ТОПС - решение вопроса Курил и геополитики XXI в

Сергей Латинов
[ ТОПС - территории особого правового статуса. ]

Возможно ли решение вопроса Курил в конструктивном русле в самые ближайшие годы?
Да, решение этого вопроса не только возможно, но и в состоянии сформировать взаимовыгодное долгосрочное партнёрство между Россией и Японией. Более того данный, представленный далее формат, может создать основу для мощного и устойчивого многостороннего евразийского партнёрства, которое впоследствии позволит осуществлять результативную работу по динамичному развитию отстающих регионов не только Евразии, но и других континентов.
Предлагаемая форма решения вопроса Курил (“спорных территорий”) заключается в создании на территории России или другого государства административных областей с особым правовым статусом, которые далее в тексте именуются как “территории особого правового статуса”.
Особый правовой статус данных территорий заключается в разработке и применении в пределах этих областей целевым образом разработанных конституций.
Для каждой территории особого правового статуса разрабатывается своя конституция, которая может включать как положительные решения из существующих конституций стран-партнёров (решивших принять участие в создании и работе данной ТОПС), так и положительные решения из правовых базисов других государств или совершенно новые правовые перспективные разработки.


В правовом базисе различных государств можно отыскать немало своих плюсов и минусов. Интеграция наиболее удачных наработок в единые комплексы с последующим их практическим применением может дать отличные результаты как собственно для общественно-политического и социального бытия общества, так и для его производительной, научной, хозяйственной и экономической деятельности. Прецедентов такой целенаправленной и многокомпонентной интеграции в истории ещё не существовало. Но при наличии понимания о перспективности работы и международного сотрудничества в данном направлении можно создать реальные условия для практического воплощения различных версий подобного интегрирования.
В качестве одной из форм работы по избирательной интеграции передового опыта в области законодательства можно апробировать методику территорий особого правового статуса (ТОПС).
Для расширения диапазона вариантов апробации (а также для вовлечения как можно более широкого круга отечественных и зарубежных специалистов и заинтересованных лиц) можно предложить создание уже на начальном этапе двух или даже трёх таких территорий особого правового статуса.

Чем каждый из таких вариантов может отличаться от других вариантов?
В каждом отдельном варианте создание правовой базы для данной территории будет осуществляться в приоритетном взаимодействии с рабочей группой специалистов, представляющих одно из государств, правовая система которой (в тех или иных сферах и разделах) может быть более уместной или приемлемой для данного случая или вызывать исследовательский, методический и практический интерес.
Более того, дополнительным весомым критерием для определения уровня приоритетности той или иной национальной правовой системы может стать степень значимости интеграционных процессов России с тем или иным государством или с представителями его деловых и промышленных кругов, представителями науки и культуры этого государства, специалистами различного профиля, общественностью.

В каком ключе необходимы формирование и синтез правовой системы ТОПСов? Чего необходимо добиваться на этапе выработки тех или иных правовых документов и положений? Какие цели перед собой необходимо ставить рабочим группам?
В ряду определяющих задач рабочих групп, формируемых для выработки законодательства для ТОПСов, исходя из основных проблем сегодняшнего дня и вопросов, предстоящих к решению обществом в ближайшем и в отдалённом будущем, можно назвать следующее:

1. ТОПСы должны стать территориями, обладающими такими (прежде всего - правовыми) условиями для проживания и для различных видов профессиональной, научной, творческой, предпринимательской, деловой и инвестиционной деятельности, которые должны превосходить ведущие мировые аналоги.

2. Для решения о переезде на проживание в ТОПСы (скажем, из таких стран Западной Европы, как Франция, Германия, Австрия; или из Японии и Южной Кореи) не должно быть психологических и административных препон. Для этой цели правовая база той или иной территории особого правового статуса должна обладать существенной долей правовых компонентов из законодательного наследия той страны, приоритетность законодательства которой была определена для данной ТОПС. Скажем, предприниматель строительной отрасли или конструктор спецтехники, или физик-теоретик из Франции должны уже до принятия решения о переезде в одну из ТОПСов знать, что по приезду в выбранный им ТОПС он встретится в значительной мере со знакомыми ему законодательными условиями как в сфере делового законодательства, так и в сфере бытовых и гражданских отношений.

3. Законодательство в ТОПСах должно открывать больше возможностей для реализации и развития своего потенциала как для граждан и юридических лиц, перемещающихся в ТОПСы из-за рубежа, так и для граждан и юридических лиц, перемещающихся в ТОПСы из других регионов России.

4. В законодательстве ТОПСов не должно быть существующих в других законодательствах пробелов и недоработок, допускающих и попускающих правонарушения различного уровня тяжести или создающих благоприятную среду для негативных тенденций и процессов в обществе, предрасполагающих его к разложению и деградации. Этот аспект однозначен для всех ТОПСов, так как в ином случае весь смысл создания ТОПСов теряется напрочь.

5. Муниципальные и другие формы управления в ТОПСах должны быть самостоятельны в своих решениях. Т.е. ТОПСы не должны быть подчинены региональным и федеральным уровням власти Российской Федерации. В то же время должен быть с самого начала кардинально определён круг вопросов и действий, однозначно недопустимых в работе управляющих структур ТОПСов и вообще в существовании ТОПСов как таковых. Сотрудничество по самому широкому кругу направлений между федеральными и региональными властями Российской Федерации, с одной стороны, и управляющими структурами ТОПСов, с другой стороны, однозначно предусматривается и предполагается. Но это должно быть сотрудничеством партнёров, обладающих едиными целями и принципами понимания об обязательности конструктивного взвешенного диалога. В тех случаях, когда в одном из ТОПСов могут вскрыться негативные действия административных структур или действия этих структур, явно осуществляемые с целью подрыва безопасности и целостности Российской Федерации, общественности данного ТОПСа будет предлагаться осуществить замену руководства, либо (в особо сложных и не подлежащих исправлению ситуациях) может ставиться принципиальный вопрос о прекращении существования этого ТОПСа.

Создание ТОПСов в ближайшие годы может вызвать высокий интерес у широкого круга потенциальных участников как в России, так и за рубежом. Так как на данных территориях могут быть созданы такие условия для общественного и общего развития, добиться реализации которых в обычном порядке в других местах и странах ещё будет долго и долго нереально. В этом ключе можно отметить, что, к примеру, ТОПСы, созданные с приоритетом законодательства ФРГ или Франции, смогут по сути предоставить для нынешних граждан из этих стран новые и более предрасполагающие к подлинному демократическому бытию общества условия. В том аспекте, что здесь общество, политические партии, общественные организации, СМИ и собственно граждане не будут находиться под явным или скрытым давлением из США или управляемых из США административных и других структур. И соответственно различные формы давления, которые сегодня оказываются в Западной Европе на граждан, на политиков и общественных деятелей, здесь будут отсутствовать напрочь. В итоге, в результате создания таких условий в ТОПСах, можно даже говорить о том, что многие прежде великие народы и государства, утратившие в ходе истории значимую долю своей суверенности, в результате создания ТОПСов смогут обрести новую возможность для подлинного национального становления и самореализации. Или, говоря другими словами, смогут обрести ещё одни шанс для своего подлинно национального суверенного бытия и развития в истории.
К обретение такой новой исторической возможности с большим интересом могут отнестись и в Австрии, и в Японии, и в Южной Корее. Поэтому при качественной подготовке начальных материалов по созданию ТОПСов (для потенциальных участников, партнёров и инвесторов) есть основания предполагать, что данное направление совместной работы и сотрудничества может быть встречено с реальной заинтересованностью.

Является немаловажным и тот аспект, что помимо возникновения в результате создания ТОПСов новых перспективных и динамично развивающихся “точек роста” (способных внести существенное оживление в макроэкономику Евразии) следует ожидать и заметного снижения напряжённости в отношениях с ведущими странами континентальной Западной Европы и в отношениях с Японией.
Так, надо понимать, что если, например, в Красноярском крае может быть создана территория особого правового статуса с приоритетностью японского законодательства, по площади равная, скажем, третьей части Японии, то интеграционные процессы с Японией смогут пойти куда как более интенсивнее и оживлённее, чем это имеет место сейчас. Тем более, что здесь также не будет никаких форм давления со стороны США ни на общество, ни на общественных и политических лидеров. В результате реальность может сложиться таким образом, что здесь японское сообщество будет обладать большей суверенностью, чем непосредственно в самой Японии.

Но не следует рассматривать создание ТОПСов в Красноярском крае как процесс, проистечение которого будет осуществляться только в Сибири. Здесь начнётся первый этап. Наработка правовой базы, апробирование тех или иных форм административных внутренних и внешних коммуникаций, наработка опыта общественного бытия в условиях ТОПСов, а также наиболее эффективных образовательных методик и создания богатейшей и предрасполагающей к творчеству культурной среды. В целом же к процессу создания ТОПСов необходимо относиться как общему перспективному международному процессу, так как спустя некоторое время после создания ТОПСов в Красноярском крае (и, скорее всего, затем ещё в ряде других регионов России) начнётся процесс создания ТОПСов в других странах. В частности, там, где будет осуществляться работа по преобразованию непригодных для проживания обширных пустошей и пустынь в территории, удобные и востребованные для жизнедеятельности человека.
Т.е. форма ТОПСов станет административно-правовой средой как для реализации многочисленных и долгосрочных программ и мероприятий по развитию регионов и областей государств различных континентов, так и по преобразованию и заселению многочисленных непригодных сейчас для проживания территорий. Именно форма ТОПСов позволит результативно, продуктивно и без помех работать в данном направлении предприятиям, компаниям и специалистам в тех странах, в которых законодательство и обстановка в целом ещё не достигли того уровня стабильности и совершенства, которые свойственны более развитым государствам, являющимся в настоящее время привлекательными для большого и неиссякаемого иммиграционного потока.
ТОПСы позволят создавать для компаний и специалистов не только предрасполагающую к продуктивной работе среду, но и обеспечивать весь спектр условий, гарантирующих их безопасность. При этом со стороны ТОПСов будут отсутствовать какие-либо попытки и усилия по бесцеремонному вмешательству в общественную, культурную и политическую жизнь стран, в которых эти ТОПСы будут размещаться. Влияние со стороны ТОПСов на жизнь этих государств предполагается только благодатного характера – образовательные проекты и программы по развитию образования и науки, подготовка высококвалифицированных профессиональных ресурсов, привлечение инвестиций и капиталовложений в развитие инфраструктуры, создание совместных предприятий, увеличивающих поступления в национальные и муниципальные бюджеты и прирост количества высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест.
Именно такой подход сформирует в отношении ТОПСов доверительную атмосферу и конструктивное участие со стороны населения и властей тех стран, в которых такие ТОПСы будут создаваться для исполнения своих функций, детерминирующих развитие стран, регионов и целых континентов.


/