Нахой. Конфедераты

Евгений Садков
                Все повторяется, даже конфедерация.
                Ван Ли-чжун, китайский гегелевед.

                ***
 Увы, не придется сегодня коснуться мягкой сарпинки. А все загадки Пушкина о Великом Нахое.

 Оказывается,  не только колонисты принимали участие в пугачевском восстании. В "осьмой" главе пушкинской "Истории Пугачева" описан ещё один "темный" эпизод.

 Судя по нему, причиной присоединения переселенцев к бунтовщикам стали действия некого польского конфедерата. Или же он возглавил новое, весьма экзотичное для Пугачева воинское объединение.

 Может, вы сами поймете ситуацию? Обратимся к первоисточнику:

 "...все к нему присоединились (к Пугачеву), возмущенные польским конфедератом (неизвестно кем по имени, только не Пуловским;последний уже тогда отстал от Пугачева, негодуя на его зверскую свирепость)".

 Вот такая, как бы сказал Борис Николаевич, историческая загогулина. Возмутились врагом России и тут же присоединились к другому противнику Екатерины II.

 И в тоже время они негодуют союзником Пугачева.

 Для понимания ситуации расширим границы описываемого эпизода. Параллельно народной войне в России некие "подвижки" происходят и в Польше, вернее-в Речи Посполитой. Во время "пугачевщины" это федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского.

 Через пять лет после Семилетней войны на территории Европы возникает очередная "горячая точка"-Барская конфедерация. Россия выступает на стороне противников нового образования. На стороне конфедератов прусаки, германцы, французы, османцы и даже крымские татары.  Командуют конфедератами славные шляхтичи из рода Пулавских.

 Маршалком Барской конфедерации становится Юзеф Пулавский. Помогают отцу сыновья-Казимир, Франтишек и Антоний.

 Одним из главных "обидчиков" барских шляхтичей становится Суворов. А после будущий Генералиссимус успевает ещё и к Пугачеву.

 Возможно, что и здесь Александр Васильевич встречается с бывшим противником по "польской сечи". С кем?

 Папу Юзефа исключаем. Он к этому времени загадочно умирает в застенках. Его сын Франтишек, прикрыв от русских пуль брата, погибает в бою. Спасенный Казимир эмигрирует за океан и становится одним из руководителей Американской революции. Вот такая ухмылка судьбы: был конфедератом, а потом сам скончался от пули американского конфедерата.

 Бинго! Младший, Антоний. Пленен Суворовым и отравлен в Казань. Здесь его и освобождает, сам до этого сидевший в местных застенках Пугачев. Такая злая ирония судеб и истории. Возможно, по этой причине бунтовщик так основательно здесь "повеселился". Вот, что пишет Пушкин:

 "Состояние Казани было ужасно: из двух тысяч восемьсот шестидесяти семи домов, в ней находившихся, две тысячи пятьдесят семь сгорело".

 Сожжены церкви и монастыри, сотни убитых и пропавших без вести.

 "Так бедный колодник, за год тому бежавший из Казани, отпраздновал свое возвращение!" Пугачев выпускает заключенных Тюремного двора. Среди освобожденных -Алла, пардон, Софья, первая супруга бунтовщика.

 Очевидно, что в это же время получает свободу и младший из Пулавских. Антоний, как благородный шляхтич и убежденный конфедерат, присоединяется к Пугачеву. Но потом, "негодуя на его зверскую свирепость", поляк переметнулся к карателю Ивану Ивановичу Михельсону. В рядах регулярной армии Антоний храбро рубится со своими бывшими союзниками.

 Да, удивительно отражается история в судьбе одного человека. После "виктории" Антоний получает прощение от Екатерины и героем возвращается в Польшу. На груди славного шляхтича высший орден Российской империи.

 Боюсь, что мы никогда не узнаем имя другого польского конфедерата, возглавившего гусарский полк колонистов. А вот трактовать ответ Пугачева  Панину можно. Помните: "Я не ворон, я вороненок, ворон-то ещё летает".

 При этих словах граф ударил бунтовщика и вцепился ему в бороду. Думаю, истязатель догадался, о ком идет речь.

 Посмотрите сами на родовой герб Пулавских...