Дух гор и душа горца

Евгений Сыров
Когда в 1990 г. я впервые приехал в горы Алтая, обратил внимание на то, что некоторые деревья просто увешаны ленточками. Мне объяснили, что таким образом алтайцы выражают свое уважение духу гор, пытаясь задобрить, чтобы он был милостив к ним. Для оказания уважения духу гор выбирается дерево, растущее на перевале. Это священное дерево. Особые требования предъявляются к ленточкам, повязываемым на священное дерево: это должны быть полоски чистой, неношеной хлопчатобумажной ткани.
 
Первое чувство, которое охватило меня, когда я впервые увидел священное дерево, было похоже на снисходительную усмешку: в наш современный век еще существуют какие-то осколки древнего отношения человека к природе. Это детство человечества в своем натуральном проявлении. Но я же человек современный, вижу и наивность людей, верящих в пресловутый дух гор, и удивление от того, как это языческое верование сочетается с православием, которое исповедуется населением. Сам-то я уверен в своих силах, а духи – это не для меня; пусть в них верят другие.

Так думал я. И, тем не менее, на перевале аккуратно подвязывал тряпочку на священное дерево (разумеется, только из уважения к местным обычаям!), и это не колебало моего атеистического мировоззрения.

И вот однажды на курсах по изучению редактора изображений Photoshop я получил задание: буквально двумя-тремя компьютерными операциями добиться нового эффекта фотоснимка. Ну, например, превратить летний лес в осенний или зимний и т.п. Я взял фото с изображением нашей палатки на стоянке туристов на берегу реки Башкаус. Обратил внимание, что скала, нависшая над палаткой, напоминает человека: нос, скошенный подбородок… (см. Полезные ссылки в конце книги, [3], Рис. 4). Не хватало только густых «моржовых» усов и глаз. Их-то я и подрисовал. Слегка, чуть-чуть. К сожалению, этот скорректированный фотоснимок не сохранился, но я хорошо помню, что сам опешил, увидев содеянное: на палатку смотрел человек (или дух?), смотрел зло, я бы сказал даже с ненавистью, задумав черное дело. Его можно увидеть и на этом рисунке, внимательно рассмотрев правый верхний угол: виден нос, верхняя губа, подбородок.

Настал 1998 год. В июле, как всегда, мы отправились в поход в Нижнее ущелье Башкауса, к месту гибели сына, чтобы там встретить его день рождения. Нас было четверо: мы с Томой, Марина, жена Виталика, и наша старшая внучка 14-летняя Маша. И там произошло событие, которое заставило вспомнить о существовании духа гор и тот самый снимок.

В ущелье с Телецкого озера затянуло грозовую тучу, и там наверху разверзлись небесные хляби. Всё происходило, словно в кошмарном сне. Или как будто нам прокручивали кино с ускоренным воспроизведением. У нас на глазах на вертикальных склонах каньона один за другим стали возникать ручьи. С каждой секундой они набирали силу и мощь, и вот уже сверху вниз по склону текут настоящие реки. Ещё через какие-то секунды вода стала захватывать с собой камни. Ударяясь о скалы, они взрывались, образовывая облака пара. Через какое-то время они стали падать уже в воду Башкауса, постепенно подбираясь к противоположному берегу, где под нависшей скалой прятались мы. И, наконец, стали разбиваться о крупный камень на берегу, стоящий недалеко от палатки. Осколки разлетались во все стороны, грозя изрешетить палатку и её обитателей.

С самого начала этого апокалипсиса стало ясно, что вопрос нашего выживания, как говорится, повис в воздухе. Наши женщины, укрывшись туристскими ковриками, пытались защититься от камней. Я схватил видеокамеру, чтобы запечатлеть на ней последние минуты нашей жизни для тех, кто будет пытаться выяснить, что же произошло с нами. И только Маша, как ни в чем не бывало, продолжала валяться в палатке. С большим трудом нам удалось убедить её вылезти наружу. Не прошло и минуты, как в палатку влетел камень и, пробив тент и материал палатки, упал точно в то место, которое она покинула.

Апокалипсис продолжался всего около 15-20 минут. Постепенно дождь утих, потоки, бежавшие по склону, стали исчезать один за другим, и над нами показалось голубое небо.

Видеоотчет о пережитом в Нижнем ущелье вывешен вместе с остальными моими произведениями в облачном хранилище данных под названием «Апокалипсис. Гроза в ущелье». Найти его можно по ссылке [1] в Списке полезных ссылок. Перед просмотром необходимо прочитать файл ReadMeFirst.txt и действовать согласно изложенным в нем рекомендациям.

Если будете его просматривать, обратите внимание на то, что на протяжении всего фильма я повторяю одну и ту же фразу: «Камни! На нас падают камни!» И далее в том же духе. Это свидетельство того, что мы все находились в сильнейшем нервном возбуждении, и я не отдавал себе отчет в том, что говорю. Для меня было главным – запечатлеть то, что видел, не выбирая выражений. Тем не менее, снимая, я все же не лез под камни – туда, где была наилучшая точка съемки и где можно было заснять самую мощную реку, которая сбрасывала вниз наиболее крупные камни.

Еще обратите внимание на лик, который явился нам на противоположной стене каньона прямо напротив нас, когда мы на следующий день поднимались наверх ([3], Рис. 5). Впечатляет, не правда ли?

Изображение как будто высечено на вертикальной стене! Веки лика опущены вниз: то ли закрыты, то ли он смотрит на тех, кто внизу. Брови сдвинуты к переносице. Седые усы, сомкнутые губы. «Получили своё? Что вы теперь скажете о духе гор и его почитании местными жителями?»

Увидишь такое, вспомнишь, что довелось пережить меньше суток тому назад, и призадумаешься насчет духа гор и сказках о нем, в которые верят жители гор. Кто его знает, на что еще способен дух, когда Бог отвлечется!

Вообще наша жизнь после трагедии с сыном неожиданно оказалась тесно связанной с потусторонней жизнью и взаимопроникновением одного мира в другой. Иногда бывает трудно объяснить происходящее с точки зрения православной веры, иногда священники помогают определиться с нашими действиями и их последствиями. Впрочем, это самостоятельная тема для размышлений, и, возможно, когда-нибудь я возвращусь к ней. А сейчас расскажу еще об одном проявлении деятельности духа гор и противостоянии ему людских душ.