Глава 1. Великий Писарь

Надежда Сапега
Издан: февраль, 2019г.
Редакция: июнь, 2022г.
____________________



Могучий человек стоял у проёмов двух Временных пространств и не знал, в какое войти? Тёмная Вселенная и её Творческий Хаос справа – «правый вход». Лабиринты Разума, их невидимый проводник с буферами небытия, за которыми Непостижимое – слева – «левый вход».

Великий Писарь – Семён Сапего* оглядел местность, она была беспредметна: ни живых душ, ни крадущейся по земле, шепчушей зелени, только белёсое дневное небесное полотно, как на грунтованном холсте, на который он не по своему произволу попал.

Свободный от предрассудков, от потоков чуждых, мелких эмоций – Великий Писарь сделал небольшой шаг вперёд по белизне холста, к едва наметившимся проёмам. Лёгкий поток ветра тронул седеющий волос на его голове и на красивой густой бороде...

Писарь сделал ещё шаг. Поток ветра рванул шевелюру...

Писарь уверенно и устремлённо шагнул вперёд в третий раз. Поток натужно застонал, взвыл и человек, стоявший у проёмов Хаоса и Лабиринтов Разума, не найдя точки опоры, постиг момент взрыва своего самосознания, которое распалось надвое и подобно звуковой волне полилось по пространству холста, сквозь проёмы и вместилось одновременно в оба!

Одна часть души, растерявшись, заметалась в чёрной беспредметной тьме совершенно беспрепятственно, оглушённая хаосом вьющихся повсюду энергетических токов... Вторая – став потоком – почуяв нечто вполне предметное, вещественное, со сверхскоростью ровно понеслась по руслам льющихся рек, по венам воплощённых душ, по звериным и людским тропам, по ходам и лабиринтам их нор и жилищ и, тут же остановилась, обескураженная потерей части себя...!

Тут только Великий Писарь почуял пульсацию внутри своего тела, выдохнул воздух и набрал снова полной грудью. Холст полотна, на который он глядел, остался тем же – белёсое небо, беспредметная местность; но, два временных проёма в его существе, которые ему предстояло познать, обозначились чётко.

Писарь сделал четвёртый шаг и почуял твердь под ногами, он интуитивно попробовал её ногой, как слепой: степная земля с иссохшей травой и, вон там, даже птица какая-то в пустоте белой выси! А слева небесная белизна разошлась – проступила голубизна и солнечный свет. ...Птица вскрикнула!

Писаря охладил сырой ветерок, и он заметил, что идёт среди сухих высоких жёлтых трав, спускаясь к излучине серой реки, ощущая себя «двойственностью» среди горьких одиночеств, не видимых ему пока. Он подошёл к воде и запустил в струящийся кристалл руку – прохлада! Река словно обрадовалась его прикосновению и, весело блеснув, просветлела, заиграла, словно улыбнулась.

Изгиб русла в том месте, где стоял Писарь, был крутым, от поворота течения на грязный песок набегали быстрые волны. Река цвела – стоял август – от неё исходил запах тины и неприятный сладковатый запах разложения. Берег был обжитой, но неопрятный, множество узких качающихся на воде лодок с высокими носами без вёсел; к ним по берегу шли тропы, покрытые истлевающими деревянными настилами и ряды палок-гнилушек, для просушки сетей, воткнутых в землю высокими столбами,  рядами уходившими в воду. Кое-где торчали кривые деревья, кое-где кустарники... запах тления... и чувство чьей-то близости.

Писарь оглянулся. За спиной, вблизи стоял человек, похожий на него самого. Писарь спросил:
– Ты кто такой?
Сильный, но глухой голос ответил:
– Я Симеон.

Звуки собственного имени оттолкнул Писаря от человека и он, споткнувшись о корягу, пошёл вдоль берега прочь, глядя на реку: «Тень? Моя Тень? Зачем это?»

В воде Писарь заметил большой выступающий гладкий камень и бьющееся об него распухшее тело рыжей собаки: «Вот что смердит». Писарь оглянулся, чтобы посмотреть, где тот другой – но увидел следом идущего мальчика лет девяти – русый, с цветом глаз как у речной тины.

– Она давно сдохла,– сказал мальчик, указывая на собаку. Он подхватил палку,  взобрался на камень и стал толкать распухший рыжий бурдюк от берега подальше, запах тления стал сильней.

– Ты кто?–  по доброму спросил Писарь и мальчика.
– Я Симеон! – вызывающе и гордо сказал тот.
Писарь молча обдумывал явление Симеона, потом снова спросил:
– Где люди?
– Там, – махнул рукой Симеон, указывая на корявые дерева вдоль берега, росшие как ограда.
Писарь глянул на дерева, оправил рукой бороду, пригладил её на ощупь, пригладил волосы на голове и пошёл в указанную сторону.

_______________
Начало повести...


*Великий Писарь – государственный деятель Великого княжества Литовского в 1440г. Происходил из полоцких бояр, родоначальник рода Сапег. Сапеги – один из наиболее многочисленных и влиятельных магнатских родов Великого княжества Литовского - играли огромную роль в религиозной, культурной и общественно-политической жизни княжества, начиная с конца XV, особенно в XVI и XVII веках, вплоть до XVIII. В истории рода Сапег загадка их происхождения ещё более тесно переплетена с загадкой возникновения их "основного" герба (герба "Лис")... Трудно сказать, означает ли отождествление Сапегами первого исторически реального представителя их рода - Семёна Сапегу, который упоминается как писарь великого князя литовского и короля Речи Посполитой Казимира Ягайловича - с Сунигайлой. От Семёна Сапиги (Сапеги), полоцкого боярина, выводят род Сапег Адам Банецкий и т.д. В исторических актах, однако, есть примеры, в которых Семён Сапега действительно выдаётся за Сунигайлу.
(Википедия)