Зимовка в Сочи заметки отдыхающей. Часть 3

Анна Алексеевна Золотовская
Город-сад.

"Здесь вам не равнина,
Здесь климат иной."

Приезжая в Сочи, я спешу в Дендрарий.  С дочкой в ближайший выходной идем насладиться прогулкой в уникальном уголке Сочи.

«Уголок» этот немаленький, и мы часами бродим, не уставая и не теряя интереса, переходя из одной растительной зоны в другую, через дубовые и бамбуковые рощицы или в тени высоченных кипарисов, где вдруг начинаешь ощущать себя «гномиком»; вдоль журчащих речек, по ажурным мостикам, наблюдая внизу рыбок и водоплавающих.
Дочь каждый раз находит что-то сфотографировать. У меня уже много накопилось снимков, один из которых я показала в заставке, другой – на главной странице.
Когда я читала всю информацию о парке-заповеднике «Дендрарий», то меня очень заинтересовала личность человека, создавшего это чудо.

Из всего текста я выбрала главные моменты, а остальное при желании можно прочитать самостоятельно.

Итак,

«Создателем вечнозеленого оазиса стал драматург, беллетрист, историк балета и редактор-издатель «Петербургской газеты»

            СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ХУДЕКОВ,

купивший в 1889 году землю на южном склоне Лысой горы. Здесь он заложил парк, разбил персиковый и сливовый сады, виноградники, а затем построил особняк в стиле «модерн», назвав виллу в честь своей жены – «НАДЕЖДА».

…И сейчас в центре парка находится красивое двухэтажное здание с парадной лестницей и террасами, украшенными балюстрадами и изящными вазами.

…Вилла отреставрирована, и благодаря усилиям краеведов превратилась в первый в России музей русского балета.

…Сохранилась частная библиотека С. Н. Худекова, в том числе и знаменитая книга «История танца».

…Сегодня здесь постоянно проводятся творческие вечера, выставки, концерты.
…Но главное в «Дендрарии» - это растения.

Обо всем подробнее Вы, мои дорогие читатели, можете прочитать сами.
В Сочи много и других прекрасных парков, где круглый год можно отдохнуть и пожилым людям, и молодым родителям с детьми.

Я часто хожу в парк «Ривьера», он ближе всех к нашему дому. По своему назначению он похож на парки в других городах. Например, будучи проездом в Москве, я бываю в парке «Сокольники», где художественным руководителем работает наш Андрей. Но парк «Ривьера» тем и отличается от других парков, что здесь совсем другая растительность и климат.

А вот в лесопарке моего города на Кукковке нет совсем развлечений, но есть тренажёры, которые расположены среди елей и сосен, не вырубленных при строительстве микрорайона.

В нашем парке много здорового воздуха. Вот в нем-то я и хожу со скандинавскими палками в совсем настоящем лесу.

Но вернемся к сочинским паркам.

Каждый санаторий имеет свой парк, создающийся десятилетиями специалистами по садово-парковой культуре. Часто в таких парках персонала не меньше, чем в отеле или санатории.

Два года тому назад я отдыхала в декабре в санатории «Южное взморье» на самом берегу Черного моря.

Помню, в парке этого санатория, кроме прочих красот и фонтанов, есть аллея космонавтов, все деревья на этой аллее высажены отдыхающими здесь космонавтами.
Вспоминая этот санаторий, не могу забыть того печального события, когда на глазах у отдыхающих рухнул самолет в море, на борту которого летели артисты Ансамбля имени Александрова. И мы долго находились в шоковом состоянии. А приходя на набережную и глядя в море, думалось о хрупкости жизни каждого и мира вцелом.
Да, жизнь продолжается сегодня, и я возвращаюсь в сегодняшний Сочи.

Благодаря его географическому положению, а город находится на широте Ниццы и Алма-Аты, субтропическому климату, он не просто вечнозеленый - здесь в любое время года произрастают редкие растения.

Город – сад, город – цветник.

Можно круглый год любоваться цветением роз и других теплолюбивых цветов, названий которых я просто не знаю. А вот навстречу идет цветочница с подснежниками…, а еще не наступил февраль…

Хочется напоследок рассказать еще об одной улице – моем любимом месте прогулок – улице Навагинской с Платановой аллеей.

Выходя из автобуса 92, сразу попадаю на эту улицу. (Кстати сказать, именно с этой улицы, а точнее – с Навагинского укрепления в 1838 году – начинался город, впоследствии названный городом Сочи).

Здесь сразу ощущаешь новое настроение, какой-то радостный прилив сил. Шапку долой с головы, подставляя лицо греющим лучам солнца. А ветерок уже навевает запахи моря; до моря – рукой подать.
               
Идешь по Платановой аллее, по обе стороны которой – старейшие деревья, обвитые от корня кольцами тумб, на которых высажены красивые цветы. Увы, названия я их не знаю.  Но среди них весело мелькают вечно любимые анютины глазки – родные, всевозможной окраски – они по-свойски подмигивают мне.

Между стволами гигантских пальм и платанов стилизованные под старину фонари со спускающимися кашпо с цветами.

Сейчас они немного подзавяли, но в марте да, пожалуй, уже в феврале начнут дарить красоту и источать ароматы.

Да, сочинские цветники на Навагинской меня, северного человека, впечатляют. Но сказать обо всех улицах не могу. Почти не встречала на фасадах домов, на окнах и балконах много зелени или цветов.  Возможно, во дворах частных домов и можно встретить такой цветочный дизайн, но …

Недавно прочитала репортажи Бориса Готмана об Испании. В отношении разведения и украшения города цветами меня поразил репортаж о городе Жирона.  «Жирона. Маленькие тайны.»

Но вернемся на Платановую аллею. За деревьями и цветниками вдоль улицы видны многочисленные магазинчики и кафе.

Магазин с крупной вывеской «Золото» меня мало интересует, а вот в соседний магазин-кафе «Зерно» невозможно не зайти, запахи зазывают тебя издалека, как и невозможно выйти из него с пустыми руками.

Наконец мы приближаемся к небольшой круглой площади, которую с противоположной стороны от магазинов окружают два здания, одно из которых Музей спортивных достижений. Вся площадь в скульптурных олимпийских символах, известных всему миру. Вокруг них резвится детвора, а их мамочки делают снимки своих будущих чемпионов. Мне тоже хочется сфотографироваться рядом с известным «Забивакой» и мне наконец-то это удается.

Справа от площади отдыхаем у красивого фонтана, от мощного напора струй веет влажной прохладой. Внизу фонтана табличка – «Купаться в фонтане запрещено». Неужели в январе кто нарушает запрет?

А запах моря все настойчивее нам напоминает о том, куда мы стремимся.
Делаем небольшой подземный переход, затем по лестнице – подъем… И мы у Черного моря!
Навстречу толпа «зазывал», предлагающих прогулки на катере или яхте. Но мы с улыбкой проходим мимо.

У моря тоже свой зов… Солнце слепит глаза даже через защитные очки… А перед тобой бескрайний простор синего моря.

Рядом – Морской порт. Здесь мы садимся на скамейку, чтобы отдохнуть от длительной ходьбы и понаблюдать за жизнью морского порта.

Сразу бросается в глаза вереница людей с удочками. Рыбаки!

Я родилась и выросла на Белом море. Для меня такая рыбалка необычна. У нас уж ловят так ловят: сетями, неводами, убегами, продольниками...

Подхожу ближе: любопытно – что они ловят и ловят ли?

Ловят! У многих в ведерках плещется живая рыбешка, и у многих – в немалых количествах.

Удивили меня плакатики, написанные от руки и прикрепленные рядом с ведерками: «Ловили! Ловим! И будем ловить!»

От рыбаков узнаю: оказывается, здесь постоянно идет «война» - между «Некто», запрещающим рыбалку здесь, и рыбаками, не менее желающими ловить именно здесь.
Им запрещают, а они поплевывают на эти запреты.

Приходят утром, разматывают удочки, ставят с одной стороны ведерко, с другой – плакатик…И ловят свою рыбешку.

Прогулка наша на сегодня закончена. Мы проголодались и пойдем дальше по набережной в ресторанчик, чтобы поесть свежей жареной рыбки.


Продолжение следует