Круглянские напевы военной поры

Ольга Олевская
 Моя мама родилась в 1931-м году. Когда началась война, ей исполнилось 10 лет. Все эти трудные годы она с мамой и сестрой прожила в селе Круглом недалеко от Воронежа. Немцы на эту сторона Дона не переправились, и, к счастью, всех ужасов оккупации кругляне не увидели. Но,естественно, военное время внесло свои изменения в быт жителей. С возрастом мама стала многое вспоминать из той поры, в частности, частушки и куплеты, которые распевала молодежь. Меня больше всего удивили две припевки, которые мама с подругой, совсем юные девчонки, выкрикивали по пути в лес или в соседнее село:

  Герман Борман, нос оторван.
  Вместо носа папироса.

  Едут на машине Гитлер рядом с Муссолини,
  А за ними мчались вдаль
  в двухнедельную поездку
  Хортель, Рюти, Антонеску,
  Недич, Квислинг и Лаваль.

  Причем мама говорит, что они прекрасно знали, кто все эти деятели, перечисленные в куплете.

А взрослые девушки летом , собираясь вечерами вокруг 16-летнего балалаечника-горбуна, грустно выводили частушки:
 
Проводила свово братца
На войне с германцем драться
И закрыла ворота.
Я надела платье бело
И сижу, как сирота.

Возле нашего крыльца
Кустики смородины.
Проводила я отца
На защиту Родины.

Но молодость есть молодость, поэтому девушки пели, в первую очередь, о любви:

Ох, сердце болит и под сердцем болит.
Сидит милый на портрете, ничего не говорит.

Никогда не думала и в уме не повела,
Чтобы ты, моя подруженька, соперницей была.

Ой, подружка моя, не гуляй с матросами!
Матросы голову забьют одними вопросами.

Милый Вася, я снялася в белом платье под ремень.
Не в котором я хотела, а в котором ты велел.
 
Ох, Вася-Васек, мое сердце засек,
Засек-зарубил, сам другую полюбил.

А мне милый изменил,
Я упала перед ним.
Что ж я , дура, падаю
Перед такою гадою!

Были и сатирические частушки:

У мово у милова глаза, как у идола.
Рот огромный до ушей, хоть завязочки пришей.
 
 Ох, ох, не дай Бог
  Ребят маленьких любить!
  Целоваться - нагибаться:
  Поясница заболить.

Что ж ты, милый, задаешься,
Думаешь, что красота.
Глаза серые, большие,
Как у нашего кота.
 
У парней на это был ответ:

Что ж ты, милка, задаешься?
Ты думаешь - куколка?
А я гляжу на тебя - свинячая хрюкалка.

Песни, частушки - очень точное отражение времени. По-моему, эти попевки тоже кое-что могут рассказать об ушедшей эпохе.