Непростые совпадения

Дмитрий Житенёв
Расскажу об удивительном случае, который произошёл с моей мамой, Ниной Степановной Хмелевской, в 1960 году в Горном Алтае. Было ей тогда 53 года.
 
В конце 1950-х и начале 1960-х  годов я работал в Алтайском заповеднике. В 1959 году меня назначили начальником Чулышманского отдела заповедника. Жить пришлось на кордоне Чодро, в долине реки Чулышман. От Телецкого озера, на северном берегу которого находилась контора заповедника, надо было добираться до этого кордона три дня верхом. Со мной поехала моя мама. Мы прозимовали там, но в марте 1960 года меня вызвали в управление заповедника, а мама осталась жить в Чодро, где было всего четыре семьи, две — русских и две — алтайских. До райцентра, Улагана, было 75 километров верхом, а до железной дороги, до Бийска, от Улагана — больше 600 километров по Чуйскому тракту. В июне мне было поручено забросить в Чодро большую радиостанцию на самолёте АН-2.

Мы чуть было не кокнулись при посадке в Чодро на заставе — борт был  перегружен. Грузились в Турочаке. Пилоты даже сомневались, лететь или нет, но всё-таки полетели. При посадке промазали и пошли на второй круг между вершин над самой тайгой. Кедры мелькали прямо около плоскостей! Но ничего — справились пилоты! Правда, потом долго пот утирали с лица. Мы тоже!
 
Этим же самолётом я вывез маму из Чодро. Она ждала этого самолёта почти две недели, живя на бывшей пограничной заставе в полном одиночестве с моим псом, восточно-сибирской лайкой, Аргутом. До кордона Чодро было почти шесть километров! Да ещё брод через реку Чулышман! Для неё это время было настоящим испытанием, хотя местные алтайцы посещали её и даже привозили продукты. Она всё-таки дождалась меня с этим самолётом, и на нём мы улетели из Чулышманской долины.

Высадил я её на майминском аэродроме уже во второй половине дня. Этот аэродром расположен недалеко от Горно-Алтайска и прямо рядом с Чуйским трактом. До Бийска, до железной дороги, оставалось преодолеть что-то около ста километров. Я дал маме денег на дорогу и сказал ей, чтобы она выходила на Чуйский тракт и проголосовала бы на первую попутную машину до Бийска, а там уж на вокзал и — в Москву. Я не мог её проводить, потому что мне надо было лететь этим самолётом в Турочак.
 
Мама потом мне рассказывала, что с ней дальше приключилось. Она вышла на тракт, подняла руку первому же грузовику, который катил в Бийск. Разговорилась с шофёром, рассказала  ему, что в войну она была в эвакуации и жила неподалёку от Бийска, в Новой Чемровке, у Марфы Фёдоровны Типикиной. Что тут было с шофёром, говорила мама! Оказалось, что он сын Марфы Фёдоровны и зовут его Анатолий! Он звал маму к себе домой, хотел отвезти её в деревню к своей матери, которая была жива и помнила своих эвакуированных жильцов. В конце концов, Анатолий довёз маму до вокзала в Бийске, помог взять билет до Москвы (надо было делать пересадку в Новосибирске) и посадил её в вагон. Удивительно, но подъехали они всего за полчаса до отправления поезда.

Поразительные совпадения по времени и месту!

PS. На снимке – моя мама в самолёте АН-2 над горами. Очень плохой получился снимок.

PPS. Кто заинтересуется названиями мест, может посмотреть и прочитать о них на моём сайте, адрес которого указан в самом низу моей страницы.