Бензопила

Александр Копырин
       


   1965 год. Пригород небольшого промышленного уральского города. Одноэтажные деревянные дома частного сектора с приусадебным участком.
   В середине 20-х годов прошлого века, когда они были построены, весь этот район считался престижным. Но время идет, новые районы города застраиваются пятиэтажными благоустроенными домами. А окраины, так и остаются одноэтажными деревянными.
   И отопление здесь печное, и что бы зимой дома было тепло, нужно заготавливать дрова. А дрова нужно заготавливать в зимний период, что бы к следующему отопительному сезону, они просохли.
   Дрова привозили обычно после Нового года. Конечно, руководящим работникам привозили березовые, ну а всем остальным, если у вас не было блата и пенсионерам, смешанные.
   По количеству, простым смертным полагалось восемь кубометров, а тем кто сидел в кабинетах и на кормовых местах, привозили лесовозом. А это кубов двенадцать, а если по указанию грузили, как следует, то и все шестнадцать.
   Некоторые пилили дрова в ручную, поперечной пилой или как ее называли в народе «дружба-2». Но большинство населения, к тому времени привлекали специалистов с бензопилой.
   За распиловку бензопилой, машина в восемь кубов  стоила 5 рублей, лесовоз 10. Но и таких денег у многих не было, а тем более у пенсионеров.
   Вопрос решался при помощи русской национальной валюты, а это любой спиртосодержащий напиток. Бабушки ставили брагу и вот этим чудодейственным русским напитком и рассчитывались.
   Но если для руководящего состава, работников присылали со стройцеха, в рабочее время и естественно без оплаты. То вот простым смертным, надо было найти работника с бензопилой и ещё договориться. 
   И многие, слыша на соседней улице завывание бензопилы, приходили на звук и в большинстве случаев быстро договаривались.
   Толик Акулов по прозвищу Акула, за выпивку пилил дрова всем. Неоднократно судимый, в местах не столь  отдаленных он приобрел дефицитную рабочую специальность на валке леса.
   И вот теперь, выйдя в очередной раз на свободу и работая в стройцехе, брал бензопилу домой и в выходные ударно работал. А в зимний период, иногда и за вечер, успевал распилить машину дров. А это значит и выпить можно было до зеленой сопли.

   Маленькая, худенькая старушка Степановна, жила вдвоем с внуком. Машину дров, привезли сразу после Нового года.
   Дрова были смешанные, березы конечно мало, в основном сосна и осина. Четырех метровые бревна не толстые, это было самое главное.
   Дрова пришлось перетаскивать в ограду, потому как их воровали и сложить в два штабеля. Но найти работника с бензопилой, сразу не получилось.
   А когда Степановна договорилась с Акулой, она конечно обрадовалась и достала из подполья трехлитровую банку браги, а к вечеру соорудила и нехитрую закуску.
   Девятилетний внук Валерка возвращался домой после школы. В тот период в школах учились в две смены и домой приходили в темноте.
   Открыв ворота, он увидел кучу напиленных дров из одного штабеля и второй штабель весь целый. Рядом стояла бензопила «Дружба» зеленого цвета, недалеко  валялся стартер и в стороне квадратный бачек с бензином.
   Зайдя домой, он увидел сидящего за столом крепко пьяного Акулу, который что то громко рассказывал бабушке. На столе почти нетронутая закуска и наполовину пустая банка с брагой.
   Бабушка отвела внука в другую комнату и объяснила, что сегодня работник из Акулы наверно ни какой, потому что уже напился. Но самое главное он вечером уйдет и потом вновь «поймать» его будет проблема.
   Она спросила, не может ли Валерка сам, бензопилой попилить дрова. Валерка был высоким мальчишкой и постоянная физическая работа закалила его.
   Даже в детских играх, он наравне играл в хоккей, боролся и сражался на мечах, с подростками которые были старше его лет на пять.
   Пацаны в тот период были любознательные, если где работал любой механизм от автокрана или бульдозера они были уже тут. И если у соседей пилили дрова, они приходили и со стороны смотрели, как мужики орудуют бензопилой, как ее заправляют, заводят и даже какие матерки употребляют, когда что то не получается.
   Так что теоретически любой пацан из пригорода, в теории, знал как выполнять любую работу.
   И вот теперь зная, что если сегодня дрова не распилить, потом нужно снова искать этого алкаша или пилить оставшиеся дрова ручной пилой, а это…
   Но самое главное было не в этом, Валерке было самому интересно, сможет он справиться с такой работой или нет. О какой то там опасности, в виде работающей бензопилы, он и не думал.
   Акула был уже сильно пьян и ему видимо было все равно. Когда они вышли во двор и Акула начал рассказывать Валерке, как заводить пилу, и что ее надо прогреть. Как ее держать и как пилить бревно, что бы цепь «не закусывало».
   Все это школьник уже знал и ему не терпелось попробовать поработать самому. Покивав головой в знак согласия, он взял заведенную пилу, поставил ее на бревно и начал осторожно добавлять газ и одновременно давить вперед, что бы полотно с цепью вгрызалось в древесину.
   Первый чурбак отлетел мгновенно, это придало мальчишке уверенности и он переставив пилу, продолжил работу.
   Акула пошатываясь постоял пару минут сзади и посмотрев как пацан управляется с бензопилой, взяв Степановну под руку повел домой, там его ждала недопитая банка браги.
   Валерка сначала пилил бревно на полешки, потом пришлось их откидывать, что бы освободить место для распиловки следующего бревна. На это уходил много времени.
   И тогда он решил попробовать пропиливать несколько бревен, на сколько хватило бы, длины полотна бензопилы. Идея удалась, мощности пилы хватало на два, а в некоторых случаях и на три не толстых бревна. И дело пошло.
   Дважды пришлось заправить пилу, а горячая она заводилась хорошо и когда Валерка закончив работу, заглушил пилу и оглянулся, он с гордостью увидел в беспорядке разбросанные кучи напиленных полешков.
   Это был результат его работы.
   Акула поздно вечером, так и не допив содержимое банки, ушел домой, что то рассказывая сам себе и еле передвигая ноги.
   Бензопилу забрал с собой, а вот бачек с бензином оставил и Степановне, на следующий день пришлось самой относить его Акуле, которого как всегда не ока-залось дома.
   Но все это было уже не важно, самое главное дрова были распилены. Оставалось немного: расколоть, перетаскать, сложить…