Революционная деятельность Юдая Черепанова

Алифтина Павловна Попова
  В историю Быстрого Истока вошёл Иуда Иванович Черепанов тем, что он вместе с Климентием Иудовичем Плехановым и Петром Георгиевичем Панковым организовали в Быстром Истоке первую подпольную группу. Это произошло где-то в феврале 1918 года. Они вовлекали в неё других жителей села. Через месяц подпольщиков было уже 13 человек. Каждый имел поручение –  вовлечь в подпольную группу по три человек. И скоро в организацию уже входило 75  жителей села. Иуда Иванович  втянул в неё и своего младшего брата, Ивана Ивановича, но младший брат общался с подпольщиками недолго и отказался.

 Мама рассказывает: «Первое время все собирались в доме моего прадеда, Ивана Филипповича Черепанова, для обсуждения дальнейших планов борьбы за Советскую власть. Но здесь жили все три его сына с семьями. Хотя дети находились вечером на полатях во время заседаний, но места в доме для подпольщиков стало маловато. Да и мешали они их жёнам заниматься домашними делами, поэтому вскоре тайные посиделки подпольщиков прекратила жена Иуды Ивановича – Дарья Никифоровна. Твёрдая по нраву, женщина с характером, она запретила им собираться в этом доме. После этого подпольщики  встречались уже в другом доме, у Михайлова. Они проводили агитационную работу, создали партийную организацию, готовили восстание против колчаковцев, создали небольшой партизанский отряд. Многие из подпольной организации были убиты колчаковцами уже в августе и декабре 1919 года».

Перед написанием этого рассказа, я прочла  брошюру  «Борьба за власть Советов в Быстроистокском районе», ксерокопию которой мне выслала жительница Быстрого Истока, Наталья Ивановна Газина.  В ней отражена деятельность подпольной организации в Быстром Истоке, указаны все имена подпольщиков, среди которых есть и Иуда Иванович Черепанов. Я узнала, что Советская власть после революции долго в селе не продержалась, так как в июле 1918 года её свергли, власть перешла к белогвардейцам Колчака. В Быстром Истоке собрали жителей села на площади и быстроистокские кулаки К. Калинин и В. Фролов назвали «смутьянов».

«Члены партийной организации ушли в партизанский отряд, создавали партийные группы в других сёлах. Подпольщики расклеивали листовки, собирали оружие, боеприпасы, призывали жителей, чтобы те не давали колчаковцам хлеб, лошадей. Велась борьба против посылки молодых ребят села в армию белогвардейцев». В брошюре написано о том, как в августе 1919 года контрразведка Колчака напала на след подпольщиков.

 «Из Бийска прибыл карательный отряд. Людей хватали на улицах, пороли, вешали, расстреливали».  На пароходе «Скромный» каратели произвели расправу над учителем М. И. Халяпиным, Д.И. Ереминой и другими подпольщиками. Их  расстреляли белогвардейцы, а тела сбросили за борт, в реку Обь». Спустя много лет в Быстром Истоке был установлен памятник с их именами.

 Иуда Иванович Черепанов остался жив и продолжил борьбу вместе с оставшимися подпольщиками против белогвардейцев. С помощью красных партизан  в октябре 1919 года установилась Советская власть и в Быстром Истоке, но карательные отряды  белогвардейцев вновь возвращались в село.

 Вот что написано в Интернете о карательных отрядах белогвардейцев:  «По Бийскому уезду, как волки, рыскают кавалерийские карательные отряды, одним из них командует сын бийского лесозаводчика,  колчаковский прапорщик Григорий Серебрянников, а другим – какой-то Орлов. Недовольных крестьян бьют нагайками и даже расстреливают. В селе Карабинке многих мужиков драли шомполами.

Рассказывают, что Бийск наводнен белогвардейцами и каракорумцами. На дорогах всех проезжих останавливают, если с кладью, то обыскивают. На катунских лугах солдаты пасут тысячи лошадей, взятых у населения. В Верх-Ануйской волости появился небольшой, человек в десять, отряд. Начальником в нём сильно отчаянный Чемров Гришка. В отряде есть даже женщина. Они нападают на милиционеров и волостное начальство.

Рассказывали: из Верх-Ануйска ехал в Паутово начальник милиции –  один на паре лошадей. Они его поймали, обезоружили, раздели догола, привязали за задок ходка. Чемров сел седоком и с места в карьер подвез его прямо к сборне села Паутово. Вот, мол, получайте трофей, построжились и укатили. Чемров был объявлен преступником, для его поимки в каждом селе, у ворот поскотины, выставлялись караулы».