Романченко 2
Эта необыкновенная история произошла со мной
в одном небольшом российском городке,
Где я в тот день проездом был,
Мой поезд вскоре отходил.
Чтоб эти два часа убить
Решил немного побродить.
Вдоль тихих улиц я гулял
И незаметно в парк попал.
Среди прохладной тишины
Там ключ шумел и с вышины
Слетал дождем, в лучах сверкал
И землю влагой освежал.
И от него уйти стремясь,
Вели аллеи, расходясь.
Над ними зелень свила свод.
Я по одной пошел... И вот
Гляжу - поляна, а на ней
В соцветье маковых огней
Одетый в мрамор и гранит,
На пьедестале... Пес стоит.
С поднятой лапой в бронзе весь,
Его щетинистая шерсть
Горела золотым огнем
Под ярким солнечным лучом.
Он длинный хвост держал трубой
Так, словно в справедливый бой
Стремился гордо, лишь металл
Его на месте удержал.
Сверкали чистым серебром
Слова на пьедестале том
Они гласили, славя век:
"Псу - благодарный человек"
Гляжу, откуда-то возник
Седой, как зимний день, старик
Он молча стал со мною в ряд,
На пса свой устремивши взгляд...
И мимолетная слеза
Блеснула в старческих глазах,
Сползла по старческой щеке,
У рта оставшись в уголке.
Молчанье... И набравшись сил,
Его с волненьем я спросил:
"Скажи, отец, - гранит... металл,
Что значит этот пьедестал?
Ответь мне, что произошло
И пса над миром возвело?"
Он вздрогнул, словно в первый раз
Меня увидел, в тот же час
Кивнул в ответ мне головой,
Тряся седою бородой,
"НУ что ж" - сказал... И без прикрас
Я повторю его рассказ:
"Однажды жил на свете пес
И свой собачий жребий нес.
Ему природою дана
Была свобода лишь одна,
И весь, от носа до когтей,
Он был по рабски предан ей.
По свету гордо он гулял,
А цепь стальную - презирал.
Уместен будет Ваш вопрос,
Кому же нужен этот пес?
Ведь он не сторожит Ваш дом
И не ругается с котом,
Не лает зло из-под ворот,
Чтоб в страхе убегал народ,
И родословная его
Дворняга - больше ничего.
"А где собаки верный знак?
О н без ошейника! Да как?
ДА что Вы?! ОЙ беда!..
Скорей собачника сюда!!!"
Так обыватель восклицал,
Коль на прогулке пса встречал.
А пёс в душе тем нужен был,
Кого сам искренне любил.
Он нужен был густым лугам,
Цветам и птицам, и ручьям,
И той задумчивой реке,
Что вся в предутренней тоске
В долине лентою лежит
И синевой едва дрожит.
Бывало наперегонки
У тихо дремлющей реки
Он с ветром мчался. И с утра,
Рассыпав брызги серебра,
В прохладу синюю влетал
И реку вмиг переплывал.
А там на левом берегу,
На зеленеющем лугу
Весь мокрый, полный доброты,
Он ткнулся мордою в цветы.
И черный нос его большой
Покрыт был желтою пыльцой...
Потом спешил назад. С утра
Округи нашей детвора
С едой в руках его ждала
И за собой гулять звала.
Так жил он... Дворовые псы
Кривили в зависти носы
И поднимали всей гурьбой
Лай недалекий злобный свой.
А ночью в будках, на цепях,
Когда погашен свет в окнах,
Они, пугая тишину,
Тоскливо выли на луну.
Шло время... Вот однажды раз
Мечтая брел он, был тот час,
Когда уходят сутки прочь,
Еще не утро - уж не ночь.
Вдруг слышит - крики за углом,
Туда, а там пылает дом.
Живые языки огня
Игрой смертельною маня
По этажам стремглав бегут
И звезды в небе достают.
Вверху распахнуто окно,
Еще не тронуто оно
Огнем безумным - выше крыш
На подоконнике... малыш.
Глазенки торопливо трет
И тянет руки вниз. Народ
Внизу оцепенев стоит,
И мать в безумии кричит.
Пёс вздрогнул, громко зарычал
И в дом пылающий вбежал.
Прошла минута в тишине
И люди видят - он в окне
Зубами мальчугана взял
И вниз по лестнице помчал.
Вот он на первом этаже
Бежит к двери, народ уже
Ему навстречу поспешил,
Ребенка на руки схватил,
Но в этот долгожданный миг
огонь коварный пса настиг
И на дымящийся порог
Горящий рухнул потолок.
Смертельной хваткой пса сдавил,
Но пес отчайно жизнь любил!
Он выполз, к людям подбежал,
И весь пылающий упал.
Его накрыли. В тот же час
Огонь на нем шипя погас.
В молчаньи скорбном и немом
То место окружил кольцом
Народ... Ребенка принесли,
Мать прошептала: "Посмотри,
Сыночек мой - его ты спас,
Он улыбается сейчас"
На мальчугана пёс взглянул
И в самый нос его лизнул.
Потом он из последних сил
Горящий взор свой устремил
К далеким небесам. А там
Во славу громкую богам
Заря, краснея, день звала
И солнце в небо родила.
И светлый золотистый луч
Пробился из-за синих туч
Блистая, землю озарил
И в то же время пёс вскочил.
Задрал свой длинный хвост трубой
Так, словно устремился в бой
Вверх гордо голову поднял,
Залаял громко и упал..."
Старик умолк. Потом он обернулся ко мне и задумчиво проговорил:
"Этим ребенком был я..."
Я взглянул на часы. До отхода моего поезда оставалось
совсем немного времени.
"Прости меня, отец, спешу,
Но верь,об этом напишу!"
Тогда ему я слово дал
И вот, как видите, сдержал.