9. О триумфе искупленных судом правды

Вячеслав Абрамов
Псалмы – это послания. От кого, откуда – не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть – ты. Если ты их принимаешь, они – к тебе и для тебя.

Данный псалом представляет собой акростих, в котором начальные буквы строк соответствуют древнееврейскому алфавиту.
На базисе этого алфавита был написан особый язык, отражающий духовные состояния человека, которым владел Давид. Каждая буква означает определённое внутреннее состояние человека, точнее – его души. Другими словами, буква – форма записи определённого состояния души.
К примеру, я могу сыграть мелодию или спеть песню, которая выразит моё состояние, или же могу нарисовать какую-то букву, или символ. И буква будет символом определённого воздействия свыше.
Но язык этот становится понятным только пребывающим в состоянии, называемом «хождение в духе», потому что буквы обретают духовный смысл только в человеке, проникшем в эту особую «сферу».
А для человека, не ощущающего духовный мир, духовные понятия – только абстрактные слова.
Поэтому нет смыслом «грузиться» привязкой терминов, которые ничего не объяснят. Дай нам Бог пока что разобраться со своим языком, также богатейшим на значения и смыслы.

"Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний."

Всеми «фибрами души» псалмопевец ощущает потребность славить и превозносить Бога, петь имени Его.
Радуясь и торжествуя, Давид воздаёт всю славу Богу, не приписывая себе никаких заслуг. Это святая радость, а благодарственная хвала – язык святой радости.
Триумф Искупителя становится триумфом искуплённых.

"Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный."

«…преткнутся и погибнут пред лицом Твоим» – понятно, что не буквально от Его присутствия. А от чего же? А от действия Его Суда Правды.
И вся земля наконец ощутит, что означает праведный суд. В переводе Теилим при этом звучит не «погибнут», а «сгинут» – исчезнут от лица Его, то есть из духовного поля, из всех его «проекций» на наш мир.

"Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними."

Во многих других, не синодальных переводах, говорится «исчезла память о них» – что означает полное забвение.
Они будут погребены под руинами своей «цивилизации». Это пророческий «намёк» на то, что будет детально описано в Откровении от Иоанна, известном как Апокалипсис.
У врагов Господа «…совсем не стало оружия»: их оружием были коварство и ложь, а такое оружие просто исчезает под действием силы правды.

"Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте."

Престол Бога – это абсолютная правда.
Апостол Павел приводит этот стих псалма в своей речи в Афинах для объяснения, что грядущий суд будет совершаться через воскресшего Господа Иисуса Христа (Деян. 17:30, 31). Через Того, кто пути этой правды проложил до самых мрачных низов нашего мира.

"И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи."

Прибежище ассоциируется с покоем и приятным удовлетворением, оно особенно необходимо «во времена скорби».
Знающие имя Господа – это, во-первых, ощущающие в себе Его присутствие в жизни, ощущающие Его воздействия, проявляющиеся в них. Во-вторых, –ощущающие связь с Творцом и работающие над своим исправлением.
Если нет у тебя ощущения «я и Он», значит, имя Его тобой ещё не выяснено, и нет анализа противоположности в ощущениях, в чувствах, в знании.
Ищущие Господа – как раз восполняющие недостаток ощущения и осознания. Причём этот недостаток вынуждает восполнять сам себя, вплоть до раскрытия Творца.
Мы, человеки, учимся постигать Бога по Его действиям в нас.
Творение делится на наш мир, в котором человек НЕ раскрывает источник своих ощущений, и мир духовный, когда ему раскрывается источник ощущений. Тот, кто постиг Его милость и благодать, уверится в Нём больше, чем может уразуметь. И доверится Ему, когда уверенность в людях разрушится, и некому будет больше верить.
Тот, кто узнал Его как Бога правды и верности, возрадуется в слове обетования и будет уповать на Него, даже если действие Его будет откладываться, а логика нашего мира будет противоречить этому.
Тот, кто знает Его как Отца, вверит Ему свою душу, и доверится Ему до конца.
Чем больше ощущаешь Бога, тем больше ищешь Его и тем больше Ему себя вверяешь.

"Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых."

Сион – прообраз Церкви, где особым образом присутствует Господь. Давид призывает других возвещать между народами дела Его, чтобы обратились и увидели своего Творца, чтобы все язычники поняли, какую великую милость творит Господь над ними (см. Пс.125).

В переводе Теилим последняя строка стиха звучит так: «Ибо, взыскивающий за кровь, вспомнил их, не забыл вопля смиренных».

Смысл фразы не в том, что Бог мстит за кровь, пролитую невинными. Тогда в чём?
Здесь прежде всего отмечается, как драгоценна для Бога кровь Его народа. А что есть кровь?
Кровь – не только сила, оживляющая и питающая тело. В духовном понимании кровь олицетворяет связь между всеми свойствами человека. Тогда пролитие крови – это лишение такой связи, продуцирование зла.
Высшие силы, которые продвигают меня к исправлению свойств, побуждают меня прилагать усилия, воспламеняют во мне соответствующее желание.
Когда говорится «Да не будет пролита кровь» – это призыв к сознательному исправлению эгоистических желаний, ведущих к противоречиям, разделениям, вражде, то есть – ко злу.
А взыскание за «пролитие крови» (то есть исправляющее духовное воздействие) за нарушение связей в творении будет очень резким…

Если поймут и опомнятся, подобно жителям города Нинве, к которым был послан пророк Йона, объяснивший им, что скоро Творец «предъявит счёт и потребует оплаты», то деятельное раскаяние позволит избежать страданий.

Мало того, в таких ситуациях люди понимают, что надо менять взаимоотношения на добрые, и потом действия свыше «по принуждению к миру и согласию» вызывают свет, возвращающий к Источнику. И они чувствуют, что «оно того стоит».

"Помилуй меня, Господи; воззри на страдание моё от ненавидящих меня, – Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём."

Врата – это возможность перехода из одного состояния в другое. Дщерь Сиона – это образ как Израиля, так и Иерусалима последних времён.
Можно сказать, что спасение – это вход в особые врата, ведущие к Творцу, и спасение – только в Нём.
Это и последние врата, находящиеся после череды врат нечистоты. Когда человек стоит в последних вратах нечистоты, никто не может спасти его оттуда, кроме Господа. Затем последуют врата раскаяния, врата молитвы.
 
"Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их."

В другом переводе строка звучит так: «Утонули народы в яме, что сделали они, сетью этой, что прятали они, поймана была нога их».

"Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. Игайон.Сэла!"

Бог дал возможность всем познать Себя по совершённому им суду: «нечестивый уловлен делами рук своих». Понятно, что это определяющий Творца суд – суд правды.
«Игайон» означает место, над которым следует особо задуматься и поразмыслить. «Сэла» – это свидетельствотого, что выраженное этими словами относится к категории правды.

"Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога."

«Да ОБРАТЯТСЯ нечестивые в ад» – значит, ад – не место вечного несчастья и мучений. Обратиться можно в ощущение, в состояние. Адом можно назвать ощущение сжигающего огня ненависти, отторжения от других человеков и от Творца.
Но ещё более глубокое ощущение ада – это состояние отключения от Творца. Это – самое большое наказание, но не относительно нашего сегодняшнего уровня, а возникающее уже на духовном уровне.

"Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет."

А это уже прямое пророческое указание на свершение надежды нищих, бедных и слабых, которое явится в мир с Господом Иисусом и Новым Заветом. Его Заповеди Блаженства начинаются с «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю».

Нищета в духовном понимании – это не материальная бедность. Нищета духовная – это осознание своего несовершенства. Такое осознание непременно выражается в покаянии – в осуждении своего прошлого и в намерении исправиться. Искреннее покаяние уже обладает великой благодатной силой, строящей «посадочную площадку» веры.

"Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицом Твоим.
Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они. Сэла!"

Или, в другом переводе «Да не усилится человек, судимы будут народы пред Тобой!».

И здесь – пророческие размышления Давида о грядущем праведном правлении при котором должны быть разрушены греховные и гибельные для замысла Божия замыслы людей. Представ перед лицом Всемогущего Судии, они поймут, что в действительности они всего лишь ничтожные, слабые люди, неспособные устоять перед страхом и грехом.

Об исчезновении осужденных судом правды.

Продолжение 9-го Псалма можно считать отдельным посланием. В Теилим оно уже считается 10-м Псалмом Давида.
Здесь псалмопевец выстраивает акростих, основанный уже на второй половине древнееврейского алфавита.
Используя выразительные образы, он показывает линию падения: путь развития самости, эгоцентризма как людей, так и народов, который будет продолжаться вплоть до осознания большинством из них того, что он ведёт к явному злу и взаимному уничтожению. Такое осознание может случиться только через абсурдность и ужас существования в «атмосфере» такого зла.

И таким образом получается, что стихи псалма передают ощущения от действия зла, возникающие в душе, вставшей на путь добра, которые неминуемо повлекут полное отвержение зла с его самостью, ложью и ненавистью.

"Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?"

Такой вопрос временами возникает у каждого: почему Всевышний хранит молчание, когда торжествуют нечестивые, а невинные страдают?
Давид во времена бедствий больше всего жалуется на то, что Господь удалился от него и его народа. Именно это вызывает сильную скорбь. Избавление ещё далеко, и оно сокрыто от нас, и часто мы думаем, что Бог нас оставил.
Но это - наша ошибка, ибо не видим дальше собственного носа, и судить можем только по внешним обстоятельствам. И сами отходим от Бога из-за неверия, но продолжаем сыпать укоры в том, что Господь удалился от нас.

А если ты почувствовал, что отдалился от Него, и просишь тебя приблизить, или если сам наперекор чувству отдалённости приблизишься, то таким образом построишь своё осознание и понимание того, что Творец всегда на Своём «месте», а удалениями даёт тебе возможность самому к Нему приблизиться!

"По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют."

Давид вскрывает суть нечестивых, и выражает негодование против грехов, «которые сделали времена тяжкими».
Преследование «по гордости своей» бедного, только для того, чтобы беспрекословно подчинялись их диктату – в этом и есть антидуховная суть нечестивых.
Почему антидуховная?
Сказано: «Не могу Я быть с гордецом в одном месте» – там, где гордость, не может быть света. Гордость вытесняет из души дух. Ведь она разделяет человека и Творца, разрывая духовную связь.

Ухищрения нечестивых действуют против них самих не только в духовном понимании, но и в жизни.
Есть ли более справедливое воздаяние за зло, чем пострадать от своих же ухищрений, которые нечестивые сами изобрели для бедных и слабых?

"Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»"

Сущность нечестия – надмение, гордость. Такой человек живёт в иллюзии «хозяина жизни», так, будто «нет Бога».

"Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;"

Эта строка переводится ещё и так: «Преуспевает он на путях своих во всякое время, суды Твои высоки и далеки от него, всех врагов своих – сдувает он их».

Скажите ему о власти Господа над ним – и он ответит вам, что никогда не видел Бога, а поэтому для него Бог не существует. И он прав в том, что для него Бог не существует. Скажите ему о судах Божьих – он назовёт их пугалом для дураков.

"говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;"

Действительно, выглядит так, что происходящее словно бы оборачивается ему на пользу. И он считает, что ничто и никогда не в силах повредить его благополучию.

"уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба;
сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его; "

Псалмопевец даёт такой яркий и ёмкий образ человека, которым управляет агрессивная самость, что комментировать, собственно, и нечего.
Его злоба и ненависть спрятана «под языком». Ему всё равно, какую ложь сказать или какое обязательство нарушить, он будет использовать всё что угодно, чтобы достичь своих целей. Он притворится смиренным и добрым, он войдёт в доверие, он может «заботиться» о бедных и даже унизиться.
При этом, будучи полностью лишённым честности и чести, он почитает себя «элитой» и пренебрежительно относится к тем, кого грабит и уничтожает.
Давид неоднократно отмечает, что жестокость и бесчеловечность таких людей направлена против невинных и бедных, которые не противостоят им.

"говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда»."

Даже у сознательно вставшего на сторону зла человека «в сердце» остаётся точка, которая упрекает его. И он отсекает звучащий через совесть «голос» Творца, отрицая Высшую силу, или заявляя: «Оставил Господь землю сию».

"Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых.
Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?"

После описания бесчеловечности и нечестивости притеснителей Давид обращается к Богу с молитвой за угнетённых.
Но даже в озвученных им вопросах к Всевышнему уже сквозит ободрение верой. Давид убеждён, что «нечестивый пренебрегает Бога» потому, что не знает Его. Потому что час расплаты еще не настал, «когда чаша их беззаконий переполнится».

"Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник."

Бог – помощник тому, у кого нет других помощников, но много обидчиков и притеснителей.
Давид уверен в вездесущности Господа, и говорит о зависимости преследуемых от Него, о том, что они добровольные Его подчиненные и отдают себя под Его защиту, – поэтому Бог защитит их.

"Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия."

О чём это, если не о милости Творца даже к нечестивому и злому? Праведник молится, чтобы Господь воспрепятствовал им творить зло. И в Писании не раз можно прочесть об угнетателях, чья власть была свергнута, но жизнь сохранена, и была дана возможность для покаяния.

"Господь – царь навеки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его."

Что значит «исчезнут язычники с земли Его»? Речь не об их гибели или уничтожении. Исчезнуть откуда-то можно и по своей воле.
Кого называют язычниками? В Писании - идолопоклонников, поклоняющихся творению, а не Творцу.
В духовном смысле язычники – это рабы своей самости, от которых полностью скрыт Создатель. Они в принципе сами не могут открыть Его, у них для этого не задействован орган восприятия свойств, противоположных самости, и самость не позволяет установить связь с Творцом.
Но Бог провидением Своим «запускает», «включает» этот орган, и посылает искру света, которая разгорается в пламя веры. И исчезает язычество как продукт эго.

«Будешь искать их, и не найдёшь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Ис. 41:12-13).

"Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,"

Давид ЗНАЕТ, что Бог слышит желания смиренных (мало того, Он эти желания и «продуцирует»). Укрепляет сердце с развитием совести. Человеку хочется, чтобы Господь всегда слышал его мольбу: открыл ухо Своё.
 
Здесь раскрывается, каким образом Богом обеспечивается «канал связи»: вначале через желания Он готовит сердца, зажигая в нас праведные стремления, укрепляя веру, настраивая мысли, возбуждая чувства, а потом внимает молитве.
Господь как бы делает нас достойными, чтобы правильно принять и использовать ту самую милость, которой желают и о которой молятся, а затем даёт ее нам.

"чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле."

«…чтобы не был больше тираном человек земной» – звучит в несколько ином переводе.

Господь даст Свой суд сироте и угнетенному, – то есть, правдой прояснит их невиновность, вернёт им утешение.
Угнетатель – это лишь земной человек, ничтожный, слабый и смертный. Восстанет правда – и ложь потеряет силу, растворится в её свете, который есть Свет Творца.