Куда рубль делся?

Евгений Нищенко
Куда рубль делся?

Старая задачка анекдотического характера:

Мы, трое друзей,  выпили по кофе, отдали официантке по 10 рублей с носа, она принесла нам сдачу 5 рублей.  Мы взяли себе по рублю, а два рубля вернули официантке на чай.
Итак, мы отдали 30 рублей - значит потратили 30 рублей. Получили 3 рубля сдачи - значит потратили 27 рублей. Приплюсовали 2 рубля чаевых и получили 29 рублей. Значит мы потратили 29 рублей, а не тридцать!

Куда рубль делся?

И все начинают мучительно искать пропавший рубль, и  ни у кого не возникает мысли,  что искать надо не рубль, а неизвестно откуда взявшиеся 2 рубля, ведь 29 плюс три рубля сдачи, получается 32 рубля.

Мы обсчитали официантку?!

Ответ, в общем, прост – мы потратили 25 рублей плюс два рубля чаевых.

Но такой ответ меня не утешал, хотелось найти заковыку.

Я сто раз прокручивал в голове варианты, приходил к тем же 29 рублям  и никак не мог найти момент, с которого начинается ошибка в рассуждениях.

Ищем не рубль,  а момент, с которого задача становится "некорректной".

Я упростил задачку:  я дал 30 рублей, получил сдачу 5 рублей, и дал 2 рубля на чай. Всё равно получалось 32 рубля. 

Я брал у официантки только три рубля сдачи и убеждал себя, что официантка вернула не пять, а три  рубля. 
Я брал пятёрку, клал её в карман и только потом давал ей 2 рубля.

Получалось то же самое!

Ответ  прост,– мы дважды учитываем чаевые. Вернув из сдачи 2 рубля,  мы тем самым потратили 27 рублей вместе с чаевыми. Второй раз мы учитываем чаевые, когда считаем потраченное, и плюсуем ещё раз 2 рубля к 27 уже уплаченным рублям. Можно сразу прекратить разговоры, сказав что сдачи получено три, а не пять рублей.

Ответ прост, но по-прежнему мучительно плохо укладывается в голове.

Бухгалтерия!!!

03. 02. 19

Фото из НЕТа
=====================
А если так:
Я заказал три кофе, но друзья отказались - на ночь кофе вредно! Я выдул все три порции (знай наших!) и отдал тридцать рублей - всё, что у меня было. Официантка вернула мне сдачу пять рублей - трешку я взял, а два рубля дал ей на чай.
Итак: 30 - 5 = 25 рублей за три порции кофе. 25 плюс 2 рубля на чай - потратил 27 рублей. В кармане три рубля. Всё сходится. Никуда рубль не пропадал!

Не ТРИДЦАТЬ мы отдали, ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ!!!