Через тернии к алмазам

Анна Голубева 3
                Его любовь к камням проявилась уже в возрасте пяти с половиной лет. Можно сказать, что Илье здорово повезло. Для полной отшлифовки таланта судьба, не скупясь, предоставила ему долгий временной промежуток. Редко кому так везёт: сколько мальчишек и девчонок даже к концу школьного обучения никак не могут определиться с выбором профессии. Идут на поводу чужих желаний и возможностей, а потом пожинают плоды нелюбви к выбранной стезе.
               Итак, когда Илье было пять с половиной лет, в соседском дворе появилась гора щебёнки. Она была завезена хозяевами для строительства подсобных помещений. Гора появилась, а Илюшка пропал. Папа и мама долго не могли понять, куда сын периодически исчезает из поля родительского контроля? Через несколько дней загадка была разгадана. Илюшина мама, перед тем как стирать детскую куртку, вывернула карманы и обомлела: карманы были набиты камнями разной формы и разного цвета.
               Мама была учителем, преподавала географию в школе и много чего знала про геммологию (науку о камнях). Это было второе везение Ильи, а может, даже и первое по значимости. Наталия Александровна не стала ругать сына, наказывать за порванные карманы куртки и вытертые до дыр коленки штанов. Напротив, она внимательно рассмотрела находки и похвалила Илью за хороший выбор. Они вместе рассмотрели каждый камешек, восхищаясь то цветом, то блеском, то приятной шероховатостью. Мальчишка ликовал. Получив мамину поддержку, он с воодушевлением продолжил свою первую геологическую экспедицию во дворе соседей. Сосед, поначалу пытавшийся возмущаться по поводу вероломного вторжения и расхищения его собственности, после разговора с профессионалом-педагогом в лице Илюшиной мамы утихомирился. Он только усмехался в густые усы, когда видел на куче щебёнки детскую спинку, замершую над очередным каменным шедевром природы.
                Позже мама сделала подарок, который Илья запомнил на всю жизнь. Наталия Александровна подарила ему большую энциклопедию камней, предопределив будущую профессию сына.
                Надо отдать должное: не только мама-географ, но и папа-художник способствовал развитию творческих способностей сына и становлению его характера.  Анатолий Иванович, как бы не был сильно занят, никогда не жалел времени на общение с ребёнком. Приходя с работы, мама частенько заставала своих любимых мужчин, перепачканных красками или глиной. Как-то Илью спросили: «Какой день в твоей жизни был самым счастливым?» Ответ был однозначный: «Ночная поездка с папой на рыбалку…»
                В школе без участия Ильи не обходилась почти ни одна выставка, ни один конкурс, ни одна творческая поездка. Родители бережно хранят все его детские поделки: и нарисованные красками пейзажи, и коллекцию глиняных скульптур. Даже в музее Пушкина в селе Ярлуково висит картина юного художника из далёкого посёлка в Липецкой области. На его рисунке изображена тёмно-зелёная раскидистая ель, хрустальный домик и рыжая белочка.
                «…Белка песенки поёт
                И орешки всё грызёт,
                А орешки не простые,
                Всё скорлупки золотые,
                Ядра чистый изумруд…»
                Так-то. И здесь не обошлось без драгоценных камешков!
                У Ильи никогда не оставалось времени на обычные детские шалости и бессмысленное времяпрепровождение: он постоянно совершенствовался и упрямо двигался к главной цели. В 10 классе журналист задал ему вопрос:
                - Какие у тебя планы на будущее?
                Илья, не раздумывая, ответил:
                - Буду учиться на мастера по обработке драгоценных камней…
                Звёзды помогают тому, кто твёрдо знает, чего он хочет и не тратит силы на пустое. Окончив с серебряной медалью  среднюю школу, Илья  поступил сразу в два старейших ВУЗа России: в Воронежский университет на факультет геммологии и в Санкт-Петербургский университет на геологический факультет. После недолгих раздумий Илья решил получить столичное образование.
                Студенческие годы пролетели быстро. Илья всё также упрямо двигался к своей мечте, не отклоняясь от курса ни на миллиметр. Сессии и лабораторные работы не вызывали у него особых трудностей – он щёлкал их, как белочка на его детском рисунке щёлкала орешки. Но Илья с замиранием сердца ждал летние практики. Их было три, и все три оставили неизгладимый след в душе парня, романтика и практика в одном лице.
                Первая практика была в Забайкалье после первого курса. Илья попал в поисковую экспедицию на золоторудные месторождения. Вместе с сокурсниками и матёрыми геологами он выявлял аномальные зоны, обусловленные жилами кварца с вкраплениями золота. После трудных дневных работ, вечером они пели песни у костра, слушали рассказы бывалых геологов, варили кашу в котелке… 
                Вставал Илья раньше всех в отряде, уходил в лес за грибами и ягодами. Отец научил его хорошо ориентироваться на местности, распознавать съедобные дары природы от несъедобных. Илья во время летних практик то и дело с нежностью в сердце вспоминал его с отцом рыбалки, ночёвки на берегу реки в палатке и, конечно же, захватывающие рассказы мамы-географа о великих путешественниках и их открытиях.
                Вторая экспедиция проходила в Крыму. Молодой второкурсник и тут умудрился отличиться. Кроме тренировок в описании осадочных, магматических и метаморфических пород, Илья параллельно практиковался в палеонтологии. Сказалось детское увлечение динозаврами. В родительском доме стоят на полке в рядок искусно выполненные школьником Илюхой глиняные фигурки древних рептилий. А в Крымском музее хранится найденный студентом-второкурсником Ильёй уникальный образец гигантской устрицы, датированный Маастрихским возрастом (примерно 66 млн. лет назад!).
                Карелия — это была третья экспедиция. Здесь Илья освоил основные геофизические методы геологоразведки, которые легли в основу его дипломной работы. Он, как обычно, много работал и со свойственной ему скрупулёзностью вёл полевой дневник, делая в нём подробные записи сопровождаемые искусными зарисовками. Дневник так понравился преподавателям, что они его оставили на кафедре в качестве образца оформления для будущих геологов. 
                Илья отличался от других студентов усидчивостью и серьёзностью, но мальчишка есть мальчишка, да и соблазнов у юноши, оторванного от родного дома, всегда хватало. Поэтому мама-педагог постоянно держала ухо востро, удерживая сына от необдуманных поступков и соблазнов. Такая опека никогда не напрягала Илью, он уважал мнение мамы и слушался её с достоинством зрелого мужчины. «Мама плохого не посоветует!»  Умение прислушиваться, считаться с мнением других людей, очень помогло в дальнейшем становлении Ильи как специалиста и как человека.
                Он и сейчас, уже будучи уважаемым, неоднократно премированным специалистом, принимая трудное решение, может спросить совета у Наталии Александровны и Анатолия Ивановича. 
                С родительской подачи Илья оказался в Сибири. Когда-то  волею судьбы родители Ильи оказались в этих суровых, но красивейших местах. Они полюбили их на всю жизнь. Наталия Александровна в школе преподавала географию, воспитывала юное поколение и очень любила то дело, которым занималась. Анатолий Иванович работал художником-оформителем. Илья у них родился здесь же, в Сибири. Семья, наверное, никогда бы не уехала оттуда, но заставили обстоятельства: престарелые родители, жившие в Липецкой области, нуждались в помощи дочери и зятя. Они уехали, но всегда мечтали вернуться в места своей молодости. Не вернулись, зато дали совет сыну, где работать после получения диплома геофизика. Так Илья снова оказался в Сибири (где родился, там и сгодился!) и стал работать в ведущей алмазодобывающей компании.
                Благодаря своей целеустремлённости и поддержке семьи мечта Ильи стала реальностью. Он занимается тем, к чему потянулась душа пятилетнего мальчишки - добывает прекрасные произведения природы. Алмазы! И пока не разочаровался в той стезе, к которой упорно шёл. Сейчас, спустя десять лет после окончания университета, Илья всё так же по-мальчишески предан своему увлечению, ставшему профессией. Если рассказывает об алмазных россыпях, о кимберлитовых трубках, о комбинате, о коллегах, то в глазах его вспыхивают яркие фонарики. Илья любит свою работу, а работа любит его.
                Многого он уже успел достичь и всё равно не перестаёт мечтать. Его тайное желание - найти самый большой алмаз в мире. И почему-то верится, что обязательно найдёт. Такие мальчишки, как Илья, вертят планету в нужном направлении.