109. Точка фокусировки мышления

Ольга Кузнечик
Много пишу про некую "троичную логику", про "точку фокусировки мышления" и прочие высокомудренности, а что это такое - ну, как бы оставляю в представлении, что это  и так понятно тому, кто читает.
Может быть, и зря я так делаю, но - я ж не учебник по богословию пишу, просто - популяризация церковной жизни, не больше, однако вдруг подумалось, что надо бы и на эту тему наваять нетленки.

Ваяю!

Итак, точка фокусировки мышления.

Локально-индивидуально все понятно и так: у каждого человека огромная масса нереализованных потребностей в каждую отдельно взятую секунду бытия, но мы не в состоянии думать обо всем сразу:
- у собаки шерсть вылезает не ко времени, не линька, может витаминов не хватает?
- педикюр! Надо бы сделать педикюр! Надо бы сделать...
- а еще купи макаронов и туалетной бумаги! И - кофе закончился, и еще надо бы сварить варенье, купи сахару! И...
- да-да, дебиторская задолженность ООО "Конфетти" перед нашим предприятием составляет три миллиона рублей, вот акт сверки, претензию готовлю, но...
- да, мама, я помню, что у папы день рождения, и что он любит мотоциклы! Я обязательно...
- и положить венок на могилку! Все-таки пятьдесят лет со дня успения прабабушки!

Понятно, да? Миллиард потребностей на каждую отдельно взятую секунду бытия, но - мы же не думаем обо всем сразу и одновременно? Мы фокусируемся на текущих задачах: если сейчас рабочий день, рабочее время, то - пишем претензию. Как только "звонок от винта" - в магазине прикидываем размеры собственного кошелька к ценам на туалетную бумагу. В выходной, со спокойной душой, выбираем подарок папе. А венок можно купить прямо у кладбищенских ворот.

Это - личная точка фокусировки мышления, но Зигмунд Фрейд был далеко не идиотом, и то, что он сформулировал для человечества представление о коллективном бессознательном, дает и ему шанс на благоприятный ответ на Страшном Суде - по крайней мере, мы в состоянии не пугаться, когда находим "дословных единомшленников": есть идеи (что купить папе на день рождения), а есть ИДЕИ (зацикливаться ли на престижности авто, верить ли в мистику, видеть ли Бога, и если да - то через какую обсерваторию: кришнаизм, буддизм, ислам и так далее).

Есть ИДЕИ, рождаемые самим бытием, например, что касается христианства: есть такой старенький дедушка Иоанн Крестьянкин. "Есть", потому что у Бога все живы, и он тоже, хотя  телом и умер давно уже. И вот он жутко раздражался, когда за ним бегали "за благословением", как бы, "по-нашенски" - за автографом: прикоснуться! Святой! Хоть к краешку риз! Страдалец! Новомученик! Почему раздражался? Это и просто и сложно одновременно: предположим, я отличница. Предположим, мой сын мной гордится. И ради того, чтобы тоже стать отличником - дает взятки преподавателям. Чтобы и его дети им гордились. Я это вижу, и что - меня это радует? Это - мой сын? Не думаю. Это сын лукавого... Как можно угодить святому? Да уж никак не сладострастным: "Благослови-и-и-ите, ба-а-атюшка!", а потом тут же - пнуть собаку с дороги, нажраться сосисок в пятницу и погладить живот воспоминанием о "Ба-а-атюшке" - "К такому человеку довелось прикоснуться! Надо будет внукам рассказать!". Где точка фокусировки мышления? Где-то в районе: "Эх, хитон-то нешвенный, не разделишь на части! Как бы себе-то умыкнуть? Порежут. Вона, глазищи сверкают, тоже, поди, хитон-то себе хочет! Ну, пусть Бог решает! Метнем жребий!"

Бог Слово. Священное Писание - Божественный сценарий, в котором есть огромное количество ролей-амбразур, из которых можно смотреть на происходящее в мироздании. С креста. Глядя материнскими глазами на Того, Кто висит на кресте. "Уа, разрушающий церкви, спаси Себя Сам!". "Воистину, Сей был Сын Божий!". "Надо опечатать могилу, как бы не выкрали труп, потом будут врать, что воскрес!". И так далее... Это  и есть "точки фокусировки мышления", и - постарайся, Господи, как-то упокоить душу усопшего раба Твоего Зигмунда, - человечество в целом именно что фокусируется коллективным бессознательным на ту или иную точку зрения.

Что высоко в глазах людей - мерзость в глазах Господа: что такое "восторженность смирением" некоего Павла Груздева, которого КаГэБисты несколько раз окунули в выгребную яму, а он только одно знай повторяет радостно: "Христос воскресе, братия!"? А - кто несказанно радовался этому происшествию? Да сами же окунальщики! И мы, радуясь смирению преподобного, волей-неволей "всовываемся" в роль тогдашних хулителей - почему? Славу же воздаем?! В том-то и дело! Славу дает Господь. А наше дело - пример брать: матерят - радуйся! Только радуйся, когда ТЕБЯ матерят, а не твоего врага. Бьют - радуйся! Когда - тебя, а не врага! Обокрали? - это прибыток, когда тебя, а не врага. А - хочется этого? Да с чего бы?! С чего бы Господу насылать на меня матершинников, бийцев и воров?! Все же от Господа, а я - Его верный раб!

Троичная логика: да верный раб. Поэтому - представь себя на месте Павла Груздева и попытайся понять - что он чувствовал? Где брал силы на "Христос воскресе"? Как сумел полюбить окунальщиков? Молча. Вдумчиво. Радость ли вызывает ВОТ ЭТО? Что верного раба - в унитаз? Тут рыдать надо в ужасе: "Себя жалейте! Если с плодоносящим деревом так поступают - что с сухим будет?". Как вообще такое могло случиться, что люди (!!!) окунули человека в сортир? Это - люди? Да, люди. Что их довело до такого состояния? В чем причины, Господи?! Как - уничтожить такое явление?! Не людей, а - причины, доводящие людей до такого состояния?

Наверное, Павел Груздев думал что-то такое. И старался помочь этим людям только тем, чам спасался сам: "Братишки, Христос Воскрес!". И никто не знает судьбу этих людей - они, может, и спаслись, вообще-то, да Господь от нас это прячет. Чтобы мы восторгались ризами Павла Груздева, не прикасаясь к сокровенному...

Это - плавное перетекание точки фокусировки мышления с "и об одежде Моей метали жребий" на "Се, Мать Твоя! - сказал ученику. Се, Сын Твой - сказал Пречистой". Бесстрастие, возможное при использовании иных логических операндов, кроме "хорошо-плохо": есть еще "Божественно". Промыслительно. В масштабе "от центра планеты до края вселенной" и "от сотворения мироздания до его конца". Когда есть и "хорошо", как оценочный фактор происходящего (например, благотворительности), и "плохо", если речь об убийстве, но есть еще и "хорошо, но несвоевременно". "Плохо, но это предотвратит многие беды". Но в целом: все "хорошо" сотворил Бог "в первой Книге Бытия", а все "плохо" - есть категория "исправительная"...

Нет такого греха, который Бог не простил бы, нет такой ошибки, которую Бог не помог бы исправить. Одно только и нужно - дать Ему возможность сделать для нас все это.