Черноморские новеллы. И снова Ялта

Елена Стасюк
    Второй год подряд проводим отпуск в Ялте. Наученные прошлогодним опытом, приезжаем на сей раз в июле. Погода отличная. Прилетели самолётом, потом на  троллейбусе от Симферопольского ЖД вокзала до Ялты. Почему троллейбусом? Во-первых, это интересно. Мы взяли билеты на рейс с экскурсоводом, и по дороге узнали много нового и интересного о самом Симферополе, о полуострове Крым, о достопримечательностях, и получили массу практических советов. Во-вторых, троллейбус, это единственный вид транспорта, на котором наша дочь не укачивалась.
 
    Итак, мы опять в Ялте. Но теперь мы живём на прямо противоположной стороне города.  Мы в квартире, где рядом с нашим домом стоит высокое здание Ялтинской АТС. Это были времена, когда мобильных телефонов ещё не изобрели.

    В чём было наше преимущество в этом году? О, очень даже хорошее преимущество.

    Во первых - рядом Ливадия. В конце улицы была развилка дороги. В одну сторону продолжалась дорога в Ореанду, и далее на Алупку. А влево и вниз - к ливадийскому пляжу. Пляж был "режимный". Но муж нашей хозяйки работал в Ливадийском дворце, а сама она оказалась наша землячка. Поэтому уже на следующий день мы получили пропуска на этот пляж. Он принадлежал Ливадийскому дворцу, так как часть его занимал музей, а часть - элитный санаторий для руководящих работников.
    О пляже говорить нечего- всё там на высшем уровне. И поэтому - неинтересно.  Сама дорога на пляж от дома до входа была более двух километров. Проходила она в очень живописном месте. Идёшь в тени огромных деревьев, покрытых клочьями мха, обвитых лианами... Сказочная дорога! Никакой городской транспорт к пляжу не ходил. Дорога была рассчитана на собственные автомобили, и вела она к нижнему входу  на территорию Ливадийского парка. Чуть левее был турникет входа на пляж. Обычно, накупавшись, назагаравшись, мы  обедали в кафе и, купив в запас воды и еды, отправлялись на самое жаркое время дня в парк. Гуляя там по широким аллеям и узким дорожкам, мы восхищались сомкнутыми  кронами великанов-деревьев, маленькими фотанчиками  в укромных уголках парка, красивыми статуями.  А вокруг - вечно зелёные лавры, мирты, магнолии, кедры, пинии и крымские сосны. Потихоньку поднимаемся по горному склону всё выше и выше, пока не выходили ко дворцу.

    Ливадийский дворец, безусловно, известен всем  из-за Крымской Конференции в феврале 1943 года. Когда собрались руководители правительств трёх держав - СССР, США и Великобритании.
    Фото сидящих Сталина, Черчиля и Трумена  тогда обошло весь мир, и поныне остаётся значимым.

    Надо сказать, что если на Кавказе в Дагомысе земли, принадлежащие дому Российских императоров Романовых, в основном использовались для хозяйственных целей, то обширные земли поместья Романовых в  Крымской Ливадии использовались двояко. Здесь были и молочные фермы, и фруктовые сады, и огороды, и оранжереи, и виноградники, но здесь же была летняя резиденция российской императорской семьи. Ливадийский дворец, сооружённый по проекту архитектора  Н.П. Краснова из белого никерманского камня в стиле  раннего итальянского Возрождения.
   Просторные парадные залы, кабинеты, соединены длинными галереями, сложными переходами. Всюду много солнца и света. Окна внутренних  помещений смотрят в зимний сад или экзотический восточный дворик.
   На крыше - царский солярий.

   Наверняка, вы помните сцены, снятые в Ливадийском дворце из кинофильма о старике Хотабыче, или  сцены с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским в фильме "Собака на сене".  Гулять по дворцу с экскурсией или без неё тоже замечательно...

 
   Вторым нашим плюсом было то, что прямо возле нашего дома была автобусная остановка, с которой мы уезжали на Поляну сказок. Это и замечательная прогулка, и несравненное удовольствие для детей.
   «Поляна сказок» в Ялте появилась совершенно случайно. Еще в 1923 г. Павел Безруков, московский инженер, заболевший туберкулезом, вынужден был покинуть столицу и отправиться в Крым. Полуостров в то время, впрочем, как и сейчас, считался и считается лучшим местом для таких пациентов. Выздоровлению способствувают природные и климатические условия. Павел Петрович поселился в окрестностях Ялты, где расположены уникальные природные достопримечательности – гора Ставри-Кая и водопад Учан-Су. Он быстро поправился, а когда вернулся после войны, решил сделать это место сказочным. Творчески одаренный инженер стал создавать удивительные скульптуры на темы сказок.

   Самое большое количество домашних фотографий муж сделал на Поляне сказок. А дочкино удовольствие было неоценимо. Поэтому там мы бывали не единожды.  Но всё это надо обязательно видеть! Рассказать об этом невозможно.
   Только один раз мы прошли мимо Поляны сказок. Когда поднимались к самому водопаду Учан-Су, и провели там день.
 
    Наш третий плюс - близкое расположение мыса Ай-Тодор, а на нём - "Ласточкино гнездо". Построен этот удивительный сказочный замок в 1912 году.
    Он гордо венчает собой Аврорину скалу на мысе Ай-Тодор, что отвесно поднимается на 40м. от поверхности моря. Построена достопримечательность на самом уступе скального образования, словно нависая над водной гладью, любуясь в ней своим отражением. И вот с этой 40-ка метровой скалы  в бирюзовые воды моря  при нас прыгали пловцы! Неподражаемое зрелище!

   Надо сказать, что вначале на этом месте было деревянное строение - дача богатой купчихи. После её смерти новым владельцем  был выстроен каменный замок. Потом и он был разрушен. Замок несколько раз менял владельцев, пока не был заброшен.

    К моменту установления на полуострове советской власти в 1920 г. он находился в полном запустении. После национализации, его преобразовали в партийную столовую, но после землетрясения 1927 г. здание, оказавшееся в аварийном состоянии, закрыли. Строение представляло собой удручающее зрелище до 1967 г. – когда архитектор Татиева с командой специалистов его полностью отреставрировали, укрепив фасад и фундамент.

     В 2002г. проведена окончательная реконструкция, а с 2011г. замок Ласточкино гнездо в Крыму является архитектурно-историческим памятником. Начиная с этого времени, здесь постоянно проводятся экскурсии, привлекающие многочисленных туристов со всех сторон. Там обязательно стоит побывать и проникнуться необычайной красотой этого места!


     А у нас снова - Бахчисарай. Но если прошлый раз мы целенаправлено ехали в ханский дворец, то теперь мы ехали в пещерный город Чуфут-Кале.
    Точное время основания города-крепости точно не выяснено, предположительно это V век нашей эры, но в действительности он может быть древнее на несколько столетий. Известно лишь, что в V-VI вв. населенный преимущественно аланами, он стал камнем преткновения для продвижения византийцев на север, не позволив им завоевать всю территорию полуострова. В этот период под названием Фулла он был широко известен по письменным источникам Херсонеса, но с упадком последнего исчез со страниц истории и легендарный форпост скифов, готов и аланов, проживавших в нем.
    Наибольшего значения и расцвета пещерный город Чуфут-Кале в Крыму достиг в XV веке, когда при Хаджи Гирее I стал столицей Крымского Юрта в 1421 году.


    Все помещения в скале похожи на пчелиные соты, поскольку вырублены друг над другом в несколько уровней, чем-то напоминая многоквартирные дома. Археологи говорят о наличии в этом месте и наземных сооружений, но все они разрушены до основания, единственное целое здание – Мавзолей Ненекеджан-Ханым, дочери хана Тохтамыша, построенный на тысячу лет позже пещерной гряды.
     Подниматься в пещерный город довольно утомительно и долго. Зато сверху открываются прекрасные виды на долину, на город Бахчисарай, на голубые дали гор. Внутри каменных "апартаментов" есть высеченные  прямо из скальной стены  ложа, скамьи, столы. Есть в полу непонятные прямоугольные углубления почти в колено глубиной.  Есть ещё углубления разной формы и размеров неизвестного предназначения. Ходить там из-за них очень опасно, того и гляди где-то споткнёшься, упадёшь и травмируешься. Лично мне - не понравилось. Но, "на вкус и цвет - товарища нет".


       Решили опять посетить Никитский ботанический сад. Всё-таки там очень красиво. Но теперь мы поехали туда не экскурсионным автобусом, а местным, городским транспортом, остановка которого была практически возле нашего дома. А потому,  на  подсказанной нам остановке, мы вышли на довольно узкую безлюдную улицу у длинного кованого чугунного забора, за которым были густые заросли.
     Напротив остановки на небольшом пятачке стояло пару больших разноцветных зонта, и под ними два стола со стульями. За ними виднелась небольшая кафешка. Мы прошли туда, чтобы узнать, как нам найти вход в ботанический сад, что был за чугунной оградой. А заодно узнать, как лучше возвращаться домой.  На второй вопрос нам сказали, что назад мы можем ехать тем же рейсовым автобусом, который останавливается возле кафе. А вот первый вопрос вызвал улыбку. Оказывается, до центрального входа надо было ехать другим номером, потому, что вход с обратной от нас стороны. Мы обречённо  повесили носы. Но нас тут же успокоили, что пройдя немного по ходу автобуса, мы увидим  прореху в ограде, потому что одного чугунного штыря там не будет. Вот вам и вход, а заодно и выход, если мы хотим ехать обратно так же прямиком к своему дому.
 
    Мы пролезли в проём и оказались рядом с зарослями бамбука. Увидели мы его в саду в первый раз, потому что во время экскурсии по саду в предыдущий год, о нём даже не упоминали. Рядом с зарослями, на асфальтовой дорожке валялись несколько то ли срубленных, то ли спиленных, длинных взрослых стеблей бамбука. Мы захотели их взять себе, но их надо было почистить от тонких веточек и листьев. У мужа с собой всегда был острый перочинный нож, однако он с трудом брал тоненькие веточки. Приходилось прилагать огромные усилия, настолько прочным был бамбук. В это время к нам приблизился, как оказалось, работник парка. Он сказал, что  потрава бамбука карается законом,и нам придётся пройти с ним.  Но мы показали наш нож, которым никогда не спилишь такой бамбук, и работник согласился, что нашей вины тут нет. Узнав, откуда мы, он разрешил нам забрать бамбук, при условии, что мы вынесем его из сада незаметно для охраны.  Провозившись с бамбуком длительное время, мы всё же зачистили его от ветвей и листьев, которые я сгребла и просунула поглубже в заросли бамбука. А сами стебли спрятали, чтобы забрать их на обратном пути. В этот день мы гуляли только в Верхнем парке, не спускаясь в Нижний, и тем более, в Приморский. К вечеру мы забрали стебли и через прореху в ограде покинули сад. Поев в кафе, мы уставшие и довольные приехали автобусом домой. По дороге домой на нас, несущих длинные стебли бамбука, никто не обращал внимание.


    Возвращались мы поездом Симферополь - Ростов на Дону, и в нашем купе вдоль нижнего сидения лежали крепко связанные между собой стебли бамбука. Внутрь ящика под нижними полками палки не умещались по длине.
    Надо сказать, что прошли уже десятилетия, а из бамбуковых палок у меня и перекладина на дачном турнике и во встроенном шкафу. Отрезанные куски стеблей - это и ручка веника, и ручка стекломойки, а ещё - гимнастическая палка, и палка с крепким крючком на конце, вбитом в бамбуковую перегородку для того, чтобы двигать   канаты для белья за балконом. И все эти части стебля бамбука абсолютно гладкие, красивые, без трещин и повреждений, потому что их ничто не берёт. Их твёрдость и выносливость сроди стали.  Вот такая память о Никитском  ботаническом саде...

(фото Ливадийского царского дворца императоров Романовых, из свободного доступа инета)