Зачем хлопать одной ладонью?

Людмила Возняк
«У бодрствующих один, общий мир, а спящие отворачиваются каждый в свой собственный» Гераклит



«Чтобы познать путь Дао надо научиться слышать хлопок одной руки... научись и познаешь смысл НИЧТО...»

«… Л.  открыла закон диалектики, но только восточный закон диалектики... Его отличие от христианского в следующем,- христианский это закон единства и борьбы противоположностей, восточный это закон борьбы противоположностей без их единства...»

«… я как раз по картинке и сужу...На картинке изображено противостояние добра и зла...Но у добра и зла есть борьба, но нет единства...В этом вся диалектика даосизма»

«Ты приписываешь даоистам то, чего у них нет, но то что есть в христианстве...а то что есть у них, этого замечать не хочешь. Их диалектику то есть...попробуй услышать хлопок одной руки, не двух рук…»

«Я представлю хлопок одной ладони, когда ты представишь диавола как Бога» из диалогов


Чего  нет в даосизме? Единства… Бедные даосы,  как они живут? А это, между прочим, китайцы, японцы, сюда можно добавить  индийских и тибетских буддистов, т.к. корни буддизма и даосизма  близки. И…  живут, слава Богу, и думают, как там эти бедные христиане…

Значит, в даосизме нет единства? А где оно есть? Практически – нигде, а теоретически – везде, и даже в даосизме. Но об этом чуть позже.

Но вот чего в даосизме нет, так это добра и зла в христианском понимании,  когда одна из противоположностей плохая, а другая хорошая. Вот этого у них нет, а    Инь и Янь  рассматриваются как    космогонические природные противоположности, порождаемые Абсолютом, т.е. единой изначальной материей тайцзи.  Они  нераздельны, и не могут существовать друг без друга.

«Дао-Дэ-Цзин»,  «даосская Библия»,  учит, что: «лишь только в Поднебесной узнали, что красивое - красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро - это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга».

Символически, сначала,  Инь и Янь были просто склонами горы, Янь – освещённый солнцем, а Инь – находящийся в тени. Но солнце  меняет своё положение  на небосводе в течении дня, и соответственно меняется освещённость склонов.   Уникальный символ  удалось создать даосским монахам за несколько  тысячелетий до нашей эры: гора одна, солнце одно, а склонов  два, но находящихся в постоянном изменении. И им удалось детально  разработать все возможные  ситуаций, которые могли иметь место в мире в  прошлом, происходят настоящем, и  состоятся  в будущем, в результате взаимодействия  противоположенных начал.  Многие ученые, философы, художники, обращаются к даосским системам за ответами на волнующие их вопросы.

Позднее,  символ Инь  стал восприниматься  как негативное, холодное, темное, слабое, пассивное,  женское начало, а Янь - как позитивное, светлое, теплое, активное, сильное  мужское начало. Инь - это ночь, тьма, хаос, покой, низина, тень, луна, минус, чётные числа, а   Янь – день, свет, порядок, активность, гора, солнце, плюс, нечётные числа. Таким образом, всё, что существует  во Вселенной, все имеет свою противоположность, и относится к Инь или Янь, по преобладающему началу. Так, женщина это энергия Инь, но в ней, конечно, есть и энергия Янь, а у мужчины, помимо основной энергии Янь, представлена и энергия Инь. В природе не существуеть Инь или Янь в чистом виде, т.к. все мы  монады со всем набором противоречий, которые дополняют друг друга.

« Не будь солнца, мы бы не знали, что такое ночь» Гераклит,

«Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется…»Гераклит,

 «Болезнь делает приятным здоровье, зло – добро, голод – насыщение, усталость – отдых» Гераклит

Отсюда  призыв философа: «Не мне, но логосу внимая, мудро согласиться, что все едино». Единство всего сущего Гераклит усматривает в том, что мир (космос) и все многообразие вещей в нем представляют собой согласованность, тождество, совместимость противоположностей. Потому что за днём наступает ночь, после болезни – выздоровление,  а насыщение сменяет голод, и они постоянно взаимно  сменяют друг друга.

Это положения вещей, согласно философу,  не понимают многие, в том числе «учителя большинства». Так, «Гесиод считается очень много знающим. Между тем он не уразумел дня и ночи – того, что они суть одно».  «И добро и зло, одно», ведь, как продолжал Гераклит, «врачи, режущие и прижигающие... требуют незаслуженную плату...,  вызывая то же самое [то есть боль, зло]».

«Для Бога все прекрасно, хорошо и справедливо, а люди одно признали несправедливым, а другое – справедливым» Гераклит

И Библия говорит, что мёд, будучи  добрым, полезным и вкусным продуктом,  может превратиться во зло при определённых условиях:

«Нехорошо объедаться медом «(Екк.25:27, соврем.пер.).

Превращение добра во зло, и наоборот, помимо философа, и китайцев, подмечает и наша народная мудрость:  «нет худа без добра»,  «от добра добра не ищут», « не делай добра, не увидишь зла», «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Китайцы,  когда в семье случается радостное событие – свадьба, рождение или др.,  предупреждают, что вскоре надо ждать  какую-то печаль, потерю, неудачу… Жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной, потому что  Инь и Янь полностью дополняют друг друга, и переходят друг в друга.  Но если в человеке преобладает какое-либо одно начало, то жизнь его не может считаться правильной, и он не  достигнет Дао. Поэтому наша жизнь подобна  череде темных и светлых полос зебры.

«Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него»(Екк.7:14).

Но у христиан всё поделено на два враждебных лагеря: добро – зло, хорошие – плохие, свои – чужие… ещё с Эдемских времён. И у каждого человека, в каждой семье, в каждом сообществе, группе, стране, мировоззрении, социуме своё хорошее, и своё плохое.

Между тем, отношение Бога к нашим «добро-зло» тоже известно:

«что высоко у людей, то мерзость пред Богом»(Лук.16:15).

И вот, даосский символ, даосское учение, предлагает не изобретать своё «добро-зло», а  стремиться к  гармонии и балансу существующих противоположностей, т.к. нет окончательной победы «света» или «тьмы», но всё меняется.

На разрезе монады виден внутренний круг, в котором нет разделения, и из которого происходят Инь и Янь. Человек же, который рождается в уже разделённом мире, должен преодолеть это разделение, объединив Инь и Янь, и слиться с Дао. Это тоже круг, тождественный   первому, но на новом уровне развития, и я бы назвала его «третьим», потому что нельзя войти в одну и ту же «воду» дважды.

Буддисты считают, что срединный(между Инь и Янь крайностями) путь ведёт к счастью и гармонии.

Иоанн Креститель, повторяя слова пророка Исайи,  призывал к встрече с Господом:

«приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся»(Лук.3:4,5).

Теперь понятно, какие «горы» должны понизиться, а какие  «долины» наполниться?

«Горы» и «долины» можно представить в виде синусоиды. Тогда, точка понижения «горы» и наполнения «долины» – это  «ноль».

В точке равновесия «гор» и «долин», в точке «ноль», происходит «явление» Господа, или  «рождение» сознания, т.е. его раскрытие,  пробуждение, воскресение, просветление. Это результат  гармонии между Инь и Янь, небом и землей, верхом и низом. И мир становится общим, но не для всех:

«У бодрствующих один, общий мир, а спящие отворачиваются каждый в свой собственный» Гераклит

Легко сказать – гармония, баланс, середина, точка «ноль»…  А как этого достигнуть, и как оно  выглядит?

Авраам тоже не знал  этого, но предположил, что просветление похоже на… Измаила.  И  «сделал» Измаила.

 Так он думал…

«Нет» - сказал Бог, и дал ему просветление «Исаака».

Когда вопрос  касается гармонии и равновесия между противоположными принципами, особенно, утверждения,  что «добро  и зло есть одно»,  думать так же безполезно,  как  при попытки услышать хлопок одной ладони.   

Почему я не беру то, что есть у даосов? Беру  их отношение к «добру и злу». Что легче, услышать хлопок одной ладони, или представить диавола Богом?

«Спасибо, тебе, «здравый» смысл,  интеллект, мозги, ум, за то, то вы были со мной, но теперь,  до свидания» -  сказал Авраам, и пошёл на гору Мореа(Быт.22).

Дело в том, что соединить добро и зло очень трудно, лучше бы прежде не объявлять что-то добром, а что-то злом, как и делают даосы. Но и у них есть свои проблемы, например, с хлопком одной ладонью. И они её решают с помощью коанов.

Коан - короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы, абсурды,  парадоксы, доступные,  скорее,   интуитивному пониманию.

«Цель коана - придать определённый психологический импульс ученику для возможности достижения просветления или понимания сути учения. Европейским аналогом может служить христианская притча, но коан ни в коем случае не следует переводить или понимать так, поскольку ни мораль, ни религия почти никогда не имеют отношения к сути любого отдельно взятого коана»  из интернета

«Хлопок  одной ладони» - это даосский коан, ставший символом просветления. Принести в жертву Исаака – это библейский коан. И, вообще, в жизни всегда найдётся место коану.

Проще говоря, коан это «подножка»  для ума, «порог», за которым он остаётся, не сумев перешагнуть. Дальше начинается состояние не-ум, в котором человек  постигает ответы на парадоксы жизни, в том числе и хлопок одной ладони. Войти в состояние не-ум можно, например, сосредоточенно повторяя 15 минут «я желаю всем счастья», или  Иисусову молитву. Сначала, подобные просветления могут быть редко, потом чаще, а потом, по закону перехода количества в качество, сливаются в одно сплошное просветление. Для этого Авраам шёл на гору и решал свой коан. Коан помогает человеку оказаться за пределами знаний, слов, звуков, понятий, и  наикратчайшим образом достигнуть просветления. А в просветленном уме мир становиться единым, и в нём  не нужно хлопать двумя ладонями.

Я изумилась, когда исследовав даосизм, обнаружила там «ребёнка». И в христианстве каждый Божий год, 25 декабря и 7 января, празднуют рождение   «ребёнка».   Христос говорил «будьте как дети».  А в  даосизме   «ребёнок» нерождённый. Он, якобы, лежит в «утробе матери», связанный с ней пуповиной, «питается»  благой силой Де, и ему хорошо.  Данная «утроба матери» это первоначальный хаос, или Дао, которая порождает всё, и где нет разделения. Сила Де это благодать, с помощью которой Дао всё порождает и питает. А «ребёнку» хорошо, потому что он  вне разделения…

Как это может быть?

Это многие хотят узнать:

«как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?(Иоан.3:4).

«Старый ребёнок», что в переводе означает имя даосского «будды, или просветлённого, Лао Цзы, писал  об идеале, к которому нужно стремиться человеку:

«Все люди радостны-веселы, как будто они в ритуале участвуют жертвенном, как будто весенней порой на башню они восходят. О! Только лишь я один спокоен-безгласен, подобно младенцу, еще не узнавшему детства. О! Я весь обвит-перевязан, и мне некуда возвращаться. У всех людей как будто излишек, лишь у меня одного как будто бы недостаток. О, так ведь я разум глупца! О! Во мне все смешано-перемешано. Все люди светлым-светлы, я один темен. Все люди отчетливы-четки, я один скрыт и неявен. О! Я колыхаюсь, как море. О! Я парю в пространстве, и мне негде остановиться. Все люди к чему-то стремятся, а я один остаюсь простец простецом. Я один отличаюсь от всех людей тем, что ценю мать-кормилицу».

Это описание состояния «нерождённого младенца», или покоя мудреца.

«Нерождённый  ребёнок» в даосизме  это образ совершенства. Путь Дао, это путь к состоянию «нерождённого ребёнка». Это следование своей судьбе,  «потоку жизни», что одно, и тоже, без преднамеренной активности. Это равновесие Инь и Янь, это универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира. Как отображение абсолютного Дао на несовершенный мир возникло «единство-разделение». Но совершенство, гармония,  равновесие, возможны, только при преодолении этого перворазделения.

Материнская первооснова, первоначальный хаос, или Дао,   символически представлено Инь. Это может показаться  парадоксом, в даосизме очень сложная философия, но при схематическом равенстве, китайцы более почитают Инь, т.е. тёмное, сокрытое, тайное, неявное,  хаотичное. А в христианстве, наоборот, почитается свет, дух, солнце-Христос, порядок, а это Янь.
 
И в даосизме, рождённый из Дао порядок есть Янь. Но в порядке   много страданий, поэтому даосам предпочтителен изначальный хаос. Кстати, этот хаос вскользь упоминается в Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною»(Быт.1:2).

Китайцы пытаются соединить Инь и Янь, и идти по пути Дао к совершенству и гармонии. Как у них это получается, не знаю, у меня нет знакомых даосов. Но я знаю многих христиан, и сама такая, которые пытаются освободиться от грехов, однако, особых успехов не наблюдается. Всё же посмотрим на Китай, на Японию  внимательно…  Не без помощи  своей идеологии они сегодня  именно такие? А мы такие...

Так как же можно утверждать, что у даосов нет единства? У них есть «ребёнок» - сознание, пока символический, в котором только и возможно это единство, несимволическое:

«У бодрствующих один, общий мир,


а спящие отворачиваются каждый в свой собственный»

и  продолжают «спать»,  каждый в своём мире, пока не проснутся, не воскреснут, не обретут просветление.


Как и у христиан...



Фото из интернета: монада «Инь-Янь» в разрезе.