Тихоокеанцы- под Ленинград. Вести от отца

Алексей Чугунов 2
     Тихоокеанцы- под Ленинград. Вести от отца.

  /В тексте приводятся фрагменты писем с характерной лексикой и формами обращения, которые могут быть интересны. Интересно и беспокойство хозяина о доме и хозяйстве. Здесь нет лозунгов, есть жизнеутверждение. Это пласт крестьянской жизни, срезанный, вспоротый войной. Фрагмент *///* можно опустить./


  Началась война. Великая Отечественная 1941-1945 гг. Германские войска перешли границу и бомбили многие города Советского Союза. Гитлер обманул Сталина. Паника временно охватила всю страну и руководство страны. Война была ожидаемой, но неожиданной. Началась мобилизация. Со второй попытки папа был призван в Красную Армию. Мы проводили нашего отца и мужа на призывной пункт в Царицыно. Подробностей проводов не помню. Сказать стоит, что мне было 6 лет, а мама была в положении. Удивительное повторение. Моя мама в 1941 г., как и ее мама Александра Васильевна в 1914 г., проводив своих мужей оставались в положении. Мой папа был направлен на Дальний Восток. И пока он был в пути, летели письма из Москвы и в Москву. Эти письма, к счастью, сохранились и могут быть интересной информацией для размышлений о тех далеких и грозных годах. Папа двигался эшелоном на Восток от Москвы. А немецкие орды в это время двигались с Запада к Москве и довольно быстро. «Блицкриг». Мама думала, что папе повезло уехать от войны на Восток.

Первая весточка от папы была со станции «Болшево»  Ярославской железной дороги, где была первая остановка эшелона.  Позже из письма станет известно об этой поездке моей мамы и моей няни, которые сделали тщетную попытку его увидеть. Поездка не удалась. Папа был удивлен, что его первое сообщение вызовет столько хлопот.

Вторая весточка. Письмо от 26.07.41 из Загорска, где был сборный формировочный пункт. «Добрый день Нюра с приветом к Вам ваш муж Ваня...». Письмо от 26 июля 1941 г. Значит папа был призван в июле месяце, а не в августе, как нам казалось. Он сообщает, что завтра 27.07.41 г. «движемся дальше, куда- не известно». Папу беспокоит вопрос о сохранности документов. «Сумей не отдать документы». «Леша, будь осторожен и берегись. Я вернусь». «Нюра, береги свое здоровье и сынка Лешу».
Третье известие.  10 августа 1941 года из Иркутска. Письмо было написано на скорую руку, перед отходом эшелона. Папе стало известно, что от Москвы до места назначения нужно проехать всего 9373 километра. Теперь осталось немногим более 4 тысяч. «Нюра и Леша, берегите себя и спасайтесь где возможно»... «Леша, будь зорким».

Четвертое известие (письмо Нюре от 24 августа 1941 года). «Добрый день, Нюра и Леша. Посылает вам Ваня Дальневосточный привет. Доехал благополучно, нахожусь в части. Я очень и очень о вас беспокоюсь. Я получил форму матроса. Прошу, пишите чаше, берегите себя и свое здоровье».
 
Пятое известие. В письме от 26 августа 1941 папа передает пламенный, сердечный дальневосточный привет мамаше(тёще), Алексею Алексеевичу,его жене Нюре и детям. Сообщает, что по распорядку дня подъем у них в 6 утра, что соответствует 11 часам вечера по Москве. Передачи по радио прослушивают в 2 часа дня перед обедом. Папа просит сообщить о дорогом шурине Константине. И сообщает свой адрес: Приморский край, Шхотовский район, станция Новонежино. Почтовый ящик №09. Краснофлотцу Чугунову.

Шестое известие. Письмо от 26 августа 1941 года.  Папа шлет сердечный, Дальневосточный привет маме и сыну Лене. "Писем от вас пока не получал. Мне не верится, что смог повидать такую чудную местность. Горы выше облаков, а в промежутках – равнина. Если трудно – переезжайте в другую местность. Не дождусь никак от вас хотя бы несколько письменных слов. Сынок Леня, целую тебя и маму и посылаю тебе один рубль на гостинцы."

Письмо Нюре от 8 сентября 1941 года. Содержало новый адрес. Тихоокеанский флот 1120. Военно-морская почта п/я 611. Краснофлотцу Чугунову.

  * /// Известие восьмое от сентября 1941 года. "Добрый день, Нюра, от Вани. Послал много писем, но ответа до сих пор нет. Беспокоюсь. Сынок Леня, получишь письмо, напиши мне в письме свое имя /сам/. Прошу прислать ваши фотокарточки. На свое фото пока нет денег. Берегите здоровье."

3 октября 1941 года. "Добрый день, Нюра. С приветом твой муж, Ваня. Письмо и открытку получил. Спасибо. Пишите чаще. Я живу здесь пока очень хорошо и   спокойно. Сыт и здоров…  Как дела колхоза и как уборка урожая? Привет всем родным и соседям. Иду в суточное дежурство с 6 вечера."
 
Известие десятое. Письмо Нюре от 23 декабря. Папа сообщает, что карточек на хлеб не дадут, ведь мы колхозники, нам не положено... Доволен, что купили одежду для сынка Леши.

Известие 11. Письмо мамаше от 1 января 1942 года. "Кланяюсь дорогой мамаше, дорогому шурину Алексею Алексеевичу и его жене Нюре, и деткам Коле и Лене. Поздравляю с Новым годом, с новым счастьем и здоровьем. Жду скорого ответа."

Известие 12. Письмо мамаше от 6 января 1942 года. "Кланяюсь дорогой мамаше и прошу вас, мамаша, передать привет моей жене, Нюре, и дорогому сыночку моему Лене..." Далее папа сообщает, что во время написания этого письма ему передали письма от Нюры и в этом конверте еще письмо от сыночка Леши. Папу по-прежнему беспокоит вопрос о получении продуктов на трудодни. Пусть Нюра не беспокоится о тех деньгах, которые я якобы должен колхозу. Это я за собой не признаю. Прошу беречь мои документы и никому их не отдавать. До свидания. Ваш зять Ваня.

Известие 13. Письмо мамаше от 10.01.42 г. "Письмо от зятя Ивана Ивановича мамаше. Здравствуйте, дорогая мамаша. Жду- не дождусь сообщений о вашей жизни и здоровье моей жены Нюры и сына Лени..." Ещё просит сообщить о шурине Константине Алексеевиче.

Известие 14.  Письмо Нюре от 7.02.42 г. Письмо папа это писал, когда мама рожала дочку Раечку, мою любимую сестричку. "Кланяюсь дорогой жене Нюре и сыночку Лене. Желаю хорошего здоровья, дорогая моя жена Нюра. Письмо я от вас получил, за которое очень благодарю вас, Нюра..." Папа ответ пишет на имя мамаши. Он уверен, что продукты выдадут полностью.

Известие 15.  Письмо Нюре от 14.02.42 г. "Здравствуйте, дорогие мои родные. Во-первых, кланяюсь жене Нюре и еще моим деткам, сыночку Лене и дочке Раечке, да еще кланяюсь дорогой мамаше и поздравляю вас новорожденной дочкой Раечкой. Желаю всего хорошего в жизни и самого наилучшего здоровья..." Далее папа пишет, что трудно будет теперь воспитывать... деток.., которых так хотелось нам в мирной жизни. Папу интересует, что можно у нас купить из продуктов и по какой цене. Просит написать об отношении руководителя колхоза к маме. Он сообщает, что положение меняется, что может быть встреча. Вероятно, они, папа и его товарищи, поняли, что скоро поедут на Запад.

Известие 16.  Письмо Нюре от 18.02.42 г. Кланяюсь дорогой жене Нюре, дорогим моим деткам сыночку Лене и дочке Раечке, и еще кланяюсь дорогой моей мамаше и посылаю вам от своего сердца Пламенный привет. Читаю ваши письма от 13.02.42 г. И все время вас благодарю..." Папа ждет сообщений на счет продуктов с колхоза за свои трудодни... Папа спрашивает можно ли купить что-либо из продуктов. Он знает из письма, что всех мужиков призвали в Армию. Но кто же остался дома? Григорий Александрович и Андрей Васильевич? Передаёт им привет. Он просит беречь с мамашей деток. Нюрочка, еще раз до свидания. Целую вас всех тысячу раз. 18.02.42. Жена Нюра, не взыщите, писать плохо, очень темно. До свидания. Ждите фото, а потом и меня. Ваня.

Известие 17.  Письмо Нюре от …01.42 г. Это письмо папа пишет до получения известия о рождении дочки Раечки. Возможно, было самое начало февраля. Папа скучает. Ждет писем. Не дождался. Пишет сам. Его интересует с кем был Леша, когда мама болела. Леша и Нюра, любимые мои, родные, обо мне не беспокойтесь. Моя служба пока очень хорошая. Завтра воскресенье, будем фотографироваться. Не скучайте, может быть через год увидимся. Привет мамаше. До свидания. Нюра и сыночек Леня, заочно целую вас еще раз. Жду ответа.

Известие 18.  Письмо Нюре от 24.02.42 г. "Кланяюсь дорогой жене Нюре, моим деткам, сыночку Лене и дочке Раечке..." Папа сердечно благодарит за письмо и сообщает, что получил письмо от моей няни, его сестры. Он думает о трудностях с продуктами и советует продавать картофель для получения хлеба. «Ничего дороже жизни нет». Папа сообщает, что у них тепло, нет снега, хотя кадровые краснофлотцы говорят, что снег в это время обычно бывает. "Из состава нашего подразделения 3 человека поехали домой по здоровью. Мы встречали праздник 23.02.42 г. повышением бдительности и хорошим питанием." Он сообщает, что фоток нет, не было увольнения. С получением ответа буду писать в колхоз и Громову М.А. Папа просит сообщить о Сене, Косте и Алексее и о друзьях. Он просит Лешу, т.е. меня, передать привет своей бабе (бабе Саше) и благодарность за то, что нас сберегла. Привет еще т.Наде, Коле, Тоне и мальчику, а также т.Нюше, Коле и Лене... А теперь, дорогой мой сынок Леня и дочка Раечка, целует вас папанька и желает вам хорошего здоровья. Дорогая жена Нюра, желаю вам скорее поправиться и быть здоровой, затем до свидания, муж Ваня.

Известие 19.  Письмо Нюре от 21.04.42 г. "Здравствуйте, дорогие мои родные. Кланяюсь моим дорогим Нюре, Леше, Раисе..." Папа сообщает, что письмо получил и очень оно понравилось. "Мама Нюра не бойтесь, землю никто отобрать или отрезать … не имеет никакого права. 20.00 вечера иду на вахту. … целую вас заочно тысячу раз."

Известие 20.  Письмо Нюре от 24.04.42 г. "Во-первых поклон жене Нюре и деткам Лене и Раечке. Далее сообщаю, что письмо от 21.04.42 г. понравилось очень и очень. Нюра … благодарю и большое вам спасибо. Теперь я знаю участь наших мужчин, положение брата Сени, который попал в плен, да Кости и Алексея и еще некоторых моих товарищей.  Мне, Нюра, хочется иметь переписку с кем-нибудь с Запада. Может быть придется поехать на Запад." Далее папа сообщает, что письмо читал с улыбкой ( как ездили в Болшево). Он спрашивает как ведет себя косолапый Мамай. Убеждает, что бояться не надо, участок не отрежут. Он сообщает, что кормят хорошо, табаку хватает. "Дорогой сыночек Леша, я давно не получал от вас писем, ласковых словечек."

Известие 21.  Нюре письмо без числа и начала. Начало письма утеряно. "… ваше дело о продуктах разобрали и выслали ответ в правление колхоза и на домашний адрес. (так сообщило командование части). Нюра, я не хочу вас обратно беспокоить насчет бритвы. А то уж надоело брать у товарищей. А бриться заставляют через день. Купить здесь негде. Даже во Владивостоке нет. Нюра, до свидания. Желаю вам хорошего здоровья. Муж ваш Ваня."

Известие 22.  Нюре письмо без начала и без даты. Начало утеряно. Папа пишет о том, что пишут его товарищу: "...Живут очень плохо даже картошки и той нет. Нюра на ваши письма они удивляются, да еще на деньги, которые вы мне присылали. Они говорят, живы будем обязательно приедем к тебе и посмотрим, что у тебя за Нюра. Дорогая моя Нюра, обо мне не беспокойтесь, а берегите сами себя и сынка Леню, и дочку Раю. Передавай привет мамаше. До свидания Нюра, сыночек Леня, дочка Раиса. Целую вас с пожатием ручки вашей. Жду ответа. До свидания – муж Ваня." /// *

Известие 23.  Письмо Нюре от 5.10.42 г. из Иркутска. "Здравствуйте дорогие мои родные. Кланяюсь вам Нюра, еще кланяюсь и целую своих любимых детей, сыночка Леню и дочку Раю, еще кланяюсь мамаше и сестре Нюше, и всем другим родным. Пишу письмо из города Иркутска…  через дня 3-4 будем в городе Горьком. Нюра, прошу не волноваться, возможно увидимся. До свидания. Ваня."

Итак, возвращение с Дальнего Востока на Запад могло означать только одно. Возможно, этот материал отражает события, где Подольск был пунктом формирования. Известна история история формирования 142 отдельной морской стрелковой бригады (2го формирования) из сибиряков и моряков.
Вероятно, в конце октября 1942 г. папа Дальневосточным эшелоном прибывает в г.Подольск, где производится формирование и переподготовка в течение месяца (октябрь-ноябрь).

Мама получает сообщение, возможно телеграммой, о том что папа находится в г.Подольске и что можно к нему приехать на свидание. Первая поездка к папе была в составе: мама, я и папина сестра Анна Ивановна. Сборы были недолги. Сестричка Раечка оставалась на попечении нашей бабушки, Александры Васильевны. Добирались мы электричкой. Деталей я не помню. Помню рабочую окраину г.Подольска, дома-коробки. Помню квартиру, которую снял папа для нас. Пожилая простая хозяйка в фартучке показала нам наше жилье. На улице было уже темно. Помню, как мы укладывались спать. Я ложился в обнимку с папой.  И вскоре уснул. Как утверждает мама, папа сильно изменился. Лицо было худым, выступали скулы. Деталей я не помню. Как рассказывала мама, мы уехали домой вечером следующего дня. Папа после обеда был с нами. Я не помню деталей нашей встречи и расставания. Странно, мне было уже 7 лет, но я еще не учился. Учиться пошел в 8,5 лет. Это уже был 1943 год. А сейчас пока октябрь 1942 года.
Вторая встреча с папой состоялась недели через две после первой. Это уже было в начале ноября. В этот раз мы ездили к папе вдвоем, я и мама. Из второй поездки я помню лишь наше расставание. Мы расцеловались. Мама плакала. Папа держался. Он обнял меня и маму и долго-долго целовал своего любимого Леню. Врезалась в память такая деталь-картина. Окраина города. Папа машет рукой. Он стоит на фоне дома и группы больших, выше дома, берез. Березы сильно раскачивает ветер. Мы удаляемся, а папа стоит и машет шапкой. Кстати, папа и его товарищи- краснофлотцы были в обычной солдатской форме. Папа на память нам подарил две красивые рубашки-робы, матроски. Они у нас до сих пор сохранились. Добрались домой мы на электричке. Электричка мне была тоже в диковинку.
Подумать только, ведь это было последнее общение меня и мамы с папой. Это было прощание навсегда, навечно. К сожалению, своей дочки, Раечки, папа так и не увидел.

Известие 23. Письмо Нюре от 2.01.43 хочу привести полностью.
"С Новым годом! Здравствуйте, дорогие мои родные. Кланяюсь вам, Нюра, еще сыночку Лене, дочке Раечке, мамаше и сестре Нюше и сообщаю вам, что я жив и здоров, и вам желаю хороших успехов и здоровья в этом году. Нюра, у меня все в порядке. Живу я пока хорошо. Нахожусь под Ленинградом, но проживу я здесь считанные дни. Нюра, нового я вам пока ничего не пишу. Нюра, питание у нас фронтовое: хлеба 900 гр, 50 гр спирта. Нюра пишите мне письмо, я немного по вам скучаю. Но все у меня по службе в порядке. Настроение хорошее. Жду ответа. Целую вас всех крепко. Затем до свидания. Мало времени.
Просмотрено военной цензурой
(штамп на письме и конверте)
Москва 17 ГД
2-1-43 2
Конверт      - Москва 17 Воронцовское п/о
с.Коньково дом №7
Чугуновой Анне Алексеевне
2276 Действующая Армия
В.П.П.С. часть 35
От Чугунова Ивана Ивановича

Это было последнее письмо от папы. После наступления наших войск 12.01.1943 по прорыву блокады Ленинграда мама получила извещение с сообщением: Ваш муж Чугунов И.И. «Пропал без вести».

Прорыв блокады Ленинграда (ПБЛ) 1943 г. с 12-30 января – наступательная операция войск Ленинградского фронта (ген. Л.В.Говоров) и Волховского фронта (ген. К.А.Мерецков) против нем. 18А гр. армий Север (26 дивизий и 4 финские дивизии). Шлиссельбургско-Синявинский выступ – мощный полевой укрепленный район. Для его прорыва были созданы мощные группировки 67А Ленинградского фронта и 2удА Волховского фронта. Встречными ударами советских войск была прорвана оборона противника с образованием коридора шириной 8-11 км. Сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена. ПБЛ - перелом в битве за Ленинград 1941-1944гг. (ВЭС стр.596). См. карту ПБЛ.

А теперь хотелось бы привести известные факты и сделать определенный вывод об участии папы в прорыве блокады Ленинграда. Итак. Папа пропал без вести. Вопрос где и когда?
Факт 1. Письмо от папы от 2.01.43г. «С Новым годом! Нахожусь под Ленинградом, но проживу здесь считанные дни».
Факт 2. Советские войска начали операцию по прорыву блокады Ленинграда 12.01.43г. Это был встречный удар 2ух фронтов Ленинградского - 67А и Волховского – 2 Ударная Армия. Прорыв блокады проводился с 12.01.43 по 30.01.43 г.
Факт 3. Свидетельство о прорыве блокады Ленинграда, полученные через Интернет.
1. «1985г Уважаемая редакция газеты Ленинградская правда. Мой отец Кузнецов Алексей Семенович 1910 гр. … В сентябре 1942г был отправлен на фронт через г.Подольск МО, где была сформирована 142 (2го формирования) отдельная морская стрелковая бригада из Тихоокеанцев и Сибиряков. В ноябре через г.Тихвин и Ладожское бригада была переправлена в г.Ленинград. Из письма однополчан отца стало известно, что в марте-апреле 1943 г. бригада вышла из боев на переформирование. Командиром был Кащенко. Из 8000 человек осталось около 800. И из 2ух обескровленных бригад была сформирована 120 стрелковая дивизия 3-го формирования. Командиром был полковник Батлук».
2. «Советская Россия» от 22.04.85г. «Служил я кадровую во Владивостоке. В 1942г. мы прибыли в г.Подольск, где была сформирована 142 отдельная морская стрелковая бригада. … В конце ноября по ж/д через г.Тихвин и Ладожское озеро мы прибыли под Ленинград, где участвовали в прорыве блокады Ленинграда. Наша бригада несла большие потери в боях под 8 ГЭС, рабочие поселки и Синявино. Примерно в феврале мы получили пополнение, но его надолго не хватило. В 1943 году нас расформировали. Мы получили пополнение 7 морской бригадой, и наша часть стала именоваться 120 стрелковой дивизией, которая участвовала в окончательном снятии блокады Ленинграда и освобождении городов Гатчина и Луга. Командиром дивизии был полковник Батлук. …. Ветеран 142 отд. морской стрелковой бригады Ташминцев 25.04.80г».
Факт 4. Мой папа 1 год и 3 месяца служил на Дальнем Востоке, г.Владивосток. В октябре 1942г. эшелоном прибыл в г.Подольск на переформирование. Мы с мамой встречались с папой в г.Подольск дважды.( Я упоминал о последней встрече и расставании. Поле, по которому мы шли от папы на ж/д станцию, было заснежено. Был месяц ноябрь, вторая половина.) В конце ноября папа убыл из г.Подольска и оказался под Ленинградом, о чем он пишет в последнем письме от 2.01.43г. Таким образом, можно считать с определенной уверенностью, что мой папа, краснофлотец Чугунов Иван Иванович, в составе 142 отдельной морской стрелковой бригады, сформированной в октябре 43г. из Тихоокеанцев и сибиряков в г.Подольске, был переброшен в конце ноября через г.Волхов и Ладожское озеро под Ленинград, где участвовал в период с 12.01.43 по 30.01.43г. в прорыве блокады Ленинграда.
   Ценой больших потерь и мужества советских воинов была очищена от немцев полоса в 8-10 км побережья Ладоги. Инициатива здесь навсегда перешла в руки советских войск. Вечная слава и память воинам, отдавшим свою жизнь за независимость и свободу нашей Родины – СССР.