Иногда они возвращаются -2

Эль Ка 3
Начало здесь http://www.proza.ru/2019/01/29/1391

На заставке иллюстрация Н. Кочергина в изд. 1953 г "Калевала"

Иногда они возвращаются
 «Сипсик», «Баба Мора», «Муфта, Полботинка и Моховая Борода».  И конечно «Большой Тылль»

      Я с юности собирала детские книжки с иллюстрациями художников, которые мне нравились. В Эстонии, Латвии, Карелии, на Украине, даже в Киргизии таких книжек было куплено очень много. Получилась хорошая коллекция.

     Дети мои читали с удовольствием «Сипсика» (про тряпичную куклу, которую сшил мальчик для своей младшей сестрёнки) «Муфту, Полботинка и Моховую Бороду» - про весёлых человечков, почти гномов, Эно Рауда,  «Бабу Мору» Айно Первика. Иллюстрации ко всем книгам делал Эдгар Вальтер. А какая чудесная книжка «Мальчик с рожками» Оскара Лутса, переведённая на многие языки.

    История про то, как заблудившиеся в лесу брат с сестричкой  оказались в логове  семейства злой ведьмы. А у ведьмы целый выводок чертенят. И самого непослушного, самого маленького пришлось нянчить сестрёнке. А он не просто ведьмёнок, а маленький негодяйчик. Но когда брату с сестрой  после долгих испытаний выпала возможность бежать, то пожалели они того бесёнка, что привязался к девочке-няньке и никак не отпускал её, захватили с собой и этого маленького сорванца с рожками. Спаслись дети. А их семья приняла этого чернявенького малыша. Много времени, много усилий, пришлось приложить им, чтобы однажды, в тёмных кудрях мальчонки не обнаружилось рожек. Как и не было их никогда. Стал он совсем обыкновенным мальчишкой и даже в школу пошёл, ну разве что не белокожий, да и  волосы очень тёмные.

    Вот что может сделать любовь и терпение!
    Собственный пример, терпение и ЛЮБОВЬ.( Картинки всё того же художника Э.Вальтера.)

    Наверно врач-психиатр и учёный-генетик скажут, что гены всё равно проявятся. Мне же хочется верить сказке. Потому что считаю, что личность формирует прежде всего окружение.

   Среди любимых есть ещё одна замечательная книжка - «Плюшевый заяц»  Марджери Уильямс. Приведу цитату, которая объяснит, про что книга:
— Что значит НАСТОЯЩИЙ? — спросил однажды Заяц, лежа рядом с Кожаной Лошадью в детской, пока Няня не пришла убирать комнату. — Это значит, что у тебя есть штучки, которые жужжат внутри, а снаружи торчит ключик?
— Настоящий не означает то, как ты сделан, — ответила Кожаная Лошадь. — Это то, что с тобой происходит. Когда ребенок очень-очень долго любит тебя, не просто играет с тобой, а ПО-НАСТОЯЩЕМУ любит тебя, вот тогда ты становишься НАСТОЯЩИМ.
- А это больно? – спросил заяц.
- Иногда больно, – ответила лошадка, потому что она всегда говорила правду. – Но когда ты стал настоящим, ты уже не боишься этой боли».

    Настоящие... Как Винни Пух.
Издание Милна  у меня почти без рисунков.  А для детей... Для ребёнка иллюстрации – главная завлекалочка.  Ведь детскую литературу необходимо иллюстрировать не только чтобы привлечь внимание, но и дать дополнительные знания и пояснения.

    Коллекция книг, что покупались не из-за текста, а только из-за иллюстраций огромна. Раз я пишу сейчас про детские книги, перечислю иллюстраторов, что очень мною любимы и уважаемы. Прежде всего стоит  вспомнить  Гюстава Доре, величайшего   иллюстратора  19 века. Его «Сказки» Перро - первое, что  поразило и запало в душу на всю жизнь. Любимые с детства Иван Билибин, с его богатейшим неповторимым авторским стилем, наполненным обилием орнаментов и узоров, с точным следованием историческому облику русского костюма и предметов быта. Владимир Конашевич и  Владимир Лебедев. В скобках - обожаю живопись Лебедева.))  Чудесные анималистические иллюстрации у Евгения Чарушина. Прекрасная книжная графика у Алексея Пахомова. И не менее изумительная у его сына Андрея Пахомова.

    Это то, что лежит на полках. Перекладывается вдруг подальше, потом снова появляется поближе .
 Куда подевался "Большой Тылль"? Неизвестно до сих пор.
Купила в Таллине в 1983 году тоненькую книжечку с иллюстрациями очень интересного и необычного эстонского художника Юри Аррака. И не подумала, что в пять- семь-восемь лет мои дети так будут потрясены сказкой, вернее иллюстрациями к ней. Им уже  за  сорок, а до сих пор помнят каменного Тылля, и простить не могут того страха, пережитого ими в детстве. А книжка пропала. И никто не сознаётся, что спрятал, выкинул, или дал почитать. Или уже и сами не помнят?

    Книга была создана по мотивам эстонского народного эпоса. Ну великаны, ну страшные, ну крови много. Так во всех скаазаниях есть жуткие кровавые моменты. Вот «Калевала». И почему для меня, пятилетней, это оказалось очень страшным? Больше всего в память врезалась «Пьета». Иллюстрации в моем издании 1953 года художика Николая Кочергина. Чёрно-белые, в основном.   Наверно каждый назовёт свою книжку, которая его в детстве испугала.

   Да страшно...аж жуть! Но сказки страшные и детские (пионерлагерные) страшилки с гробами на колёсиках совершенно необходимая вещь для взросления. Психика ребёнка должна получить весь спектр ощущений. Это некая форма подготовки к взрослой жизни.

   Собственно книжка"Большой Тылль" была создана по мультфильму, который был снят в 1982 году. Он получил несколько премий. В те времена. Сейчас нашла в интернете. Так почему же купила этот ужас? Каменные великаны с реками крови и злобными чертями ( в глазах по два зрачка бегают). Наверно на фоне очень красивых книг, захотелось чего-то необычного.

   Более того, посмотрела работы, что создал художник Юри Аррак за последние 40 лет. Честно сознаюсь - больше пяти минут на просмотр меня не хватило. Эксплуатация один раз найденного приёма коммерчески оправдана при капитализме, но такое разрастание зла меня слишком огорчает и печалует. Мир и так переполнен образами,  коим место скорее в аду, чем на земле. Есть у меня  альбом работ Олега Целкова. Он ангел по сравнению с Юри Арраком. В своём интервью этот 82-летний художник сказал, что картина  - результат того, что у тебя в сердце. И это правда. Так что же в сердце самого Аррака?

  Размышляя над судьбами книг думаю теперь - А и хорошо, что  не вернулся «Большой Тылль»! Захламлять домашнее пространство такой энергетикой, право не стоит. Просто вредно.


Продолжение следует. http://proza.ru/2019/02/11/102


Приложение 1 худ. Эдгар Вальтер.http://www.proza.ru/2019/02/04/1245

Приложение 2 Геннадий Спирин http://www.proza.ru/2019/02/04/1258

Приложение 3 Павел Тататрников http://www.proza.ru/2019/02/04/1272

Приложение 4 Владислав Ерко. http://www.proza.ru/2019/02/04/1371

Приложение 5 Ольга Попугаева и Дмитрий Непомнящий.http://www.proza.ru/2019/02/04/1392
               
 
Приложение -6 Юри Аррак http://www.proza.ru/2019/02/04/1472