Работа в ансамбле танца С
Весной 1981 года я демобилизовался из армии, где служил в Монголии. В то время часто посещал наш городской Эсперанто-клуб, находившийся в Городском Дворце Культуры. Там я встретил эсперантиста Виктора Смоленцева, невысокого роста, кряжистого, с большой лысиной впереди, как у Ленина. Он подошёл ко мне и сказал: «Знаю, что ты недавно вернулся из армии, хочу предложить не пыльную работу в Красноярском ансамбле танца Сибири, где я работал несколько месяцев. Сейчас собираюсь ехать на Дальний Восток, чтобы заняться пчеловодством. Если ты согласен работать на моём месте, то завтра приходи в филармонию устраиваться!»
«Интересное предложение, надо подумать. А что я теряю?» размышлял я.
На следующий день поехал в филармонию, располагавшуюся на пр. Мира, и устроился на работу. Там мне сказали, что есть ещё одна вакансия на эту работу. Можно кого-то порекомендовать. Домой я возвращался вечером, вижу Славка Сибиряков, мой одногодок, живущий в том же доме, сидит на лавочке и скучает. Он тоже недавно вернулся из армии и ещё не определился с работой. Ему предложил поработать в ансамбле. На следующий день Славка, имеющий кудрявые волосы и тонкие черты лица, вместе со мной поехал в филармонию и устроился на совместную работу монтировщиком сцены. Вот таким образом приобщился к искусству, работая в ансамбле танца Сибири под руководством Годенко Михаила Семёновича. Раньше я почти нигде не бывал кроме деревни на Алтае и службы армии в Монголии.
Технической службой, т.е. нами руководил замдиректора Абрамов Виктор Иванович, высокий, породистый мужчина лет 50 с волнистыми чёрными волосами и с большим чувством юмора. Кроме меня с Сибиряковым монтировщиками сцены работали: Александр Феодосик, дольше всех в этой должности, считающийся здесь за старшего: сухощавый с русыми волосами лет около 30 и Юрка Дёмин, испитый мужик лет за 40 с гаком, у которого было большое пристрастие к алкоголю.
Нам объявили, что через неделю мы летим на гастроли в Москву и Ленинград. Мы сразу познакомились с молодыми, после хореографического училища, танцорами Сергеем Новосёловым, Еленой Васильевой, Юлией Борискиной… Перед отъездом мы упаковали в специальные кофры обувь, одежду, реквизит ансамбля.
Итак, мы прилетели в Москву, было несколько концертов в Кремлёвском Дворце. Наша работа состояла в том, чтобы удобно разместить кофры с обувью, одеждой и реквизитом около сцены. Поначалу я стеснялся за кулисами полуголых танцовщиц, а потом настолько привык, что иногда помогал им раздеваться и одеваться между танцевальными номерами.
Потом мы поехали поездом в Ленинград, где было несколько концертов в концертном зале «Октябрьская». Мне очень понравился этот город своей архитектурой. В Летнем Саду я попал на встречу с эсперантистами из Швеции Карлом и Анной Ульстрем.
В начале июля мы вернулись самолётом в Красноярск. У артистов был отпуск, а мы – рабочие сцены собирались в филармонии. Там мы познакомились с Гончаровым Владимиром по кличке Француз, сапожником, бывшим танцором. Старшего монтировщика сцены Феодосика танцоры звали Гобсеком, так как он ссужал деньги под процент до зарплаты. На всём экономил, даже на еде.
В начале августа 1981 года ансамбль вылетел в Сочи, где было всего несколько концертов за месяц, остальное время мы отдыхали, купались в Чёрном море и загорали. Там встретился с местными эсперантистами под руководством Владимира Беспалова, мужчина лет 40, работающим тогда профсоюзным лидером местного молокозавода. Несколько раз я был в гостях у этого гостеприимного человека.
Познакомился с солистом ансамбля Славой Лыковым, который великолепно танцевал, исполняя роль тестя в танцевальной композиции «Было у тёщеньки семеро зятьев». Раньше он учился в ветеринарном техникуме. Слава стал моим учеником Эсперанто. Язык давался ему легко, так как в техникуме преподавали латынь.
Потом в сентябре – октябре были гастроли в городах Урала. В начале ноября были вновь концерты в Ленинграде, где я встречался с местными эсперантистами.
В начале 1982 года у нашего ансамбля были гастроли на северо-западе Российской Федерации: в Архангельске, Северодвинске, Петрозаводске, Североморске, Мурманске. Также выступали в Москве.
В то время зарплата монтировщика сцены была 220 рублей + суточные. Перелёты тоже были бесплатными для нас, а также гостиницы.
В мае 1982 года ансамбль выступал на XVIII съезде комсомола в Москве. Сам я не работал на этом концерте. Дал своим коллегам на пару бутылок водки, и они справились без меня. Я в то время поехал в Щербинку на два дня на Эсперанто-встречу. Там познакомился с Татьяной Венславской, молодой женщиной лет 23, уже побывавший замужем, разведённой, которая училась в МАДИ. Наш роман продолжался в Москве несколько месяцев. Мы не форсировали события, нам было интересно общаться друг с другом. Татьяна жила тогда на Башиловской улице. Она нравилась мне, но не больше. Я для Тани был лишь бедным гастролером, поэтому в серьёзные отношения наши встречи не переросли.
Потом были гастроли на Украине и в Крыму. В Ялте познакомился с Ефимом Зайдманом, лидером местного Эсперанто-клуба и даже пригласил его на концерт ансамбля. Однажды художественный руководитель ансамбля танца Сибири Михаил Семёнович Годенко предложил мне, что при желании научат меня танцевать, чтобы тоже выступал в его коллективе. Я вежливо отказался, ибо уже знал, что такое жизнь профессионального танцора. Принял для себя решение, что в конце года буду поступать учиться на рабфак нашего педагогического института на факультет иностранных языков
В августе мы выступали в Москве и Ленинграде. В то время солистка ансамбля Елена Васильева стала моей Эсперанто-ученицей. В Ленинграде я участвовал в международной встрече эсперантистов из Франции, Швеции…
В сентябре 1982 года ансамбль танца Сибири гастролировал в Ташкенте, в столице Узбекистана (тогда ещё советского). Была жаркая погода. Обилие фруктов… Концертов было не так много. Я встретился с местными эсперантистами под руководством Евгения Перевертайло.
В октябре, когда мы вернулись в Красноярск, я уволился из ансамбля, потому что решил поступать учиться на иняз. Мой приятель Славик Сибиряков тоже уволился после меня и стал работать токарем на судоремонтном заводе.
За время работы в ансамбле мне удалось побывать в 25 городах Советского Союза, встречаться с очень хорошими людьми. Не жалею, что почти полтора года был связан с искусством. В начале мая 1982 года за хорошую работу меня наградили почётной грамотой, которой было напечатано: артисту ансамбля танца Сибири Малыхину Валерию Фёдоровичу, а также подарили гитару, которая долгое время напоминала мне о том замечательном времени. У меня остались только самые светлые воспоминания о работе в красноярском ансамбле танца Сибири.
9 ноября 2018 года.
© Copyright:
Валерий Малыхин, 2019
Свидетельство о публикации №219020401803