Путь к себе Главы 1, 2

Ирина Ребони
                Глава первая

Закрыв за собой дверь в салон красоты, я остановилась на ступенях и, прищурившись, посмотрела на небо. А оно было безоблачным и неправдоподобно голубым. Хорошо-то как! Давненько ничего подобного не испытывала. Тряхнув головой, я на мгновение замерла – голова показалась непривычно легкой. Всю жизнь у меня были длинные волосы – сначала коса до пояса, потом тяжелый пучок на затылке. А теперь… удлиненное каре с челкой. У меня же никогда не было челки! Но обновляться, так обновляться, никаких полумер! В моей ситуации полумеры не помогут, и так довела ситуацию до крайности.

Сегодня вообще не удалось приступить к работе – ни на чем не могла сосредоточиться, серая пелена перед глазами, частый гость в последнее время, никак не хотела рассеиваться, а еще постоянная слабость. До сих пор я как-то с этим справлялась, но сегодня справиться не смогла и позвонила Тамаре, решив, что мое состояние как-то связано с перенесенной полгода назад операцией. Тамара заведовала хирургическим отделением в больнице и считалась лучшим хирургом в городе. Мы с ней знакомы с юности. Тамарин муж был моим однокурсником, и мы немало времени провели в одной компании. Но по-настоящему сдружились три года назад, когда я впервые оказалась на больничной койке.

До начала плановой операции у Тамары оставалось полчаса свободного времени, и она полностью посвятила его мне. Внимательно меня осмотрев и выслушав все мои жалобы, она заверила, что с физическим здоровьем у меня все в порядке, а серая пелена перед глазами и приступы слабости – ничто иное, как депрессия.

- Динка, ну, нельзя же так! – выговаривала она. – Ты сама себя загоняешь в тупик! Конечно, всем известно, что ты прекрасная мать. Но твои дети выросли! Отпусти их! Я имею в виду эмоционально. И о муже не забывай. С таким красавчиком нужно держать ухо востро! На него до сих пор даже молодые девчонки заглядываются. А ты себя запустила. Посмотри, седина появилась, а ты и в ус не дуешь. Глаза потухли. Встряхнись!  Не нужно из всего делать трагедию. Да, Настя теперь живет в Германии, Олег собирается переехать в Москву, так радуйся за них. У тебя очень хорошие и успешные дети. Если чувствуешь себя опустошенной, то постарайся что-нибудь изменить в своей жизни. Для начала хотя бы волосы подкрась. Если не возьмешь себя в руки, придется тебе топать к психоаналитику или горстями глотать таблетки. Ты этого хочешь?

- Нет.

- Тогда отправляйся в парикмахерскую. Кстати, когда Олег уезжает?

- В субботу.

- Значит, ты немедленно должна возродиться. Не заставляй сына чувствовать себя виноватым за то, что он оставляет свою бедную и несчастную мамочку. Может, для нас с тобой Зауральск и пуп Земли, но молодые думают иначе. Извини, если что-то не так сказала, - добавила она после небольшой паузы, - но мы все и всегда взирали на вас с Андреем, как на пример для подражания. Золотая пара факультета. Смотри, не растеряй своих достижений. Кстати, ты и сейчас почти такая же хорошенькая, какой была в юности.

Отповедь подруги немного меня взбодрила. Действительно, хватит жалеть себя и пережевывать старые обиды. Да, три года назад моя жизнь перевернулась – предательство мужа, авария, в результате которой я едва не погибла, полностью изменили мое мироощущение. Но за это время можно было бы и залечить свои раны! Почему этого не произошло? Я вспомнила, как впервые очнулась после аварии. Андрей, похудевший и побледневший, сидел рядом и не сводил с меня глаз. Как мне сказали, он в течение пяти дней не покидал больницу ни на минуту, пока я по-настоящему не пришла в себя. Да и потом еще долго выполнял роль моей сиделки, взяв внеочередной отпуск. Последствия аварии были очень тяжелыми, мне весь живот разворотило.

Когда я уже достаточно окрепла, Андрей заговорил о случившемся.

- Не понимаю, как можно быть такой невнимательной! Ты ступила на проезжую часть прямо перед грузовиком. У него не было возможности затормозить или свернуть в сторону!

Я взяла свой телефон и, найдя в нем нужную информацию, протянула мужу. Ему хватило одного взгляда, чтобы понять, что там изображено.

- Мне прислали эти снимки в ТОТ день, - хрипло пояснила я, - и я, не помня себя, выскочила из дома. Не представляю, куда я направлялась, но по сторонам, разумеется, не смотрела.

Андрей выглядел потрясенным и несчастным. Я это отметила автоматически, но никакого сочувствия к нему не испытала.

- Милая, прости меня, - прошептал он, взяв меня за руку. – Не знаю, что тогда на меня нашло, но такое больше не повторится. Обещаю.

Я не верила в спонтанность свидания, представленного на присланных снимках. Оно происходило в роскошно обставленной спальне, в кадр попали и бутылка французского шампанского, и два хрустальных бокала. Его партнершу я опознала. Это была крашеная блондинка лет двадцати пяти, не слишком симпатичная, зато сексуальная, с ней мы как-то пересеклись на одной из многочисленных вечеринок, которые посещали. Ее имени я не помнила, зато помнила, как Андрей с ней флиртовал. В этом не было ничего необычного.

Андрей с юности был душой любой компании – травил анекдоты, ухаживал за женщинами и прекрасно танцевал. Возможно, я была наивной и глупой, но в его верности всегда была уверена. (Или хотела быть уверенной?). Когда же он брал в руки гитару, я просто умирала от любви к нему. Правда, в последнее время он брался за гитару нечасто, только  во время встреч с бывшими однокурсниками.

Мы учились на одном курсе. Андрей был главной звездой не только на нашем факультете, но и во всем институте. У умного, красивого и общительного парня, разумеется, обожательниц было выше крыши. Я тоже сразу угодила в их число, хотя внешне этого никак не проявляла. Он же поначалу вообще меня не замечал. Ничего удивительного. На первом курсе я выглядела совсем по-детски, однако к восемнадцати годам полностью оформилась, и парни стали обращать на меня внимание. Однажды заинтересованный взгляд Андрея остановился на мне. После первого свидания я была на седьмом небе от счастья. Нина, которая до сих пор остается моей лучшей подругой, пыталась меня приземлить.

- Не строй иллюзий! Он слишком непостоянный. Уже почти всех девчонок перебрал. Теперь, вот, до тебя добрался. Ты ведь знаешь, что Галя делала от него аборт? –Я кивнула.

Разумеется, эти слухи мне очень не нравились. Я с детства мечтала о крепкой семье. Хотела, чтобы мои дети чувствовали себя счастливыми и уверенными в завтрашнем дне. Мне этого всегда не хватало. Мой отец был прапорщиком в его классическом воплощении – мощный, краснолицый и грубый. Я не понимала, как мама, такая нежная и хрупкая, могла им заинтересоваться. Его часть перебрасывали с места на место, а мамино здоровье становилось все хуже. Мне было двенадцать, когда она умерла. В доме стали появляться всякие тети Маши, тети Тани, тети Наташи, я едва успевала запоминать их имена. Военные городки, эти тети, школы и одноклассники менялись слишком часто, чтобы к кому-то или к чему-то по-настоящему привязаться.

Мне было шестнадцать, когда мы поселились в военном городке в пятидесяти километрах от Зауральска. Зауральск – крупный областной центр на берегу полноводной Кунги. Впервые оказавшись в этом городе, я сразу почувствовала, что это МОЙ город, и что наша жизнь с отцом теперь пойдет по-другому. Но именно тогда в нашем доме появилась очередная тетя – тетя Тася, про себя я сразу окрестила ее хабалкой, до конца не понимая, что это слово означает. Однако само по себе оно очень подходило этой женщине – громоздкой, громогласной и грубой. Но, видимо, такая спутница и была нужна отцу.

Я училась на первом курсе, когда у тети Таси родились мальчики-близнецы – Егор и Алеша, после чего их родители официально оформили отношения. Я почти не общалась с братьями. Я тогда жила в общежитии, и мои визиты в военный городок воспринимались мачехой крайне враждебно. Стать настоящей сестрой маленьким близнецам мне не позволили. А потом отцовскую часть опять перевели на новое место. Больше мы с ним не виделись. Он каждый месяц присылал мне деньги, не бог весть какую сумму, но это помогало мне как-то держаться на плаву. На мои письма он не отвечал, лишь иногда от него приходили поздравительные открытки. Тогда мобильные телефоны были лишь у избранных, но ни я, ни мой отец в их число не входили. Он никаких номеров своих телефонов мне не сообщал, правда, ему был известен номер телефона моего общежития, но он по нему ни разу не позвонил.

А потом деньги перестали поступать, и никаких открыток не стало. Я знала номер отцовской воинской части и написала командованию. Вскоре пришел ответ, в котором сообщалось, что Владимир Игнатьевич Трубников полгода назад скончался от сердечного приступа. Я долго рыдала, пытаясь осознать эту новость и ненавидя злобную мачеху, которая не посчитала нужным сообщить дочери о смерти отца.  Не могу сказать, что я его очень любила, но он был моим единственным родственником, и после его смерти я почувствовала себя совершенно одинокой, никому не нужной и будто невесомой. Хорошо, что в тот период рядом со мной была Нина.

Нина Травникова была дочерью известного в наших местах художника и жила вместе с родителями в добротном частном доме на берегу Кунги. В какой-то степени этот дом стал родным и для меня. Нина оказала большое влияние на мою жизнь – приобщила к чтению серьезной литературы (библиотека в их доме была просто огромной), походам в театры и музеи, научила немного разбираться в живописи. Благодаря подруге передо мной открылись новые горизонты. Потом я уже самостоятельно углубляла знания в этих областях. Вместе с Ниной мы участвовали и в деятельности студенческого театра.

 А потом в моей жизни появился Андрей, правда, поначалу ненадолго. Пару месяцев он терпеливо ухаживал за мной, а потом стал настаивать на близости. К этому я была не готова. У меня были свои представления о будущей жизни, о семье, и в мои планы короткие интрижки и случайные беременности не входили. Слухи о его связи с Галей и последующем аборте очень больно меня задевали. А Андрея неполноценное общение, как он выразился, не устраивало, и он отступил. По ночам я рыдала в подушку, но своего мнения не меняла. Нина меня поддерживала.

Вскоре за мной стал ухаживать Костя. Он был не таким ярким, как Андрей, но в остальном ни в чем ему не уступал, даже имел преимущества. Во-первых, он не был замечен в излишней любвеобильности, а, во-вторых, его отец был владельцем самой крупной стоматологической клиники в городе со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Наша дружба с Костей была нежной и чистой. Иногда мы целовались, но во время этих поцелуев я не испытывала и десятой доли того, что испытывала с Андреем. То время было для меня очень трудным. Я постоянно где-то подрабатывала, но денег все равно не хватало даже на полноценное питание, не говоря уже о покупке новой одежды. Нина частенько приглашала меня к себе домой на ужин, а Костя приносил в институт всякую выпечку, их домработница была отличной кулинаркой.

В ТОТ день мы с Костей после занятий отправились в общежитие и устроились в комнате отдыха, чтобы попить чаю с пирожками. Весело переговариваясь,  мы уплетали пирожки, когда Костя неожиданно взял меня за руку.

- Дина, так нельзя, - внушительно произнес он. – Ты стала совсем прозрачной, так недолго и ноги протянуть. – Он поднес мою руку к губам и, глядя мне в глаза, выдохнул: - Я очень тебя люблю. Выходи за меня замуж!

Я опешила, не зная, что ответить. Костя мне очень нравился, но я не была в него влюблена. А в моих мечтах о семье и замужестве любовь стояла на первом месте. Мне не хотелось обижать хорошего парня, и я замешкалась с ответом. В это время, как джин из бутылки, перед нами неожиданно материализовался Андрей. Мы не заметили, как и откуда он появился. Он взял меня за руку и, заставив подняться, прижал к себе.

- Дина выйдет замуж за меня! – уверенно заявил он. – Через неделю. Я это устрою.

Умение быстро принимать решения и все устраивать было у него в крови. Не даром сейчас он занимает должность главного инженера самого крупного завода в городе. И тогда он все быстро устроил. Через неделю мы действительно поженились. Нам выделили в общежитии отдельную комнату, и началась наша семейная жизнь. Поженились мы в девятнадцать, а в двадцать стали родителями. Олежка родился летом, так что я не отстала от своего курса и вместе со всеми окончила институт в положенное время. Нам все помогали, и Олежку совершенно заслуженно частенько называли сыном полка.

Углубившись в воспоминания, я не заметила, как дошла до дома. Ладно, хватит копаться в прошлом, в нем гораздо больше хорошего, чем плохого. В конце концов, можно простить мужу единственную ошибку. После того разговора в больнице мы вроде бы помирились, но я так и не простила его по-настоящему. Подчас вела себя, как настоящая стерва, отказываясь сопровождать его на официальные мероприятия и принимать у себя нужных ему людей. Близкие заметили изменения в моем поведении и характере, но списывали это на последствия аварии. Я этого не отрицала, даже Нине не рассказала о предательстве мужа.

Сегодня Андрей обещал не задерживаться на работе. Мы собирались отобрать лучшие фотографии из огромного семейного архива и отдать их отпечатать, чтобы подарить Олежке памятный альбом перед отъездом в Москву. Ему уже двадцать семь. Он почти три года женат, и его жена Лиза стала для нас еще одной дочерью. Я угодила под грузовик за неделю до намеченной свадьбы. Молодые отложили свое бракосочетание до того дня, когда я смогла присутствовать на торжестве. Хорошие ребята. Правда, с детьми не торопятся, хотят сначала сделать карьеру. Теперь более прагматичное время. А вот с Настенькой все по-другому, - с нежностью подумала я. - Ей всего двадцать, но она уже два месяца замужем и вряд ли станет затягивать с рождением ребенка, так что, Дина и Андрюша, усмехнулась я про себя, засучивайте рукава и готовьтесь к новой роли – бабушки и дедушки.

В квартиру я вошла, улыбаясь, и сразу подошла к зеркалу. Новый облик нравился мне все больше. Я стала выглядеть моложе и более стильно. Тамара сегодня назвала меня хорошенькой. Такое определение подходит маленьким девочкам и юным девушкам, но по отношению к сорокасемилетней женщине кажется уничижительным. Будто я какая-то недоразвитая. Да, в двадцать лет такое определение мне подходило – изящная фигурка, блестящие каштановые волосы, заплетенные в косу, светло-серые глаза, аккуратный носик и пухлые губки. Сейчас от этого ничего не осталось, даже волосы остригла. Глаза, правда, свой цвет не изменили, но теперь смотрят на мир более жестко, а вот нос вроде стал крупнее, а губы тоньше. К счастью, фигура свою стройность сохранила, хотя формы несколько изменились. И все-таки, мне грех жаловаться. Конечно, красавицы из меня не получится, что бы я с собой ни сделала, но выглядеть интересной женщиной вполне в моих силах. Для начала неплохо бы обновить гардероб. Я еще раз внимательно осмотрела свое отражение. Контраст длинной темной челки со светлыми глазами выглядел очень эффектно, так что я осталась довольна осмотром.

Что ж, первый шаг к новой жизни сделан. Теперь очередь за вторым. Взглянув на часы, я решила, что к приходу мужа успею приготовить что-нибудь изысканное, чего давненько не делала, и что он особенно любит. Может, суфле из говядины? – думала я, направляясь в сторону кухни, когда меня остановил телефонный звонок. Я вернулась в прихожую. На тумбочке лежал телефон Андрея. У него было два телефона – рабочий и личный. Сейчас надрывался личный телефон мужа. Хорошо, что рабочий не забыл, подумала я, без него он пропал бы. В это время включился автоответчик, и голос Андрея попросил оставить сообщение. Даже после тех фотографий я никогда не подслушивала телефонные разговоры мужа, не залезала в его почту или телефон. Уважение к себе дороже. Но сейчас, охваченная неясным предчувствием, я застыла на месте. После сигнала раздался кокетливый женский голос.

- Андрюша, я весь день не могу тебе дозвониться. Где ты болтаешься? Ни разу мне не позвонил. На тебя это не похоже. Знаю, ты меня предупреждал, что сегодня занят, но я тут кое-что купила и хотела бы, чтобы ты на это взглянул. Уверена, тебе понравится, и ты не станешь спрашивать, сколько оно стоит. – Тут она хохотнула. - Для своей клуши придумай какую-нибудь отговорку, у тебя это очень хорошо получается. А я буду ждать тебя в нашем гнездышке, приготовлю твое любимое суфле из говядины. Все! Целую.

Последнее слово она произнесла нараспев, отчего меня чуть не стошнило. Сам по себе текст был настолько пошлым, что вызывал омерзение, но, когда я узнала голос, который его озвучивал, то испытала настоящий шок. Этот голос принадлежал Инне, двадцатипятилетней дочери наших старых знакомых. Инна была высокой и стройной блондинкой, правда, крашеной, от природы у нее русые волосы. Черты лица у нее несколько резковаты, но, в целом, она выглядит очень эффектно. В остальном ничего примечательного не было. Она несколько раз пыталась где-то учиться, но надолго нигде не задерживалась, с работой то же самое. Одно время она пыталась попробовать себя в роли модели, но и там у нее что-то не сложилось. В общем, за ней закрепилась слава легкомысленной девицы, известной своими многочисленными похождениями и неприличными выходками. Правда, примерно месяц назад я случайно столкнулась с ее матерью в магазине. Та была преисполнена оптимизма.

- Наконец-то, Инночка взялась за ум! - с восторгом воскликнула Вера. – Встречается с хорошим человеком. Все свои дурные привычки забросила, даже курить перестала. А ведь, помнишь, я подозревала ее в употреблении наркотиков? Теперь только здоровый образ жизни – ходит в фитнесс-клуб, играет в теннис.

- Кто же этот волшебник? – с улыбкой поинтересовалась я.

- Не знаю, - сникла Вера. – Говорит, пока еще рано знакомиться. Боится сглазить.

Теперь я знала, что этим волшебником оказался мой муж. Скорее всего, они вместе посещали фитнесс-клуб и вместе играли в теннис. Я никогда не интересовалась спортом, да и лишнего времени не было – работа, дети, дом. Все было на мне. Андрей полностью отдавался работе, только лет с сорока начал себя обихаживать. Обнаружив, что начал полнеть, он пришел в ужас и едва не уморил себя голодом. Мне пришлось кардинально изменить свое обычное меню, что, кстати, всем пошло на пользу. Он этим не ограничился, купил абонемент в фитнесс-клуб, а по субботам играл в теннис. У меня никогда не было проблем с лишним весом, поэтому я предпочитала свободное время, которого всегда было мало, посвящать чтению и встречам с подругами. Нина регулярно вытаскивала меня на выставки и на модные театральные премьеры. Андрея это мало интересовало. У нас как-то само собой сложилось разделение обязанностей – отец приобщал детей к спорту, а мать к культурной жизни города. Это всех устраивало.

Отпуска мы проводили вместе, сначала в окрестностях Зауральска, а потом смогли позволить себе и выезды за границу. Андрей любому делу, за которое брался, всегда отдавался с полной отдачей, так что отпуска получались интересными и насыщенными, дети его просто боготворили. Да и я тоже.
Тряхнув головой, я вернулась в настоящее, обнаружив, что стою в прихожей и смотрю на умолкший мобильник мужа. Не так-то просто осознать, что у твоего мужа есть любовница, к тому же, почти в два раза моложе тебя. И это не случайная интрижка, как было в прошлый раз, а постоянные отношения, ведь не даром Инна упомянула об их «гнездышке». Мне захотелось вцепиться в его наглую рожу и высказать все наболевшее. Но этот порыв довольно быстро прошел. Нет смысла рвать на себе волосы, нужно думать, что делать дальше. В дело вступил материнский инстинкт. В субботу Олег с Лизой улетают в Москву, так что выяснение отношений придется отложить. Ни к чему, чтобы дети отправлялись в новую жизнь с тяжелым сердцем. Понятно, нашему браку пришел конец, предстоит развод, а это, как известно, муторное и скандальное дело, и я порадовалась, что детей не будет рядом в этот период. Пусть они обо всем узнают, когда формальности и всякие склоки останутся позади. Взглянув на часы, я прихватила сумочку и направилась к двери, чувствуя себя неправдоподобно спокойной.


                Глава вторая

Я уже два часа прогуливалась по парку, вспоминая и размышляя, когда до меня дошло, что я испытываю облегчение. Я даже остановилась от удивления. Хотя удивляться особо нечему. Просто мучительный период неопределенности, длившийся три года, наконец-то закончился. Теперь действительно пришла пора для новой жизни. Какой она будет, я пока не представляла. Двадцать восемь лет у меня на первом месте стояла семья. Теперь семьи в привычном понимании нет – дети разъехались (почти разъехались, Олежка уедет через пару дней), а муж… с сегодняшнего дня у меня нет мужа. Сформулировав это, я ощутила что-то очень похожее на озноб. Это был страх. Мой уютный мирок распался. Я осталась одна против целого мира. Я так привыкла во всем полагаться на мужа, чувствовать его родное и надежное плечо. Этого больше нет. И не будет. Конечно, я далеко не беспомощна, все эти годы я твердой рукой вела дом и направляла семью, воспитывала детей и следила за их образованием. А наша квартира просто воплощение хорошего вкуса и уюта, и это не только мое мнение.

Я немного приободрилась и занялась составлением плана на ближайшие дни. Нужно как-то выдержать общение с Андреем, не выдать себя до отъезда детей. Они улетают в субботу утром, а в пятницу придут к нам на ужин. К этому времени альбом должен быть готов. Настенька сама приготовила себе памятный альбом, от Олега такого не дождешься. А Андрею сегодня предстоит проверка, остались ли у него хоть какие-то зачатки совести. Поддастся он на уговоры любовницы или все-таки выполнит обещание и займется отбором фотографий? Ладно, это я скоро узнаю. А теперь нужно, не откладывая, сделать звонок. Новую жизнь я начну с поиска новой работы.

Я уже больше трех лет занимаю должность заместителя начальника испытательного центра.  После института мы с Андреем устроились на самый крупный в нашем городе машиностроительный завод. Я надолго обосновалась в конструкторском бюро, а Андрей неуклонно поднимался по административной лестнице, правда, позднее я доросла до начальника отдела. Несколько лет назад мне предложили должность заместителя начальника испытательного центра, с перспективой в ближайшем будущем его возглавить. Это был завод в заводе – два больших корпуса, где непосредственно проводились испытания, и административное здание. У его бессменного руководителя ухудшилось здоровье, и он решил уйти на пенсию. Вот меня и пристроили к нему заместителем, чтобы я присмотрелась, что к чему. Я уже достаточно глубоко вникла в работу, когда угодила под грузовик, и надолго выбыла из строя. Василий Алексеевич в намеченное время все-таки уволился, а на его место назначили одного из перспективных сотрудников испытательного центра, сначала временно. Но я слишком долго болела и выписалась на работу не в лучшем состоянии, так что его в этой должности утвердили.

Он был молодым, энергичным и отлично справлялся со своими обязанностями, ему и заместитель не требовался. Эта должность была придумана как временная. Но меня трогать не стали – большой стаж работы на заводе, да и муж к этому времени стал главным инженером. А я полгода назад опять надолго угодила в больницу. Начались боли в животе. Думали, что спайки, а когда разрезали, то обнаружили, что в одном месте начался некроз тканей. Тамара опять меня спасла. Однако прежнего рвения к работе я не испытывала, да и не чувствовала своей нужности. Конечно, без дела я не сидела, но мою работу вполне можно распределить между начальниками подразделений. Сейчас завод переживает очередные нелегкие времена, и поговаривают о сокращениях. Вряд ли меня сократят, учитывая мои прежние заслуги и должность мужа, но не стоит дожидаться столь унизительной развязки.

Несколько дней назад возле торгового центра я случайно столкнулась с Денисом Сергеевичем Крутовым, и он предложил мне работу. Я ничего определенного не ответила, но его визитную карточку, на обратной стороне которой он написал свой личный номер, все-таки взяла. Теперь она мне пригодится. Крутов очень известная личность в нашем городе, даже одиозная. О его богатстве ходят легенды, его интересы многогранны – предприятия, страховые компании, банки, гостиницы и т.д и т.п. Я с ним познакомилась незадолго до аварии. Директор завода попросил меня ознакомить богатого бизнесмена с испытательным центром и ответить на все его вопросы. Денис Сергеевич оказался очень заинтересованным и умным экскурсантом, наверное, собирался вложить в наш завод какие-то деньги. Три дня мы были почти неразлучны и успели немного подружиться, он даже начал за мной ухаживать. В тот период он был неженат. Когда до меня дошло, что это не просто игра, я быстро внесла ясность в этот вопрос, весело заявив, что мы с мужем недавно отметили серебряную свадьбу и собираемся, как минимум, дожить до золотой. Он отступил.

Потом была еще одна встреча. Пару лет назад мы с ним случайно столкнулись в театральном буфете. Нина вытащила меня на премьеру нового балета. У нашего оперного театра очень хорошая репутация в масштабах всей страны, особенно у балетной труппы. Спектакль нам очень нравился, и в антракте,  устроившись за столиком,  мы оживленно переговаривались и пили шампанское. Крутов нас заметил и подошел поздороваться. Он был с женой – яркой брюнеткой модельной внешности лет тридцати. Ему же было за пятьдесят. Среднего роста, коренастый и мощный. Крупные карие глаза с тяжелыми веками, крутой лоб, а главное, агрессивная осанка, делали его похожим на буйвола. Тем не менее, его можно было назвать странно привлекательным. Он представил нам свою жену Веру, я познакомила их с Ниной. Мы обменялись впечатлениями о спектакле, после чего они отошли к своему столику, возле которого суетились сразу два официанта.

Жизнь Крутова была на виду, за ней можно было следить по публикациям в газетах и телевизионным новостям. Полтора года назад вокруг него разгорелся страшный скандал – его жена исчезла. Пресса захлебывалась от предположений, которые сводились к одному. В ее исчезновении винили мужа, якобы в последнее время они часто ссорились. Его пытались изобразить в виде злодея с садистскими наклонностями. Вера была его третьей женой, но поскольку первые две жены были живы и здоровы и отзывались о бывшем муже положительно, представить его в виде Синей Бороды не получилось. Однако других подозреваемых у следствия не было, так что, несмотря на отсутствие каких-либо улик, его в первое время часто таскали на допросы. Потом все затихло. До сих пор ни Веру, ни ее тело не нашли, так что время от времени появлялись какие-то публикации на эту тему, но ввиду отсутствия новой информации большого интереса не вызывали. 

Репутация у Дениса Сергеевича была небезупречной. Пусть у него не было судимостей, зато на его бывшем шефе пробу ставить было негде. В девяностые годы Павел Ведерников, в определенных кругах Паша Ведро, был крестным отцом местной мафии. Крутов возглавлял у него службу безопасности. Он не раз спасал своего шефа от неприятностей, предотвращал покушения и выявлял предателей. Не было ничего удивительного в том, что Ведерников проникся к нему доверием и, решив переключиться на легальный бизнес в начале двухтысячных, сделал его своим партнером. Дела у них пошли очень хорошо. Но через несколько лет Ведерников умер. В его смерти не было ничего криминального, он умер от онкологического заболевания. Детьми за долгую жизнь он не обзавелся, так что прямых наследников у него не было. Он неплохо обеспечил всех своих бывших жен, а бизнес оставил своему партнеру. Так Денис Сергеевич стал единственным владельцем многопрофильного холдинга «Мираж». Откуда взялось такое название? Похоже, старый бандит отличался чувством юмора, а, может, и мечтательностью. Крутов не стал переименовывать холдинг. Более того, новая гостиница, лучшая в городе, и лучший ресторан тоже носят это имя.

За последние годы Крутову удалось в несколько раз увеличить состояние, доставшееся ему по наследству, его деловая репутация была крепкой и надежной, но все помнили, откуда берет корни его богатство. В принципе, мало кто из нынешних бизнесменов имел моральное право бросать в него камни, но они все-таки это делали, пусть и неявно. Конечно, они вступали с ним в деловые отношения, потому что это было им выгодно, но становиться его друзьями не торопились. Загадочное исчезновение жены добавило козырей его недоброжелателям.

 Все эти сведения я почерпнула из интернета. Получив предложение о работе на Крутова в качестве технического консультанта, я поначалу никаких планов не строила, другие проблемы одолевали, да еще депрессия, как определила мое состояние Тамара. Все-таки депрессия, если она у меня действительно имелась, была не настолько сильной, чтобы не осознавать происходящее. Я чувствовала шаткость своего положения, именно это и не дало мне забыть о сделанном предложении. Как-то в рабочее время я решила выяснить, что же за человек предлагает мне работу. Мои служебные обязанности были не слишком обременительными, так что я всегда могла выкроить время для личных нужд. В ходе нашего недолгого общения Крутов произвел на меня благоприятное впечатление. Возможно, он к разным людям поворачивался разными сторонами своей личности, но все равно я почему-то не верила в его причастность к исчезновению жены. У него в штате наверняка куча опытных юристов. Он мог бы оформить развод так, как ему выгодно. Вряд ли бывшая моделька смогла бы ему противостоять. Здесь что-то другое.

Ознакомившись с этой информацией несколько дней назад, я так и не пришла ни к какому решению. Сегодня все изменилось. Я достала из сумочки телефон и набрала номер Крутова. Он ответил сразу и сразу меня узнал.

- Дина Владимировна, очень приятно вас слышать. Значит, вас заинтересовало мое предложение?

- Да, но хотелось бы узнать подробности.

- Разумеется. Давайте встретимся, и все обсудим.

В ходе недолгого разговора мы договорились встретиться в субботу в 15.00 у входа в ресторан «Мираж».

Когда разговор закончился, я вдруг почувствовала ужасную слабость. Похоже, шок до конца не прошел, и я не такая сильная, как о себе думала. За последние несколько часов мое настроение не раз менялось, но это происходило само собой. Теперь мне предстояло насильно привести себя в боевое состояние, чтобы выдержать встречу с Андреем. Придется вспомнить навыки, полученные в студенческом театре. Помнится, в тот период, когда мы с Андреем расстались, и по ночам я заливала подушку слезами, я играла в комедии, исполняя роль наивной девчонки, которая все принимала за чистую монету. Мне это неплохо удавалось, зал просто захлебывался от смеха. Игра на контрастах бывает очень эффективной. Что ж, придется тряхнуть стариной. Предстоящий сегодня спектакль – мой бенефис, и я не должна подкачать.

Через пятнадцать минут, открыв дверь своим ключом, я вошла в квартиру. Ботинки Андрея, в которых он утром ушел на работу, стояли в прихожей. Значит, он дома.  Подправив макияж и переобувшись, я прошла в гостиную и опустилась в кресло. Мне хотелось оттянуть момент неминуемой встречи. Как он поступит? Вдруг подойдет, обнимет меня и предложит заняться отбором фотографий – что я почувствую? Ответить на этот вопрос я не успела, так как объект моих мыслей появился на пороге. На нем были новые серые брюки и голубая рубашка, на шее болтался галстук, который он пытался завязать, волосы влажно поблескивали после душа.

Продолжая заниматься галстуком, он небрежно бросил:

- Привет! Ты уже пришла?

- По-моему, это очевидно, - невозмутимо отозвалась я. – Ты тоже только что пришел? – Я сделала вид, что не замечаю того, что он одевается, а не раздевается.

Наконец, оставив в покое галстук, он посмотрел на меня более внимательно.

- Дина, что ты с собой сделала?! Зачем обрезала волосы?!

- Разве тебе не нравится?

- Пока не понял, - равнодушно ответил он, быстро потеряв интерес к этой теме.

- Ладно, привыкнешь, - примирительно сказала я. - Ты сначала поужинаешь или сразу сядем за компьютер?

Андрей опустил руки и виновато посмотрел на меня.

- Извини, сегодня никак не получится. Позвонил Игнатьев, у него появилось очень интересное предложение. Мы должны встретиться и все обсудить. – Он демонстративно посмотрел на часы. – Нужно поторапливаться, я и так уже опаздываю.

Я смотрела на него и видела совершенно чужого человека. Высокий, стройный, красивый. Идеально подстриженные густые светлые волосы, голубые глаза, прямой нос и мужественный подбородок с ямочкой, даже уши идеальные. А каким ухоженным он выглядит! На лице ни одной заметной морщинки, ни пятнышка. У меня с этим дела обстоят значительно хуже. Несколько месяцев назад, когда он вернулся из парикмахерской, я обратила внимание на то, как свежо он выглядит, и в шутку спросила:

- Может, тебе там заодно и маску сделали?

- И маску, и массаж, - довольно отозвался он.

- Зачем?! – вырвалось у меня.

Он снисходительно посмотрел на меня.

- Дина, иногда ты рассуждаешь, как пережиток прошлого. Вспомни Семенова. – Это наш главный технолог. – Ему еще нет шестидесяти, а его лицо напоминает печеное яблоко. Я не хочу через десять лет выглядеть так же. – Он говорил правильные вещи, и очень современные, но мне это почему-то не нравилось, однако возражать ему я не стала. – Кстати, тебе тоже не мешало бы заняться собой, - добавил он в завершение.

Теперь я знала, чем был вызван его интерес к омолаживающим процедурам, и его разглаженное лицо вызвало у меня неприязнь. Он стал мне противен, на физическом уровне противен. Но нужно держаться.

- Андрей, мы же договаривались! – возмущенно воскликнула я.


- Не всегда можно заранее все предвидеть, - недовольно пробурчал он. – Ты сама виновата, нельзя оставлять важные дела на последний момент. Но ничего, справишься.

Нет, мой дорогой, так легко ты от меня не отделаешься.

- А я так надеялась, что сегодняшний вечер мы проведем вдвоем, - печально протянула я, но тут же воодушевилась. – Мы можем провести его вчетвером! Я сейчас позвоню Татьяне. Вы с Димкой будете обсуждать свои дела, а мы с ней посплетничаем.

Его лицо стало напоминать посмертную маску.

- Дина, с каких это пор ты стала навязываться мне в попутчицы?

- С недавних. Хочу исправиться. Кстати, в субботу губернатор дает бал. Я согласна пойти на него с тобой.

«Для своей клуши придумай какую-нибудь отговорку, у тебя это очень хорошо получается». С каким-то извращенным удовольствием я наблюдала за тем, как он выкручивается. Мой муж, мой бывший муж едва сдерживал бешенство.

- Дина, я не понимаю, чего ты добиваешься! Три года ты отвергла все мои приглашения, а сегодня…

- Ну, не все… - В гости к общим друзьям мы ходили вместе.

- Почти все! Я приглашал тебя на этот бал. Ты отказалась, я нашел другую спутницу и не собираюсь ничего менять из-за твоих капризов.

- И какую спутницу ты нашел, если не секрет?

Он замешкался с ответом всего на мгновение, но я это заметила.

- Нашего главбуха.

- Бог тебе в помощь! – рассмеялась я.

Раиса Григорьевна была весьма неприятной пятидесятилетней дамой. У нас с ней давно возникла взаимная неприязнь, я уже не помню из-за чего, зато Андрея она боготворила. Я сильно сомневалась, что Андрей мог пригласить такую женщину даже в заводской буфет, не то что на губернаторский бал. Наконец справившись с галстуком, он сказал, что наши совместные походы мы обсудим как-нибудь в другой раз, и удалился. Я включила стационарный компьютер, который был установлен в гостиной, и в котором хранился семейный архив, и приступила к отбору фотографий. Вскоре Андрей, заглянув в комнату, сообщил, что вернется очень поздно. Я не стала говорить ему напутственных слов, а продолжила свое занятие.

Не зря говорят, на миру и смерть красна. В присутствии Андрея я держалась неплохо, но когда он ушел, на меня навалилась грусть, такая большая-большая грусть. Моя прежняя жизнь со всеми ее радостями и горестями подошла к концу. Что меня ждет впереди? Не раз я смахивала слезы, просматривая фотографии. Эта работа пришлась очень кстати, дала мне возможность без помех попрощаться с прежней жизнью. К полуночи я покончила с делами, но уснула только в два. Андрея еще не было.

В шесть утра я уже была на ногах и обнаружила, что Андрей спал в гостиной. Сначала приняла душ, после чего с особой тщательностью привела себя в порядок, только потом стала готовить завтрак – овсяную кашу на воде, тосты и кофе. Когда завтрак был готов, на кухне появился Андрей, тщательно выбритый, причесанный и одетый с иголочки. Правда, под глазами проступали едва заметные синяки. Как бы он ни молодился, последствия ночных излишеств уже не скрыть.

- С добрым утром, милая, - ласково произнес он, чмокая меня в щеку, отчего я едва не подпрыгнула. – Вчера я очень поздно вернулся, так что решил тебя не беспокоить, - объяснил он свое отсутствие в супружеской спальне.

- Спасибо, - кротко поблагодарила я.

- Что насчет фотографий?

Ну, просто семейная идиллия.

- Сбросила их на флэшку, в обед отнесу отпечатать.

- Умница. Поздно уснула?

- Около двух.

- Я вернулся уже после трех.

- Неужели рестораны так поздно работают? – невинно осведомилась я.

- Нет, конечно. Игнатьев решил свести меня с одним полезным человеком. Тот живет километрах в тридцати от города. Мы рванули туда и там засиделись. На обратном пути я едва не заснул за рулем.

- Береги себя. – Меня уже наизнанку выворачивало от этого слащавого бреда, но я продолжала в том же духе. – Встреча оказалась полезной?

- Возможно, но, как говорится, время покажет.


На этот раз он неплохо подготовился к разговору с женой. Придумал для своей «клуши» вполне приличную отговорку.
За завтраком Андрей справился со своей порцией очень быстро и стал хищно оглядываться, нет ли еще чего. Похоже, ночью много сил потратил. Я сделала вид, что не понимаю его взглядов, и ничего предлагать не стала. Если хочет, пусть сам поищет или хотя бы попросит, но он этого делать не стал, а с улыбкой посмотрел на меня.

- Тебе идет новая прическа. Ты выглядишь моложе и более стильно.

Он охарактеризовал мой внешний вид теми же словами, что и я накануне. Я невольно улыбнулась в ответ.

- Спасибо.

На работу мы всегда ездили вместе. Испытательный центр находился примерно в километре от заводоуправления, так что Андрей сначала завозил меня, потом ехал к себе. Обратно возвращались порознь. В последние годы я обычно уходила с работы вовремя, а Андрей задерживался. Сегодня он меня удивил, позвонив в конце рабочего дня и предложив за мной заехать. Это что-то новенькое. Вряд ли они с Инной поссорились, скорее всего, она куда-то уехала, и он не знает, куда себя деть. Нет, мой милый, ты мне больше не нужен. Как же мне не хотелось проводить весь вечер в атмосфере притворства! Но ничего не поделаешь, придется потерпеть. Я чувствовала себя, как Мальчиш-Кибальчиш. «Нам бы день простоять, да ночь продержаться».

На обратном пути мы заехали за фотографиями и купили альбом, а после ужина занялись его оформлением. Придумывая подписи под фотографиями, мы много смеялись, будто и не было этих трех лет, наполненных взаимными обидами. Но они были, и этого со счетов не сбросить. Когда Андрей потянул меня в спальню, я сказала, что сначала хочу посмотреть фильм, хотя чуть не падала от усталости. Он ушел недовольный, а я устроилась на диване в гостиной и включила телевизор. Это был фильм о жизни старой девы в патриархальной Англии. Я с удивлением обнаружила, что примеряю эту роль на себя. Чем закончилась та история я так и не узнала, так как уснула. Утром меня разбудил Андрей.

- Ты мне мстишь за вчерашнюю ночь? – зло спросил он.

- О чем ты? – не поняла я спросонья.

- Я вчера лег в гостиной, чтобы тебя не беспокоить!

- А я случайно уснула перед телевизором, не досмотрев фильм до конца. И что это за месть, если ты только сейчас обнаружил мое отсутствие? Пораскинь мозгами. Кстати, я даже не умылась и не переоделась, так что первой иду в душ.

Андрей выключил телевизор и улыбнулся.

- Кажется, у меня перегибы.

- Еще какие! – со значением произнесла я.

В пятницу я ушла с работы пораньше, чтобы к приходу детей приготовить праздничный ужин в их честь. По случаю праздника все диетические ограничения были сняты. Я приготовила лазанью, салат «Оливье», который Олежка обожал с детства, и еще несколько закусок, как полезных, так и вредных. Хорошим вином наш бар всегда был забит под завязку. За этим Андрей следил очень трепетно, хотя сам никогда не злоупотреблял алкоголем.

Сидя за праздничным столом, я любовалась своим сыном. Олег был очень похож на Андрея не только внешне, но и характером, по счастью, не унаследовав от него неумеренную тягу к женщинам. Олежка никогда не гнался за количеством подружек и не флиртовал направо и налево. В этом плане он был более серьезным и взрослым, чем его отец. Его жена мне очень нравилась. Хорошенькая и доброжелательная, она быстро и легко вошла в нашу семью, став ее полноправной частью, а их нежные и преданные отношения вызывали уважение и легкую зависть.

Дети с восторгом приняли мой новый облик, я даже не ожидала.

- Пап, ты получше присматривай за мамой, - посоветовал Олежка отцу, - а то какой-нибудь юный красавчик уведет ее у тебя из-под носа.

- Не беспокойся, глаз с нее не спущу, - рассмеялся Андрей.

- А мне за ним тоже присмотреть? – поинтересовалась я.

- Не утруждайся, - уверенно заявил Олег. – Никуда он не денется. Он же без тебя пропадет!

За ужином мы о многом успели поговорить – об их ближайших планах, о нашем житье-бытье. Олег был квалифицированным программистом, и его пригласили на работу в крупную международную компанию, обещая высокую зарплату.  Им уже сняли квартиру, которую частично будет оплачивать фирма. Лиза по образованию социолог и заочно уже нашла себе работу в профильном институте. В общем, у ребят были большие планы. Я вскользь упомянула о том, что тоже собираюсь сменить работу. Мужчины сразу всполошились.

- Почему?! Куда?! - чуть ли ни закричали они в два голоса.

Я объяснила, почему.

- Тебя никто не сократит, - самодовольно заявил Андрей, - так что сиди спокойно.

- Я не хочу, чтобы меня там держали из жалости или по знакомству, - возразила я.

- Хочешь вернуться в конструкторский отдел?

- Боже упаси! Пока я не знаю, чего хочу, зато знаю точно, чего не хочу. На заводе я не останусь, ни в каком качестве.

- И куда же ты собираешься? – Андрею явно не понравилась моя идея.

- Когда появится что-то определенное, я непременно сообщу.

Андрей предложил помочь с поисками.

- Сама справлюсь, - буркнула я.

Заметив, как удивленно смотрит на нас Олег, явно почувствовав, что между родителями есть разногласия, я попыталась отыграть назад. Надо же так проколоться! То, что отец не знал о планах матери, наверняка кажется Олегу странным.

- Не переживайте. Конкретных планов пока нет. Я ведь только вчера решила сменить работу.

Вечер закончился очень тепло и мирно. На прощание все обнялись и расцеловались. Я немного всплакнула, но от рыданий удержалась.

- Ты же его не на войну отправляешь, - стал успокаивать меня Андрей, когда дверь за ними закрылась. – Как только соскучишься, сразу в самолет и вперед – в столицу! А сейчас тебе нужно отдохнуть. Пошли спать!

- Нет. Сначала нужно убрать со стола и вымыть посуду.

Андрей раздраженно передернул плечами.

- От тебя можно с ума сойти! Безупречная хозяйка! Безупречная мать! Безупречная жена! Безупречный работник! Этот список можно продолжить. Рядом с тобой я постоянно ощущаю свое несовершенство!

- Не прибедняйся, - отмахнулась я, однако не стала перечислять его достоинства, хотя у него их немало. Но всех их перекрывал один крупный недостаток.

Обычно Андрей пытался увильнуть от уборки, но тут по собственному почину занялся ей с присущей ему тщательностью и сосредоточенностью. Когда со всеми делами было покончено, мы вместе отправились в спальню. Я не знала, что делать. Он явно был настроен на романтическую волну. Общение с детьми, общие воспоминания опять нас сблизили. Физическое отвращение, которое я недавно ощущала по отношению к нему, вроде прошло. Что мне делать с этим предателем? Когда мы легли, он сразу стал меня целовать, и я почувствовала, что слабею. Что же делать?! Ведь ничего уже не изменить! От понимания того, что совместное будущее невозможно, я вдруг стала рыдать так, как никогда в своей жизни не рыдала. А он меня успокаивал, гладил по голове и шептал ласковые слова, неправильно понимая причину моих рыданий.

- Динь-Динь, маленькая моя, успокойся. Наши дети живы, здоровы и счастливы, просто они стали взрослыми.

Динь-Динь. Будто звон колокольчика. Такое имя он придумал мне в самом начале нашей совместной жизни, когда наша любовь пылала ярким пламенем. Как он мог перечеркнуть всю нашу жизнь? От этих мыслей, от этих «Динь-Динь» я зарыдала еще сильнее. Окончательно обессилев, я так и уснула в его объятиях. Подобная близость гораздо значительнее обычного физического соития.


Продолжение следует...