Джозеф Филпот. Избавление от власти тьмы

Инквизитор Эйзенхорн 2
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ВЛАСТИ ТЬМЫ
Джозеф Филпот (1851)

Благодаря Бога и Отца, Который призвал нас к участию в наследии святых во свете. Ибо Он избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего
Кол.1.12-13

Истинная религия должна быть для нас всем или ничем. В религии равнодушие губит, пренебрежение уничтожает. Из всех потерь потеря души - это единственное, что совершенно невосполнимо и непоправимо. Вы можете потерять собственность, но вы можете восстановить всю или часть ее; вы можете потерять здоровье, но вы можете восстановить значительную часть физической силы, которая была у вас до болезни;  вы можете потерять друзей, но вы можете найти новых, более искренних и ценных, чем все, кого вы потеряли; вы можете потерять репутацию, но, как солнце за облаком, ваша личность  может светить более ярким блеском, чем когда-либо; вы можете потерять саму жизнь, как мученики на кострах Смитфилда, и все же найти ее, как Сам Господь провозглашает: "тот, кто найдет свою жизнь, потеряет ее, и кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот обретет ее" (Мтф.10.39 KJV). Но если вы потеряете свою душу, то  что могло бы компенсировать эту потерю? Что же сказал Сам Господь? "Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или что даст человек в обмен за душу свою?" (Мтф.16.26 KJV).
Вы когда-нибудь чувствовали, как огромен удел небес или ада? Вы когда-нибудь чувствовали, что значит завоевать небо, чтобы получить все, что может сделать душа вечно счастливой, или потерять рай, то есть не только потерять вечное блаженство, но впасть в непостижимое, вечное, невыразимое горе? Как сурово и горько бывает ощущение вечности; как тяжело бывает порой чувство, что мы несем в своих недрах бессмертные души, чувство, которое создает и поддерживает упражнения детей Божиих, и часто заставляет их смотреть на временные вещи какна простые игрушки и безделушки, мелочи, полные тщеславия, и стремления, пусты, как воздух, и дает им почувствовать, что лишь в вечности есть  действительно прочные, долговечные реальности.
В нашем тексте, наполненном осознанием этих вечных реальностей, апостол поднимает свое сердце в священном поклонении, призывает святых разделить с ним благодарность Богу за все Его милосердие, за то, что Он сделал для тех, кто боится Его великого и славного имени, когда актом всевластной, отличительной благодати Он вырвал их как головню из огня и дал им право на вечное блаженство.
Кого апостол призывает славить Бога и Отца? К кому он обращается как к причастникам этого славного наследия? Кто те, что избавлены Богом от власти тьмы и введены в Царство Его возлюбленного Сына? Это "святые и верные братья во Христе", которым адресовано послание "веры во Христа Иисуса и любви ко всем святым", и его слышат те, к кому пришло слово истины Евангелия и в ком оно   принесло свои благословенные плоды.
Раскрывая эти слова перед нами, я, с Божьей помощью и благословением:
1. Во-первых, покажу, что такое эта власть тьмы и как Бог избавляет нас от нее;
2. Во-вторых, что такое Царство дорогого Божьего Сына и как Бог вводит нас в него;
3. В-третьих, что такое наследие святых во свете, и как Бог дает нам быть причастниками его;
4. И, наконец, как опыт этих Божественных благословений побуждает нас славить Отца, Который творит эти чудеса для нас и эти знаки его благодати в нас.
Пусть Господь позволит мне говорить обо всем этом так, чтобы Его собственные сила и помазание могли сопровождать слово Божиим благословением для вашего сердца.
I. Что такое  власть тьмы и как Бог избавляет нас от нее. Апостол говорит о "власти тьмы". Я должен, поэтому, с Божьего благословения, объяснить сначала, что такое "тьма", а затем раскрыть смысл "власти тьмы".
А. Под тьмой мы можем понять несколько вещей, по свидетельствам вдохновенного Слова и различным смыслам, которые это понятие несет.
1.  Во-первых, "тьма" часто используется в Писании для обозначения невежество, и особенно незнания Бога и благочестия, в которое погрузились все люди из-за падения наших прародителей. Когда это слово используется в таком смысле, оно означает абсолютное, полное незнание всего духовного, небесного и Божественного;  это черная и мрачная туча хуже, чем в полночь, глубже, чем Египетская тьма, которая так густо и так плотно оседает над умами людей. Таким образом, говорит пророк, "тьма покроет землю и густой мрак - народы" (Ис.60.2 KJV). И опять же: "народ, ходящий во тьме, увидит свет великий -  тех, кто живет в земле тени смертной, на них свет воссиял" (Ис.9.2 KJV). Также: "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Иоан.1.5). Во всех этих отрывках– и есть еще много таких в Писании слово "тьма" используется, чтобы показать то дремучее невежество, которое царит над умами людей, так что они не могут видеть или знать, понимать или чувствовать что-нибудь о силе Божьей истины. Так и Давид описал свое состояние: "они не знают, не понимают, во тьме ходят" (Пс.82.5 KJV). Это состояние, описанное пророком, цитируется Иоанна, "поэтому они не могли верить, потому что Илия сказал: народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не увидят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Иоан.12.39-40 KJV). В этом состоянии все люди по своей природе, и в этом состоянии тысячи живут и умирают, не зная единого истинного Бога и Иисуса Христа, которого Он послал, и, следовательно, не имеют вечной жизни.
2. Но "тьма" имеет в Писании другое значение - и это грех. Таким образом, апостол говорит:  "не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но  обличайте их" (Еф.5.11). Мы знаем, что тьма покрывает грех, что, когда солнце идет вниз и ночь покрывает землю,  тогда грешники выходят, чтобы совершать свои неправедные дела. Как сова с заходом солнца, когда на землю опускается ночь, вылетает из обвитой плющом башни в поисках добычи, так и нечестивый грешник выходит в вечерний мрак или ночные часы, чтобы совершить под покровом ночи те поступки, которые избегают дневного света. В человеке есть естественная совесть. Люди обычно признают, что хорошо и что плохо, что нравственно правильно, а что аморально и заслуживает неодобрения, и в них есть  врожденные понятия добра и зла, поощрения и наказания и того, что мудро и справедливо. Поэтому, чтобы избежать суровых ударов человеческого правосудия, те, кому есть чего бояться - воры, убийцы, грабители - предпочитают делать свои черные дела в темноте.
3. Но Святой Дух использует слово как указывающее на еще больший смысл. Мы читаем о "правителях тьмы этого мира" (Еф.6.12 KJV). Тем, кто пришел арестовать Его, наш Господь сказал: "теперь ваше время и власть тьмы" (Лк.22.53). Сатана назван князем тьмы. В то же время Бог есть свет (1 Иоан.1.5) и   "живет в свете, к которому никто не может приблизиться", так что враг Бога и человека - правитель тьмы, и хотя он узурпировал власть в качестве князя, господствующего в воздухе, он изгнан вон и будет заперт в черной тьме навсегда.
Тьма невежества и греха, в которой ходят люди, способствует коварству и ухищрениям сатаны. Слепота человека позволяет ему установить свои силки неприметно, и в безумной любви ко греху бедняги легко попадаются в них. Сатана был ангелом света, чистым и светлым серафимом, сиявшим в небесных дворцах, как утренняя звезда на востоке небес, в красоте и славе, но гордость и непослушание сбросили его вних и превратили в зловонное исчадие ада и теперь держат его в цепях во мраке, на суд великого дня (Ис.14.12, Иуд.6).
4. Но есть еще другое значение слова "тьма", а именно: вечная нищета; как говорит апостол Иуда, "которым блюдется мрак тьмы на веки". Во тьме есть что-то от природы убогое. Если вы когда-нибудь шли темной ночью, когда в небе не сияли звезды и луна не давала своего мягкого дружелюбного света, вы спешили вернуться домой, но спотыкались на каждом шагу и могли заблудиться совсем, и если и не было других причин тревоги и страха, таких, как жуткая погода, усталость или голод, само чувство тьмы было достаточно тяжелым и неприятным для вас. Как свет содержит в своих недрах семена радости и счастья, так  тьма несет в своей груди убожество и нищету. Очень неприятно застрять в железнодорожном туннеле на час, страшно остаться там на всю ночь.  Но быть запертым во мраке тьмы во веки веков - какое сердце может осмыслить, какой язык выразит тяжесть этого горя? Непостижимо страшна участь быть брошенным во тьму внешнюю, где нет лучей милости и не светит благодать, но лишь вспышки молнии и удары вечного неутолимого гнева всегда будут обрушиваться на голову грешника, навеки лишенного неба со всем его блаженством и попавшего в ад со всеми его ужасами и отчаянием. Страшна сама мысль об этом.
В. Но апостол говорит о власти тьмы. Это не только тьма, которую я описал, но власть тьмы, в которой мы находимся. Чтобы показать это вам более ясно, я разъясню четыре значения этой власти тьмы.
1. Невежество. Какая сила заключена в невежестве! То, что "знание - сила", превратилось в банальность, но давно игнорируется то, что незнание - это тоже сила. Что может сделать неграмотный человек? Вам нужна сложная и деликатная работа, и перед вами неграмотный мастеровой: что вы ему доверите? Его невежество разрушит любое мастерство других.   Если он не может понять, что делать и как делать - какая сила заключена в таком невежестве! Разве она не сильнее, чем все наши знания? Возьмем другой случай: вот человек, совершенно не знающий бизнес; никакие дела с ним вести невозможно. Его незнание -это барьер, который нельзя преодолеть. Есть сила знания, и есть сила невежества. Люди иногда говорят о гордости знания. Несомненно, гордость от знания существует; но какова гордость невежества! Разве некоторые люди не гордятся своим невежеством так же, как другие - своими знаниями? Некоторые думают, что бедный не может быть гордым; но я знал бедняков столь же гордых, как и богачи, и я видел, как невежественные люди больше гордятся своим невежеством, чем образованные - своими знаниями.
Сила невежества в отношении всего Божьего поразительна. Вы можете дать что-то человеку, который готов учиться; можете указать на что-то тому, кто желает узнать,   вы можете распространять знания для тех, кто готов слушать. Но человек, который наполнен сильнейшим самомнением и самодовольством в невежестве, слушать вас не будет; его невежество образует барьер для получения знаний, и ему практически ничего нельзя доказать. Иногда я мог лишь вздыхать, видя самодовольное невежество людей, в компании которых мне пришлось находиться, удивляясь их глупости и самомнению.
И как сила невежества в умах людей проявляется в области религии, и каковы мощь и влияние, которыми оно здесь обладает! Какая предубежденность, какая вражда, какая упертость, какое неверие, какая уверенность в своей правоте, какая отчаянная решимость не уступать никакому обличению и не слушать никаких наставлений здесь проявляются! Я был в этом городе более двадцати лет, проповедуя Евангелие и показывая путь спасения по безошибочному Слову Божию, мои проповеди и сочинения были широко распространены в этой стране, и как мало людей, в сравнении с другими, в этом городе приняли любовь истины для своего спасения! На самом деле власть тьмы над умами людей так велика, что ничто, кроме силы Божией, не может избавить их от нее. Никто никогда не избавился от этой власти сам. Только Бог Своей силой, как говорит об этом апостол, избавляет от нее детей Царства.
2. Но тьма, о которой я говорю, означает также грех. Власть тьмы - это сила не только невежества, но и греха, и она непостижима и неописуема. Великая сила греха заключается в том, что он является тонким и тайным воздействием всепроникающей силы, пронизывающей каждую нить и волокно человеческого разума и действующей путями, которые далеко не всегда известны. Грех подобен реке, которая глубока и быстра, но течет так тихо и бесшумно, что, глядя на нее, трудно поверить, какая мощь заключена в этом потоке. Попробуйте только попасть в него! Пока вы будете плыть по течению, вы не почувствуете его силу, но как только вы попробуете плыть против, вы скоро обнаружите, какая сила сокрыта в потоке, который, казалось бы, скользит так спокойно. 
Именно так бывает с властью греха. Пока человек плывет вниз по течению греха, он не осознает той власти, которую грех осуществляет над ним. Он уступает ему, и поэтому ничего не знает о его мощи, хотя она уже охватила его и тянет с собой в бездну вечного горя. Попробуйте запрудить реку, которая, казалось бы, течет спокойно;  посмотрите, как начнет подниматься ее поток, как он будет бесноваться и рычать! И посмотрите, как успокоится течение, как только вы уберете барьер. Именно так обстоит с силой греха. Служить греху значит подчиняться ему, и не чувствовать его. Но сопротивляться ему - значит почувствовать его тайную власть и убедиться, что если бы не сила Божия, вы были бы целиком в его объятиях.
3. Я уже намекнул на то, что тьма - это сатана, ибо именно он - князь тьмы. И, таким образом, власть тьмы - это сила, которую сатана имеет над человеческим разумом. Сатана имеет доступ ко всей глубине  человеческого сердца. Он - дух огромной мудрости и знания; через всю мощь ангельского интеллекта, которую он сохранил в падении, он за опыт 6000 лет внимательно ознакомился со всеми склонностями нашего ума, со всем, что называют слабостями людей. Он точно знает, где расставить свои ловушки и  силки. Он знает, как помрачить наш разум, как подавить его похотями и страстями, чтобы укрепить врожденную силу греха, и поэтому он работает через гордость, предрассудки, вражду, ложь и самодовольство, так прочно укоренившиеся в сердце человека, и придает всему этому власть, которую эти страсти сами не имеют, но получают через  его тайное действие. Поэтому он является духом, который теперь действует в сынах противления.
4. И, наконец, власть тьмы есть ад, уныние и отчаяние, мрачные сомнения и страхи, которые посещают многие пробужденные души в постижении гнева, и чувство вины на совести. Все эти четыре вещи в сочетании составляют "власть тьмы". Кто может избавить нас от этой власти? Только рука Всемогущего! Ничто, кроме непобедимой благодати Божией!
С. Как Господь избавил нас от власти тьмы? Я покажу вам это и объясню, в чем состоит действие благодати в сердце. И главное, в некотором смысле - это найти тот самый момент, когда благодать начинает свое Божественное и благодатное действие. Таково, если можно так сказать, начало избавления, не завершение, но начало. Я проиллюстрирую это образом Иосифа в тюрьме. Иосиф томился в темнице, и его душа страдала. Была ли у него надежда выйти, кроме как через смерть, если сам фараон обвинил его в преступлении, которого он не совершал? Но когда Бог привел главного виночерпия и главного хлебодара в ту же тюрьму, и особенно когда Он вложил в сердце фараона сон, который никто из мудрецов не смог истолковать - Он начал исполнять план избавления для Иосифа. Иосиф был все еще в тюрьме; но, когда пришел посланец от фараона, чтобы вызвать его в царское присутствие, чтобы истолковать сон - это было началом его избавления. Иосиф не побрился. Египтяне не носили бороды, как дети Израиля. Поэтому Иосиф не мог войти в присутствие царя с бородой на лице. Кроме того, он был в рваной тюремной одежде, его волосы были спутаны  и с грязью, и его одежда была испачкана. Он не мог идти дальше, пока он не умылся, не сбрил бороду и ему не нашли подходящую одежду. Но даже когда его вывели из тюрьмы, это еще не было избавлением, ибо его могли водворить обратно. Но когда он рассказал его сон, и фараон сняд перстень и надел на его руку, возложил золотую цепь на его шею, дал ему повозку, а затем поставил Иосифа правителем в Египте - вот тогда избавление совершилось. 
Вы видите, что в случае с Иосифом было начало избавления, прежде чем было достигнуто освобождение. Так бывает и с благодатью. Первый луч света, жизни и Божьего учения, которое проникает в душу от полноты Сына Божия - это начало избавления от власти тьмы. Тьма невежества больше не удерживает душу. Свет проник в нее и разрушил эту силу. Как можно покончить с тьмой? Предположим, совет ученых решил собрать средства, с помощью которых мы разгоняем мрак ночи. Они могут предлагать различные планы, чтобы осветить темноту, такие как газовые лампы, электрический свет, имитация солнечного света, но все их планы закончатся разочарованием, ибо власть тьмы победит их. Люди могут осветить комнату, улицу или город, но все светильники и иллюминация никогда не осветят всю ночную сторону земли. Но когда среди всего света светильников на утреннем небе начинают брезжить первые лучи рассвета, солнечный свет, рассеянный в атмосфере планеты, заставляет силу тьмы отступить, и мрак ночи уходит, как бы напуганный приближением своего славного, могучего и неотразимого покорителя.   
1. Только дело Божие начинает спасение. Первый же рассвет благодати в наших душах есть вторжение Божьего света, и прежде всего он разрушает власть невежества.  Он показывает нам Свое величие, святость, справедливость и силу; Он убеждает нас в нашем потерянном и разрушенном состоянии, Он обнаруживает страшное зло греха, и Он приводит нас в подножие ног Божиих с мольбой о милости, чтобы мы могли просить прощения и спасения для своей души. И не только это, но Он ломает нашу гордость вместе с  силой невежества; делает нас понятливыми; и, показывая нам нашу слепоту и глупость, приводит нас просить мудрости от Бога, и искать Его постоянного руководства и наставления. Вы видите теперь, что вы были полны предрассудков и слепого фанатизма, и что все ваши знания и исповедание не принесли ни луча спасительного света в ваше сердце. И вы отворачиваетесь от ошибок и склоняетесь к истине, как растение к свету. И разве это не избавление от власти тьмы?
2. Так обстоит и с властью греха.  Когда человек начинает чувствовать тяжесть греха, чтобы плакать о своей виновности, глубоко переживать свое убожество и осуждение, в которое грех привел его, и боится своих ужасных беззаконий, которые давно стали у него камнем на шее, способным утопить его в глубине ада -  он начинает освобождаться от власти греха. Он порывает со своими старыми привычками и приятелями, обрубает, по крайней мере, внешние ветви греха и освобождается от власти тех практик, в которых он жил беспечно, бездумно, без чувства вины за нынешнее или страха за будущее. И если он еще не освобожден от чувства вины и осуждения греха на своей совести, он свободен теперь по крайней мере от внешних греховных практик и дел. И поскольку Господь продолжает дело, начатое  в свое время,  применение искупительной Крови избавляет его от вины, и спасительная любовь Божия изливается в его сердце со всей державной силой и властью.
3. Верующий избавлен также от власти сатаны. Сильный с оружием некогда удерживал его, но сильнейший напал на него и победил. Лев из колена Иудина раскидал псов (Пс.21.20 KJV). Орел, парящий в небе, не даст приблизиться стервятникам. Иисус Христос осаживает князя тьмы и говорит: "Это был твой раб, а теперь Мой, Моя собственность и Мое владение; Я искупил его Своей Кровью, и это будет вечный трофей Моей победы над грехом, смертью и адом. Сатана, прочь! Не прикасаться к нему! Он Мой избранный сосуд, и у тебя больше нет власти над ним".
 Так было с Иисусом, первосвященником, которого Захария увидел стоящего перед ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. "И сказал Господь сатане: да запретит тебе Господь,  сатана; Господь, избравший Иерусалим упрекнет тебя - не головня ли он, исторгнутая из огня?" (Зах. 3.1-2). Что может сатана говорить или делать в присутствии Господа с могучим мечом,  которым Он сокрушит левиафана и убьет змея морского (Ис.28)?
4.   И тогда будет сокрушена последняя сила тьмы, "мрак тьмы навеки", власть, которая никогда не перестанет держать сыновей и дочерей погибели, но которая никогда не обрушится на тех, кто знают, боятся и любят Бога. Могилы действительно  некоторое время будут держать их земные хижины, которые вернутся в родной прах; но Иисус, воскресение и жизнь, завоевал для них смерть и ад, и все они стоят перед престолом Его славы с пальмовыми ветвями победы в руках; все поют песнь Моисея и Агнца, и возглашают: "Победа, победа через искупительную Кровь!".
II. Но я теперь должен показать, что такое Царство дорогого Божьего Сына и как Бог вводит нас в это Царство. Бог дал Царство Сыну, и назначил его Ему прежде основания мира. Ничто не может быть более ясно раскрыто в писаниях истины, чем эти два пункта:
1. Что у Христа есть Царство;
2. Что Его народ имеет долю в нем.
Как ясно Господь говорит: "И Я назначаю вам царство, как Отец Мой назначил Мне" (Лк.22.29 KJV). Это Царство, о котором говорится в Мф. 25.34, где Царь сказал тем, которые по правую сторону Его: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира". Это Царство Христос получил из рук Своего Отца, когда Он сказал Ему: "проси у Меня, и Я дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе" (Пс. 2.8).
 В этот дар Бог дал Ему людей, в которых Он будет вечно прославлен; Христос получил этих людей из рук Отца, и, таким образом, стал их Царем и Главой. И это называется в Писании "Царством возлюбленного Сына Божьего". Это царство, о котором говорится у Даниила, что оно должно быть воздвигнуто на развалинах всех других царств, "которое вовеки не разрушится, но будет стоять вечно". Поэтому о нем сказано: "престол Твой, Боже, во веки и веки" (Пс.45.6 KJV), и что "Его владычество - владычество вечное, которое не прейдет" (Дан. 7.14). Это Царство настоящего и будущего; Царство благодати здесь и Царство славы в вечности. Но во славе не будет никого, кто не причастен благодати. Это Царство, таким образом, есть внутреннее Царство, как Господь сказал иудеям: "Царство Божие внутри вас", и как оно описано Павлом в самых дивных выражениях: "Царство Божие не пища и питие, но праведность, мир и радость во Святом Духе" (Рим.14.17).
Есть некое время, в которое мы входим в это Царство. Мы говорим о переходе или переводе из одного состояния в другое. Этот могучий акт Божьей благодати, эта работа суверенной любви и силы не может произойти без какого-то опыта в сердце самого человека. Невозможно через Божью работу над совестью перейти из состояния тьмы в состояние света, от осуждения к оправданию, от вины к прощению, из состояния несчастья в состояние счастья, от господства греха к владычеству праведности - без опыта в душе, когда и где и как это было сделано. Для перехода в Царство Божьего возлюбленного Сына человек должен быть выведен из этой тьмы, смерти, вины, страдания и осуждения, вытекающих из чувства проклятия закона, через могучее действие Его победоносной и непобедимой благодати, чтобы Сын Божий, и только Он, мог господствовать в сердце.
И хотя это акт власти, это не  акт насилия. Бог не перевел нас в царство возлюбленного Сына Своего, несмотря на наше нежелание, или вопреки склонностям и желаниям нашего сердца. Твои люди, говорит Он Христу, должны быть готовы в день Твоей силы (Пс.110.3 KJV). Сначала Он являет нам Свой Дух и благодать в обличении греха, и заставляет нас жаждать прощения и мира, примирения и согласия. Он показывает нам всю убогость состояния отчуждения от Него, Источника всякого счастья и святости, и заставляет нас долго искать Его любви, чтобы привести нас близко, и, чтобы мы могли любить Его искренне от чистого сердца. Он дает нам увидеть, что мы были рабами греха и сатаны, и заставляет нас долго искать ту святую свободу, для которой Он делает свободным Свой народ. Он показывает нам, что чувство вины и страдания мы навлекли на себя через наши собственные грехи, а также от нашего прародителя. Он производит в нас покаяние в этих грехах, отвращение к самим себе из-за них, стремление порвать с ними и бежать к Крови и послушанию Господа Иисуса Христа, чтобы спрятаться в Нем от каждой грозы.
 Когда, затем, в ответ на молитву и мольбу, Он раскрывает в душе человека дело, любовь и благодать Господа Иисуса Христа, и развивает живую веру в Его благословенное величие. И так человек переходит от смерти в жизнь, от осуждения в оправдание, от рабства в свободу; и, таким образом, в чувствах и на опыте он переводится в Царство Божьего возлюбленного сына, чтобы Он мог царствовать и править в сердце, как его единственный Бог и Царь -  его законный Государь и Господь на престоле.
Никто, кроме Бога, Святого Духа, и Его всемогущей силы не может таким образом взять бедного грешника из всей его вины и грязи, ветоши и разрухи, из всего его убожества, нищеты и осуждения, и, прилагая слово благодати со всей силой к его душе, принеся  сладкое обетование в глубины его сердца, раскрыть ему Христа, Его Кровь, Его праведность, излить в сердце Его любовь и перевести его в чувствах и на опыте в это Царство Иисуса Христа, которое есть праведность и мир и радость во Святом Духе. И это Бог делает, делал и будет делать для всех, кто действительно и по-настоящему Его. Никакие силы твари или дела плоти не могут помочь Ему здесь. Милость и благодать делают ве целиком; любовь и сила объединяются и, склонившись с неба, поднимают грешника из власти тьмы и выводят   его в царство света,  жизни и свободы, где Иисус есть все во всем.
III. Но сейчас я должен показать, что значит быть подготовленным к "участию в наследии святых во свете". И я начну с того, что укажу, кто такие эти святые. Я считаю, что это те, кого Павел в Евр.3.23 называет "духами праведников, достигших совершенства", те славные духи пред престолом Божиим, которые вошли в веру, надежду и любовь Иисуса; которые покинули свою земную скинию, и освободились от всех страданий, горестей, грехов и немощей своего нынешнего состояния, и теперь, после того, как их бессмертные души очищены от всех пятен беззаконий, они пребывают в мирах блаженства и видят Агнца лицом к лицу. Это те, кого Он ведет к источникам живых вод, те, которые поют на своих золотых арфах в небесах хвалу Иммануилу, все, кто когда-либо пил из того потока, что радует град Божий, и вошел в непрекращающийся полдень бессмертного счастья облеченным в вечную славу.
Эти "святые в свете", о которых говорится в нашем тексте, имеют наследство, которое есть Сам Бог, ибо святые наследники Божии и сонаследники Христу. Как Бог не дал левитам удела между братьями, ибо Он Сам стал их уделом (Втор.10.9), так и Бог Сам стал наследием святых во свете. Его любовь, Его присутствие, Его слава, видение лица прославленного Эммануила и святое блаженство, которое бессмертные духи  имеют в своем союзе с Отцом и Сыном, в совершенстве счастья и святости - вот удел святых в высоком мире света.
О, какой констраст с теми, кто потерян навечно! Посмотрите на наследство, которое дает грех, и сравните его с наследием святых! "Возмездие за грех - смерть". Послушайте стоны проклятых в аду; узнайте отчаяние, которое постоянно гложет их измученные души; посмотрите на них, мечущихся в огне и сере, среди великого недовольства и ярости Иеговы; посмотрите на возмущенную справедливость, которая мечет на них огонь молний, в то время как море огня внизу накатывает на них своими пылающими валами. Когда железные ворота ада закрываются за ними,  наступает конец всем их надеждам навсегда. Вечное несчастье и горе - вот ужасный удел всех заблудших духов в аду, тогда как святые во свете обретают вечную радость, когда они поют в небесах без греха и печали хвалу Богу и Агнцу.
Вы должны быть или теми, или другими, святыми или грешниками, и вы будете либо петь хвалу Богу в небесном блаженстве, либо останетесь навсегда в невыразимом горе. Но нужно быть хорошо подготовленным к участию в наследии святых во свете. Если королева отправит вам приглашение отобедать с ней в королевском дворце - разве вы не найдете достойную одежду, чтобы сесть за ее величественный стол? Если вы являетесь разнорабочим или слесарем - разве вы пойдете во дворец в грязной рабочей одежде из мастерской? Вы должны быть пригодным для такого присутствия и такого сообщества. Так и с теми, кто зван на брачную вечерю Агнца. Они должны быть сделаны пригодными для такого наследия. В чем же состоит эта пригодность?
1. Во-первых, мы должны быть омыты. Как первосвященник не мог войти в скинию, не будучи сначала омыт с головы до ног в бронзовом умывальнике, так ни одна душа не может войти во дворы небес, если она не омоется. Как говорит апостол: "И такими были некоторые из вас, но омылись" (1 Кор.6.11). Вы должны быть омыты в крови Агнца; все ваши грехи должны быть смыты в том источнике, который некогда был открыт для омытия греха и нечистоты, в ранах Спасителя, или вам никогда не вкусить от наследия святых во свете. Кровь Иисуса должна быть приложена к вашей совести; помилование должно войти в вашу душу, Христос должен открыться вам, чтобы омыть вас от всех грехов Своей  драгоценной кровью, или вы не можете воспеть этот славный гимн "Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровью Своею" (Откр.1.5).
2.  Опять же, мы должны быть оправданы. "Кого Он призвал, тех и оправдал". Мы читаем о том, кто пришел на брачную вечерю одетым не в брачную одежду, и мы услышали страшный приговор, вынесенный царем такому человеку: "связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов". Этот царь - образ Христа Праведника, и мы читаем о Жене Агнца, что она была облечена в "виссон чистый и светлый", который есть "праведность святых" (Откр.19.8). Как оскверненные одежды снимались с первосвященника, так вы не можете быть подготовлены к наследству, если с вас не будут сняты запятнанные одежды и надеты другие (Зах.3.4). Быть в таких одеждах было главным желанием Павла: "и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" (Фил.3.9).
3. Далее, мы должны быть освящены. Вы найдете три эти вещи в одном стихе Павла: "и такими были некоторые из вас; но вы омыты, но вы освящены, но вы оправданы во имя Господа Иисуса и духом Бога нашего" (1 Кор.6.11 KJV). Быть освященным значит стать причастным той святости, без которой никто не увидит Господа.  Мы должны быть сделаны новым творением, чтобы "облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" - одним словом, чтобы стать "причастниками Божественной природы", чтобы Бог вдохнул в нас Свою святость и вступил в общение с нашей душой.
Без этой внутренней святости никто не может войти в ворота небес. Чем будут небеса для нас, если мы не будем внутренне готовы к ним? Вы не можете быть (если подобное можно себе представить) омыты искупительной Кровью, облечены в оправдывающую праведность и взяты на небо, не имея нового сердца, нового духа и внутренней святости, которую вдохнет в ваши души Дух Божий. В таком случае рай не будет для вас раем, и вы захотите уйти из него; присутствие Бога будет вам в тягость; блаженство святых, прославляющих Агнца, будет столь чуждо каждому вашему чувству, что вы скажете: пошлите меня к чертям,  ибо у меня нет сердца, чтобы насладиться раем; отпустите меня в ад, где я могу проклинать и хулить, ненавидеть и рыдать, ибо я не могу любить и хвалить – это единственное подходящее место для меня!
Поэтому, чтобы быть пригодным для небесного наследства, вы должны иметь небесное сердце и дух, полный хвалы, восхищения и любви. Вы должны утешаться Господом, столь святым и милостивым, столь чистым и любящим, столь сияющим и славным и столь   снисходительным и сочувствующим. Только это сделает вас пригодными для святости, счастья и занятий небес, и это возможно только через возрождение и создание благодатью нового человека, который, пусть он пока и слаб в вас, тем не менее идеален.
Посмотрите на разбойника на кресте: какой дивный пример, как Дух Божий может за мгновения сделать человека пригодным для небес! Это был гнусный злодей, чья жизнь была потрачена на грабежи и убийства, пострадавший, наконец, от справедливого наказания за свои преступления, и если нам сказано, что "распятые с Ним поносили Его" (Мк.15.32), то у нас есть основания полагать, что сначала он принял участие вместе со своим собратом в хуле на Спасителя. Но суверенная благодать - а что другое могло бы это совершить? - тронула его сердце, дала ему почувствовать и увидеть, чем он был как падший грешник, открыла ему глаза, чтобы он смотрел на Сына Божия, истекающего кровью перед ним, принесла веру в его душу, чтобы он поверил в Его имя, вложила в него дух молитвы о том, чтобы Господь неба и земли вспомнил его, когда придет в Свое Царство - и, возможно, это был величайший подвиг веры из всех, которые описаны в Священном Писании, не меньший, если не больший, чем вера Авраама, когда он возложил Исаака на жертвенник!   
 Умирающий Искупитель услышал и ответил на его крик, и сказал ему: "сегодня ты будешь со Мною в раю". Дух и жизнь сопровождали Его слова, и сразу же сделали душу разбойника готовой к принятию наследства, и прежде чем настала ночь, его счастливый дух вошел в рай, где он и сейчас поет хвалу Богу и Агнцу. Многие бедные дети Божьи чуть ли не до своего последнего часа на земле не видели прощающей любви и применения искупительной Крови, но им не было позволено умереть без Святого Духа, раскрывшего спасение их душам и настроившего их сердца, чтобы они смогли присоединиться к вечной хвале прославленных духов перед престолом Божьим.
IV. И это приводит нас к последнему моменту, который есть благодарение Богу и Отцу за все эти чудеса Его милости, за все эти благословенные проявления Его благости и любви. У вас есть надежда, какое-либо внутреннее свидетельство, что Господь Духом Своим совершил эти чудеса милости и благодати в вашем сердце? Когда я описывал работу благодати - было ли эхо в вашей груди, которое заставило вас убедиться, что вы были избавлены от власти тьмы и переведены в царство Божьего возлюбленного Сына; и если Вы не можете найти, что ваша душа жаждет, чтобы Господь даровал Вам такую меру веры, надежды и любви, которая заставит вас почувствовать, что вы смогли бы наслаждаться святостью небес, как только Господу будет угодно забрать вас отсюда? О, какова должна быть ваша благодарность и хвала Богу и Отцу Господа Иисуса Христа, если Он творит такие вещи в вашей душе, за Его несказанную милость, в которой Он протянул руку, чтобы спасти вас!
Как бы мрачно  было ваше положение в этом мире, как бы тяжело оно стало в вечности - если бы Господь не простер свою руку, чтобы избавить нас от власти тьмы? Мы бы жили под властью тьмы, пока мы не канули в мрак тьмы навеки. Мы бы любили нашу тьму, лелеяли ее и гордились ею, и погибли бы, как все обманутые и несчастные жертвы невежества, гордости и уверенности в правоте нашей падшей природы.
Но Бог был готов ворваться в наши темные души, и когда Он ворвался, тьма бежала. Когда Он появился, сатана бежал, и, если Он воссиял в нас, значит, Господу было угодно, чтобы избавить нас от власти тьмы и перевести нас в царство возлюбленного Сына Своего. И разве не должны мы воздать благодарность и хвалу, и почтить Его благословенное величие за эти действия Его благодати, эти проявления Его милости, благости и любви?
Но я не могу закончить, опустив слово предупреждения для тех, кто еще находится под властью тьмы. Хотя я знаю, что они не могут избавить свои души, но только Господь, через слово, произнесенное моими устами, может принести обличение в их умы. Господь может использовать меня как инструмент, чтобы показать им их состояние по своей природе; и, возможно,– я молю, чтобы Он в своей бесконечной милости дал им воздыхание и плач, который приведет их в свое время и Его способом через благословенное избавление в царство возлюбленного Сына Божия, и тогда они вместе с нами воздадут хвалу и честь, силу и славу Богу и Агнцу во веки веков!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn