Пересматривая записи выступлений Рутгера Гарехта

Галина Бехер
                Предисловие
               

       Постичь всю глубину этого таланта с первого просмотра невозможно: испытываешь потрясение, не отрываясь, следишь за артистичным исполнением, подпадаешь под магическое обаяние. А потом, пересматривая, замечаешь все новые и новые грани этого бриллианта. Вот поэтому родился замысел небольших очерков под общим заглавием «Пересматривая записи выступлений Рутгера Гарехта». Материал накопился после нескольких десятков (а может быть, и сотни) просмотров каждого номера. Естественно, речь пойдет конкретно о моем личном впечатлении, ни в коем случае не претендую на профессиональный анализ номеров. Только субъективное эмоциональное восприятие. Надеюсь, оно совпадет с чувствами поклонников Рутгера, этого  самородка из Оренбурга.

                1. «Я милого узнаю по походке»

       С этой народной песни началось покорение Рутгером, тогда еще одиннадцатилетним  подростком, широкой телевизионной аудитории нашей страны. В родном Оренбурге и он, и его талантливая семья известны были на тот момент уже не первый год. И вот «Голос – Дети!», 5-ый сезон. Босиком, в просторной холщовой одежде выходит небольшой паренек. С первых аккордов песни ясно: пришел артист. Его необычный, чуть с хрипотцой, но очень сильный и звонкий голос завораживает сразу, а милая игра с поистине танцующим чубом,  которая, как окажется потом, является фишкой Рутгера, вызывает улыбку и умиление – ну дает! Что уж говорить о первых танцевальных вставках, которые следуют одновременно с пением!  Это было настоящим  потрясением! Потом мы привыкнем к  такому синтезу пения и танца в номерах Рутгера. Но в первый раз – такого не видели и оттого опешили! Энергетика со сцены лилась настолько сильная, что Пелагея с возгласом «не могу!» поворачивается первой, за ней Баста, а Миладзе понадобилось чуть больше времени, Как он потом скажет, Рутгер «запряг всю тройку». Но дальше видим не только харизматичное исполнение   самой песни, но и совсем неожиданные то ли хореографические, то ли гимнастические зарисовки. Вот он очень художественно падает на пол,  а вот поднимается так в унисон с музыкальным закрученным пассажем, что только диву даешься. В жюри все трое подались вперед и зачарованно внимают, нет, не пению, а игре мальчугана. Спектр его актерских приемов отразился на лице  Пелагеи. Сначала безудержная радость с подергиванием плеч и постукиванием по подлокотникам кресла. Затем умиление и очарование, которое заставило ее замереть. Это сменяется очень серьезным сосредоточенным лицом, покачиваем головы и мурашками, которых она ловит на своих руках. И апофеоз – потрясение, похожее на шок, его Пелагея не скрывает.  Овации, которые устроили зрители и члены жюри, были такими громкими, что им позавидовал бы любой самый маститый артист. А как покорил наше сердце этот мальчишка, когда очень скромно, хорошо поставленным голосом представился.
    Последующее обсуждение номера и высокая оценка Пелагеи – «я твоя поклонница навсегда», «в таком маленьком теле заключен большой артист»  –  позволили нам увидеть Рутгера еще с другой стороны: у мальчишки нет «звездности», а ведь он уже много лет (больше половины своей небольшой жизни) на сцене и выступает очень успешно: имеет целый «арсенал» наград.  В самое сердце проникает его робкая, извиняющаяся улыбка, за которой слышны невысказанные слова: «Простите, я сам не знаю, как это у меня получилось». И кажется –  все, покорил, показал свое мастерство! Ан нет! Сергей Сергеевич Жилин, который  был также очарован этим маленьким артистом (а это было очень заметно) решил «добить» жюри и зрителей в хорошем, как он сказал, смысле и предложил нам еще дивертисмент. То, что последовало потом, не ожидал, я думаю, никто: такого на проекте за все 5 сезонов не было! Да и во взрослом «Голосе» тоже! Юный танцор своими ножками закрутил такой очаровательный рисунок, что Пелагея закричала в восторге: «Что это такое?!» А последующие после фляков ее  крики «мама!» и «мамочки!» и долго не смолкающие овации дали понять: в шоке были все! Лично меня «добил» голос  Рутгера после сложных акробатических элементов: «спасибо» было сказано ровным, без порывистого дыхания, голосом, будто встал он из-за стола. А этот раскатистый рык «иээх!» перед фляками! Кажется, что в него маленький артист вложил такую огромную силу, что она раздавила  всех.
      Понятно:  исполнитель показал то, что придумали и отрепетировали педагоги, мама, он сам (об этом узнаем потом из интервью). Но за легкостью номера скрывается много труда и упорства самого мальчишки-трудяги, о чем нам станет известно тоже впоследствии.
       Стоит отдельно сказать о том, как Рутгер сделал свой выбор.  К нему повернулись все трое наставников, поэтому только он мог решить, к кому пойти. Видно было по глазам, что они перескакивали с Басты на Пелагею и обратно. Посоветоваться не с кем: ангел- хранитель мама, которая помогала ему решать все проблемы, находилась в другой комнате. И Рутгер самостоятельно принимает красивое, поистине рыцарское решение: он выбирает даму, которой не смеет отказать в просьбе (ведь она сразу сказала, что будет за него бороться и потом настойчиво звала к себе).  Этот эпизод, который растянулся на несколько минут,  по своему драматизму  напоминал сценическую миниатюру. Накал страстей просто зашкаливал! И слова Рутгера «я выбираю Пелагею» вызвали у нее такую радость, что мы, зрители, готовы были пуститься с нею вместе в тот пляс, который она устроила.
       Вот и все. Номер закончен. Но еще долго в памяти будут всплывать завораживающие моменты этого действа, с которого началось восхождение новой звезды с таким непривычным для России  именем – Рутгер!


                2. «За окошком месяц май»

       Эту песню Рутгер исполнял уже в компании Дарьи Волосевич и Захара Усенко в Поединках. Номер, по рассказам участников, готовили в короткие сроки, но от этого зрелищность и эмоциональная сила воздействия на зрителей не пострадали. Получилось ярко, зажигательно, о чем  потом скажет Миладзе: «Нас накрыло волной!»  Конечно,  профессионалами Пелагея назвала их не просто ради красного словца, все трое были на высоте.  И у них не было соперничества, был слаженный коллектив. Не желая умалить заслуг Дарьи и Захара, хочу все-таки высказать мысль о том, что они качественно пели, выполняли движения, а Рутгер на сцене ЖИЛ! Его темперамент пробивался даже тогда, когда партию вел другой в этом поединке: Рутгер  начал танцевать еще до начала  своего вступления в песню. Ну а когда он запел свой куплет во весь голос, очаровал всех танцевальным «рисунком»,  шквал зрительского восторга, казалось, на миг заглушил микрофоны! Артистизм этого юного исполнителя притягивал, как магнит. С первых слов про соловья Рутгер пустил в ход свой танцевальный талант,  потом он переходит к страдания полковника и изображает их так, что зрителю на самом деле этого влюбленного жаль. Рассказ о коварной даме, не желающей выходить замуж за соседа полковника, тоже сопровождается динамичными и увлекательными танцевальными зарисовками. А пижонское дефиле в танце перед своими соперниками, по-моему, у зрителей вызвало улыбку, как и последующий за этим жест Дарьи, притягивающей Рутгера к себе.
       И, конечно же, апофеозом номера стало соло Володи Черноклинова, исполнившего на гитаре чудесный поистине отдельный номер, и на этом музыкальном фоне – танец Рутгера. Сколько в нем страсти, огня, энергии, которая выплескивается и выплескивается все новыми и новыми волнами! В этой ситуации подходит только слово  «зажигал», которое сейчас часто используется не к месту. А здесь Рутгер именно зажигал! Ему было так мало места, что казалось: он сейчас разнесет ограждение ринга. И заметно это стало во время исполнения фляков, когда все увидели: Рутгеру места надо намного больше! Но этим не закончилось представление талантливого самородка. Чего стоит только его вращение на словах Дарьи «на душе …перебор, перебор». Запрокинутая голова, работа с уже ставшим фишкой чубом и…чудесный перебор ногами! Если это было заранее придумано, то честь и хвала постановщику, ведь когда слова ложатся на соответствующие движения, картинки складываются  в целый  спектакль.
       И над все этой игрой маленького артиста властвует его мимика: выразительная, проникновенная, где-то задорная, где-то грустная. Но всегда – одухотворенная! Эту особенность выражения его лица заметили еще на «слепых» прослушиваниях, когда именно по лицу все поняли, что ему нравится быть на сцене. Этот человек получает удовольствие от того, что он делает. В данной  песне мы увидели совсем другого Рутгера – разностороннего артиста  с богатой палитрой эмоций и выразительных приемов. Да, номер исполнило трио. Но, бесспорно, солировал в нем один певец, танцор, актер.  Именно это, скорее всего, и имела в виду Пелагея, когда сказала о Рутгере, что он удивляет и еще будет удивлять. По-моему, этим сказано все: он не такой, как другие.
       
       Момент выбора Пелагеей одного, кто пойдет дальше, я восприняла по-своему.
Мне сразу показалось, что  Дарья и Захар поняли: победит Рутгер (и  Дарья потом это и скажет). Его энергетика зашкаливала, с нею никому не совладать и не сравниться.  Я увидела на их лицах даже какую-то обреченность (к чести этих ребят, они сказали о своем сопернике очень теплые слова). А у Рутгера было такое выражение лица, как будто он слушал интересную историю – никакого напряжения: спокойное, доброжелательное. Ведь для него главное ( и мы это знаем по интервью) – доставить людям радость своим исполнением. Он это сделал! Отлично сделал! На все сто!


                3. «Журавль по небу летит…»

       Уже с первых аккордов становится ясно: эта песня будет более статичной, по сравнению с другими номерами Рутгера. И все-таки в ней пробьется танцевальная натура исполнителя. Но об этом далее.
       Начало песни – и нас сразу поражает проникновенный взгляд, который говорит о том, как много пережил солдатик, от чьего имени ведется повествование. Зритель вовлечен в талантливую игру поистине актера! Выразительные брови и глаза ведут свой рассказ, где есть место (как чаще всего в жизни и бывает) и шутке, и горьким признаниям. А как трогательно произнесено слово «матушка», в которое юный исполнитель вложил столько душевной теплоты! А дальше Рутгера уже не сдержать: хоть и не танцевал, но так выразительно,  кажется, что еле сдерживая себя, чтобы не пойти в пляс, он стал отбивать ногой ритм. И наше воображение, знакомое с танцевальной палитрой певца, уже рисует залихватские пляски, на которые он большой мастер! А тут еще в ход пошли пальцы. Когда он начал их порывисто сжимать и разжимать, появилась уверенность в том, что он пытается сдержать бешеную энергию, которая так и рвется из него!
        Досталось Рутгеру в комментариях от знатоков русского языка за слово «влекет». Но это от тех, кто не знал, что текст написан Ю.Кимом для фильма «Бумбараш», где  песню поет малограмотный солдатик. А из песни, как известно, слов не выкинешь. И никак этот речевой огрех не сказался на том впечатлении, которое произвел исполнитель на всех зрителей!
      Дальше – еще интереснее. Уже не может устоять Рутгер, хоть несколько фигур танца, но все же выдал! Взметнулся его чуб (ну как без этого представить Рутгера?), и вот началась такая зажигательная игра! Чего стоят взлетевшие брови и округленные в удивлении глаза на словах « как  и у меня»!
       Отдельно хочу сказать о последнем куплете.  Когда слышишь слова «где я только не был, чего я не отведал», ведь ВЕРИШЬ этому пареньку всего-то двенадцати лет! Это настоящее актерское мастерство – и в таком раннем возрасте. Но еще более сильное впечатление на меня произвело произношение чуть дальше в песне слова «господи». И хоть пропето оно было в ироничном контексте (подождет солдатик еще на небе обедать), меня потрясло оно глубиной осознания значимости Господа в нашей жизни, пережитыми страданиями и еще чем-то таким, почти  неземным, что вызывает слезы.  Застываешь в потрясении: как может это донести до зрителя такой юный исполнитель! И опять я повторю слова, которые всегда произношу применительно к тому, что делает этот талантливый подросток – это МАГИЯ его очарования!
     А завершила номер «картинка», где в ход пошла левая рука, которая завела свою сольную «игру», от нее трудно отвести взгляд! Ну и конечно же заключительный динамичный речитатив «журавль по небу летит, корабль по морю идет» и притопывание, которое  Рутгер просто вколотил в пол! И очень правильно смонтировали кадр, который позволил нам в финале песни насладиться неудержимой энергией АРТИСТА!
 


                4. «Офицеры»

     Исполнение этой песни Рутгером  зрители увидели дважды: в финале «Голоса» и на праздничном концерте, посвященном Дню Российской Гвардии в Кремле.  Номера разделяло только несколько дней, но я в них увидела отличие, поэтому речь пойдет о двух записях.
      В финале «Голоса» Рутгер  был лиричен и патриотичен одновременно.  С первых секунд замираешь и не дышишь, так действует его мягкий, проникновенный голос одновременно со сдвинутыми бровями и  милыми складочками между ними. И сразу завораживает это такое прелестное раскатистое «р», которое  сначала накрывает сцену, а потом летит в зал. Оно вибрирует в моей душе, и я уверена: у каждого, кто это слышит. Кто это придумал – молодец, это впечатляет!  И очень хороши крупные планы, которые позволяют увидеть в глазах исполнителя подступающие слезы. А может, я увидела  только страстный эмоциональный блеск? Но в любом случае, на зрителя это действует сильно!
        Во втором куплете в игру вступает левая рука, которая сразу притягивает взгляд, и ее показывают крупным планом. Порывисто сжимая и разжимая ее, Рутгер ведет повествование в каком-то своем эмоциональном ключе. Но рука реально ИГРАЕТ!  Мы чувствуем едва сдерживаемые эмоции юного артиста. А на одухотворенном  лице переливаются разные эмоции: проникновенное признание, граничащее с нежностью, скорбь,  страдание,  негодование, осуждение, даже какая-то растерянность и что-то личное, свое (и нам верится, что пережитое). Настолько сильно вжился в роль певец! Высокие ноты в последнем куплете и припеве доводят до пресловутых мурашек: да-да, без них «Офицеров» в исполнении Рутгера никак нельзя слушать! И не я одна оказалась в плену магической игры (именно игры, а не пения) такого своеобразного исполнителя. Но об этом будет сказано в самом конце.
     И вот – финал.  Поднятые в страстном призыве, а может, мольбе глаза, и последующая сцена со склоненной головой вызывают  трепет и даже слезы. И покажется, что эмоциональнее уже ничего придумать нельзя. Но оказывается – можно. И увидели мы это во второй записи –  концерта в Кремле.
       На всю сцену большой военный хор с красивой выправкой, почти монументальный!  А впереди – парнишка. Потрясающе! И уже первые мгновения песни показали – Рутгер другой.  Крупный план удивляет: это не тот 12-летний подросток, что пел несколько дней назад в финале «Голоса». Это юноша со взрослым взглядом, мне даже показалось, что с другой, более горделивой осанкой. Мы слышали в интервью от близких, что Рутгер – мастер погружения в образ. Вот тут я это и заметила: другая аудитория, притом, состоящая в основном из военных, обязывает менять интонацию и даже некоторые приемы подачи материала. Глаза сверкают сталью, в них застыли непролитые слезы! В голосе  уже больше «металла», чем было в первой записи. Он весь воспринимается как частица этой большой армии зрителей, он свой. А как очаровательны протяжные согласные, которые раньше так мастерски мог тянуть только В.Высоцкий! Про «р» было уже сказано по первому ролику, но в этом раскаты были просто мощными. Не зря потом в одном из комментариев напишут: «Теперь эта песня будет называться «Офицерррррры»! Душа певца рвалась вперед и ввысь. Мимика стала не просто выразительной, а ожесточенной, особенно в конце песни. И опять ловлю себя на мысли, что так не выглядит  исполнитель в 12 лет. Это уже мужчина, воин, который прошел сквозь такие испытания, что нам и не снились. Объясняя причину магического воздействия Рутгера на зрителей,  часто говорят о его мужественности, мужской сути, которая прорывается наружу в любой песне. В этом же номере мужская харизма юного певца просто зашкаливала! Песня била в самое сердце, навылет! А произнесенное им слово «россияне!»  – это самое мощное проявлении патриотизма, что я видела в последние годы на эстраде! Использую пропетую им фразу: он выступил, «заставляя в унисон звучать сердца».  Все сделано было на пределе возможностей, на грани шока от увиденного.
       И все же нам приберегли еще эпизод, который, говоря словами С.С.Жилина, «добил нас окончательно». Речь идет о красивом юноше, который встал на колено и склонил голову, отдавая дать памяти всем, кто не вернулся с поля боя. Это действо заняло несколько секунд, но по эмоциональному накалу  его можно сравнить с мини-спектаклем. Очень сильно, очень выразительно!
        Мне кажется, что именно эта сцена добавила просто шквал комментариев и отзывов в Сети.  Вот некоторые: «впервые меня по-настоящему проняло от этой песни до мурашек и слез», «слушаю, смотрю и плачу», «все это до конца, очень мощно, выдающееся исполнение песни», «он такой маленький, а ощущение, что взрослый мужик стоит, народный артист», «самородок, такими рождаются», «офицер запаса, много раз слышал песню, но сейчас зарыдал впервые». Надо остановиться, а хочется цитировать еще и еще. Народ оценил исполнение так, как я не видела в комментариях другим певцам.  Это поистине народное признание!   
         Песня прозвучала… Вызвала такую бурю эмоций внутри, что после нее долго не хочется смотреть что-либо еще… Увиденное и услышанное надо осознать…И заставил это сделать Рутгер, юный патриот из Оренбурга!






                5. «Алые паруса»

     Про Алые паруса знает даже тот, кто не читал А.Грина. Это всегда романтика, мечта, любовь. А Алые паруса в Питере – это еще и грандиозно! Ведь это бал для лучших выпускников страны, а это значит – мероприятие огромного масштаба. В этом году праздник получил  международное освещение из-за того, что в стране проходил чемпионат мира по футболу и в Питере было много болельщиков. Как приятно было потом читать зарубежную прессу, в восклицательных тонах описывающую это событие.
      Такое большое вступление к рассказу о Рутгере не случайно: он играл  на этом славном балу главную роль – роль юного капитана Грея.  Мы внимательно следили за подготовкой, съемкой и записями номера, насколько позволял новостной эфир 5 канала, который вбрасывал нам фото, кусочки интервью, моменты работы над шоу, и оперативной работе добровольных помощников. Переживали, что ночные съемки проходили при низкой температуре и при шквалистом ветре. Волновались, как бы Рутгер не простыл в своей тонкой рубашке, чтоб не сел голос на холодном ветру.  И ждали, ждали…
       Как часто и бывает с заявленным номером Рутгера, увиденное превзошло все ожидания! Сначала красивая прелюдия на берегу: мужчина и два подростка. Трогательная история о мечте, которую взрослый человек рассказывает мальчишкам. Как играл Рутгер! Потом скажут: да это готовый актер!
      Естественно, все ждали парусник, бригантину из красивой сказки. Великолепное красочное шоу закончилось именно тем номером, которым грезили все фанаты Рутгера.  И хотя за штурвалом плывущего по Неве судна был не он, поклонники наслаждались таким романтичным, поистине сказочным клипом! Рутгер у штурвала, под алыми парусами и поет красивую песню о том, что надо верить в чудеса! Как же символично, что первый клип у юного исполнителя оказался именно с этой песней! Мы, поклонники Рутгера, увидели даже какое-то мистическое совпадение: песню о мечте и чуде пел парнишка, который это самое чудо показал на сцене и покорил сердца зрителей! А сколько в нем поистине мужского обаяния!
       Как трогательно и профессионально сыграл Рутгер свою роль!  Восторг испытываешь уже с первой секунды, когда крупным планом показывают  маленькую детскую ладошку, так крепко сжимающую штурвал! А потом – лицо! Гордое и в то же время мечтательное! Этот фирменный взмах чубом! Красивейшая, очень четкая артикуляция! И неизменная, выразительная игра левой руки! Ах, сколько о ней уже говорилось! И всегда она завораживает, притягивает взгляды! А модуляция в третьем куплете – это уже МАСТЕРСТВО! Увиденное и услышанное просто вгоняет в шок! Все очень красиво! И досаду вызвало только одно: очень быстро клип закончился. Сейчас этой досады уже не испытываешь, потому что запись ставишь на повтор и гоняешь несколько раз. И такое поведение поклонников вполне оправдано: одного раза ну никак не хватает! Душа просит большего!
        Не знаю даже, можно ли будет остановиться в ближайшее время, но пока магия Алых парусов Рутгера требует: ЕЩЕ, ЕЩЕ, ЕЩЕ!


                6. «Беспризорник»

      Премьера песни, а вернее, мини-спектакля, состоялась на XVI фестивале талантливой молодежи  «Поколение NEXT 2018» на курорте Роза Хутор. Год назад Рутгер был участником фестиваля, а в этом – почетным гостем.
      О готовящемся номере фанаты знали заранее, поэтому вновь активно подключились умельцы, которые  выискивали в сети небольшие телефонные фрагменты от тех поклонников, что побывали на репетициях и записи. Так что представление уже получили.  И опять произнесу фразу: увиденное превзошло все ожидания.
     Это получилась трогательная история о мальчишке, который убежал из дома «бродить по сказочным мирам».  Сначала он «пьет земную благодать», наслаждается вольной жизнью.  Но ребенок остался ребенком, ему плохо без мамы, он страдает без нее. Он просит: «Забери меня, мама!». Даже дает такое не свойственное подростку обещание: «Я послушным и правильным стану!»
      Вот такую роль сыграл Рутгер на этот раз. Надо сказать, что этот образ идет вразрез с жизненным опытом юного исполнителя: он живет в благополучной семье с высокими морально-этическими принципами, где царит любовь. Из такой семьи ребенок никогда не убежит. И тем ценнее получился результат работы Рутгера: ему пришлось полностью перевоплощаться! В этом возрасте он уже демонстрирует такой высокий уровень актерского мастерства! Поэтому хочется остановиться в первую очередь на этой игре.  Сначала это безудержное торжество свободы, сопровождаемое прыжками  (от радости!), общением с другими беспризорниками. Это упоение самостоятельностью: что хочу, то и делаю! Рутгеру с его бешеной энергетикой эпизод дался легко, здесь он гармоничен. Но даже танец с друзьями не может заглушить тоску по дому, и начинается роль одинокого мальчугана, которому очень нужна мама. Произнесенные с нежнейшей интонацией слова «где ты, мой ангел-хранитель!» вызывают у слушателей такую безмерную тоску, что хочется протянуть руки и обнять этого мальчика, погладить по голове, согреть своим теплом.  А ведь эти эмоции вызывает игра всего лишь подростка!
     А теперь о самом  исполнении.  Как сказала бы Пелагея, «мурашит от начала и до конца!» От первых таких надрывных слов «я один, я как ветер…» и до последних, по-настоящему отчаянных «а здесь я чужой!» Как меняется его голос: он то страстный, то лиричный, то умоляющий, то мощный, то совсем нежный. Эта палитра, как было и в других песнях, потрясает! А дважды используемый высокий звук «И»  заставляет сердце пропустить удар. Эта «фишечка» поражает не только высоким профессионализмом, но и эмоционально. А какое счастье наблюдать, что Рутгер может петь в любой ситуации: и во время танца, и даже во время прыжка с бочки! Кажется, этому юному дарованию ничто не сможет стать помехой делать то, что он хочет и любит – дарить зрителям радость!
     Важна и постановочная часть этого спектакля. Во-первых, выразительные костюмы. Во-вторых, на сцене создана знакомая многим дворовая обстановка и
атмосфера. Здесь все: и веревки с бельем, и бочки, и скамья, и игра в «наперстки», и хулиган с рогаткой, и резвящиеся малыши, и велосипедист, и вышедшая к мальчикам девочка, решившая покрасоваться. И все так отточено, гармонично, правдиво!  А еще этот номер украсил великолепный коллектив танцоров, и солист – Рутгер! Такое впечатление складывается, что они давно вместе. Но мы-то знаем, что это не так, они вместе  только несколько репетиций.

                ***
      Прошел почти месяц, и мы увидели совсем другого «Беспризорника» на празднике в Питере. Рутгер выступал уже один. Он заметно повзрослел, добавил в песню новый куплет. И выступление  на открытой площадке воспринималось совсем уже по-другому: кажется, двор перенесли в парк, крики зрителей хоть временами и мешали, но в то же время создали и живую обстановку. И, конечно же, многих просто восхитил кувырок на одной руке (думаю, специалисты его как-то и назовут). 
     Да, «Беспризорник» получился другой. Но от этого он не стал хуже. Образ заиграл новыми красками, он уже завораживал какой-то взрослой интонацией, совсем иной игрой. Харизма этого подростка потрясает, от него опять не оторвешь взгляд. Этот  номер можно сопроводить словами: ураган, шквал, тайфун… Но вряд ли они передадут ту мощную энергетику, что шла со сцены к зрителям.
       Рутгер все делает, выкладываясь на сто процентов, но здесь он стал еще лучше, если вообще можно так сказать об этом совсем еще молодом  АРТИСТЕ!




                7. «Я милого узнаю по походке» (разные варианты)

       Прошло уже несколько месяцев триумфа Рутгера Гарехта. Казалось бы, срок небольшой. Но применительно к этому юному дарованию  так не скажешь. За прошедшее время им была представлена целая галерея разнообразных номеров и образов. Рутгер за короткий срок показал зрителям совершенно разных героев своих песен. Это, естественно, многогранный  в песне про милого (так стали фанаты называть премьерную песню Рутгера), и залихватский, заводной  («А за окошком месяц май»), и метущийся, очень много повидавший в жизни («Журавль по небу летит»), и поразительно взрослый, глубоко патриотичный в «Офицерах», и пленительный, романтичный Грей, и, наконец, одинокий, страдающий беспризорник. Каждая песня – это целый спектакль. Потому что он не просто исполняет, а именно ИГРАЕТ. Его мало просто слушать, его надо смотреть!  Но есть еще одна особенность Рутгера: он  часто одну и ту же песню «разбавляет» новыми элементами. И поэтому, говоря о различных вариантах песни про милого, естественно, буду не раз повторять: он  часто разный. Ну а хорошо это или плохо – тут уж, согласна, можно поспорить. Но пишу именно о своем мнении и считаю такую разнообразную подачу образов свидетельством высокого мастерства.
      Итак, песня «Я милого узнаю по походке»…
      Она навсегда останется в памяти зрителей, интересующихся творчеством победителя шоу «Голос. Дети 5»,  потому что стала для юного дарования своеобразной путевкой на эстраду. Исполнение потрясло и жюри, и «всех, кто это видел» ( так скажет Д.Нагиев). И вполне обоснованно считать, что Рутгер покорил сердца многих  своим мастерством как раз тогда, на «слепых» прослушиваниях, т.е. задолго до победного финала. Уместно сейчас вспомнить  реплики членов жюри. Меладзе: «Запряг всю тройку! Ураган!», Баста: «Спасибо тебе за огонь!». И если мужчины высказались емко и сжато, то реакция Пелагеи показала, КАК может влиять этот совсем еще молодой исполнитель на зрителей. Вот только некоторые: «Что это?..Мама…Мамочкииии…Меня мурашило от начала и до конца…» Это было потрясающе, запоминающе. Не стану дальше  повторяться, т.к. этому номеру был посвящен отдельный очерк. Добавлю к сказанному ранее лишь  один факт: только в первом исполнении этой песни танцевальная зарисовка, которую С.С.Жилин назвал дивертисментом, стояла в конце и стала своеобразным дополнением. Во всех последующих вариантах она вставлялась в номер.
       Естественно, песня стала визитной карточкой Рутгера. Он исполнял ее много раз по разному поводу, в разных условиях, в разных городах и даже за границей. 
      Сначала о том, что объединяет несколько версий «Милого».  Это не только уже названный танец, но и фляки, и работа с чубом, о котором нельзя не упомянуть, если говоришь о Рутгере, и выразительные руки, и артистичные стремительные движения по сцене. Конечно, неизменным оставался и текст песни.
     А вот «оформительские» элементы были разными.  Так его выкрик «иэх!» можно было услышать то перед танцем, то перед фляками. Иногда его вообще не было в песне. Еще одно различие связано с фразой, которую Рутгер всегда вставлял в песню. Начиналась она со слова «жги!», а потом мы наблюдали варианты. В  первоначальных версиях это «жги, Руся!», в последних – «жги, Руша!»  Как оказалось, это связано с оригиналом песни в исполнении Г.Сукачева. В питерских вариантах неизменно будет звучать «жги, Питер!»  А на сельском празднике это уже «жги, село Ленина!» В общем,
фраза стала универсальной, легко подстраиваемой под зрителей и обстоятельства.
       По-разному были представлены и прыжки. Чаще всего – это три фляка. Но на записи песни к Дню защиты детей их стало уже четыре, а во время фестиваля на Тайване фляки чередовались с сальто.
       Отдельно стоит сказать об исполнении этой песни в дуэте с А.Ф.Скляром во время вручения премии «Призвание».  Уже на  первых аккордах стало заметно, что опытный исполнитель покорен шармом Рутгера – чего стоит улыбка Александра! Глубокое уважение заслуживает этот его жест – вперед, юный исполнитель, а я в стороне постою. Но Рутгер повел такой душевный диалог со своим партнером по номеру, что просто уже любуешься этим дуэтом, в котором выступают вроде бы такие закадычные друзья. Шаловливое подмигивание Рутгера после фляков, думаю, у многих вызвало восторг и умиление. А ведь мы знаем, что это было первое совместное выступление. Номер получился слаженным, душевным, а главное – профессиональным. И не ощущалось разницы в возрасте, хотя выступали представители двух разных поколений.
      Потом будет еще много новых выступлений Рутгера с этой песней на разных праздниках, мероприятиях, концертах. И чаще всего он будет стараться выкладываться по полной, исполняя номер так, будто это премьера и зритель должен получить максимум удовольствия от встречи с песней и танцем. И, судя по многочисленным отзывам и комментариям, поклонники таланта этого юного артиста это удовольствие получали раз от разу и им было все равно мало Рутгера!

                ***
     Закончен цикл очерков «Пересматривая записи выступлений Рутгера Гарехта».  В нем были описаны только самые известные номера, чаще всего звучащие в течение нескольких месяцев. Конечно, теперь поклонники ждут с нетерпением сольного концерта молодого исполнителя из Оренбурга.  Но это уже будет другая история…