Спасательный круг

Александр Ковальчук
Вам никогда не доводилось тонуть? Не в одиночку посреди бушующего океана, а на банальном городском пляже. Где на берегу толпы народу, неподалёку вышка спасателей с болтающимся на ней спасательным кругом, да и в самой воде не протолкнуться.
Если нет, то вы много потеряли - ... хотел сказать «очень занимательное», но это уж у кого как с юмором... а вот очень познавательное зрелище – это точно. Не надо просиживать штаны на факультете психологии. Достаточно полчасика (кому как повезёт!) побултыхаться в отдалении от берега и наглотаться мутной водицы. Правда, для того, чтобы сделать окончательные выводы, совершенно необходимо в конце концов всё-таки спастись..

Так вот, угораздило меня однажды (при моих-то невеликих способностях в качестве пловца) забраться туда, где ноги уже не доставали до дна, и течение начало увлекать меня. «Чего я туда попёрся?» - спросите вы. – А фиг его знает! То ли течением отнесло, а то ли купающиеся вытолкали на глубину по между делом. А может просто водицы почище захотелось? Да и неважно это теперь. И не об этом речь.
Попробовал я подгрести к берегу. Стыдно всё-таки мужику за пятьдесят, даже если он не совсем здоров, кричать «Помогите!». Однако упрямое течение не спеша, но уверенно, всё дальше стало относить меня от берега. И вот тогда я в какой-то момент не выдержал и крикнул:
- Помогите. – честно говоря, на крик утопающего это не было похоже. Абсолютно. Я всё ещё стеснялся собственного неловкого положения. Но почувствовав, что расстояние между мной и берегом продолжает увеличиваться, я крикнул уже по-настоящему:
- Помогите!
Тем не менее, те, что были на берегу, даже ухом не повели в мою сторону. Но послышалось обнадёживающее плесканье рядом. Кто-то подплывал. Я повернул голову и увидел симпатичную особу, лет так за тридцать. Всех её форм разглядеть в воде я не смог, но глаза были живыми и умными. Да и лицо в целом производило впечатление порядочной женщины.
- У Вас что-то случилось? – спросила она, на всякий случай не подплывая близко, и держась от меня в полутора метрах.
- Да вот, - отплёвываясь, пробулькал я. – Кажется, тону. Не могли бы Вы...
Держаться на поверхности становилось всё сложнее, но присутствие рядом живого человека освежило моё дыхание. Неудобно было просить о помощи женщину лет на пятнадцать моложе себя, но и другого выхода я пока не видел. Только пока я боролся со своим стеснением, она стала отдаляться от меня по направлению к берегу.
Я окликнул её:
- Девушка! Вас не затруднит подойти на берегу к спасателям и попросить их хотя бы бросить мне спасательный круг?
- Я передам им Ваше пожелание. Но боюсь, что одного желания сейчас маловато – услуги спасателей теперь платные. А у меня нет наличных, из-за этих сумасшедших цен моя семья погрязла в кредитах.
Продолжать она не стала и решительно поплыла к берегу.
Честно говоря, я растерялся – не ожидал такого равнодушия к живому человеку. Но тут рядом снова послышался плеск. На этот раз мимо проплывал мужчина лет под сорок:
- Вам нужна помощь? Я Вам помогу! Обязательно! Вот только доплыву до берега, возьму у жены кошелёк и побегу к спасателям, - с этими словами он энергичными гребками направил своё телок берегу.
«Продержусь! - подумал я. – Осталось-то всего пару минут. Вот сейчас он возьмёт деньги...»
Но мужчина, насколько мне удалось разглядеть, обтёрся полотенцем и лёг рядом со своей женой. Которой что-то сказал, показав рукой в моём направлении. Увидев этот жест, я поднапрягся и несколько раз махнул рукой над головой, надеясь привлечь их внимание. И они заметили меня – женщина вроде бы мельком взглянула, а мужчина поднял что-то (наверное, кошелёк – не разглядел я, далековато) над головой, превернул и демонстративно потряс. Мол, видите – нет в нём ничего. После чего он повернулся к жене и о чём-то с ней заговорил. Но явно не обо мне, в мою сторону они больше не поворачивались.
«П...ц!» - подумал я, в голове даже мелькнула дурная мысль опустить руки. Но за спиной снова раздался голос, как мне показалось – с лёгким акцентом:
- Вам плохо? Давайте я Вам помогу! – со стороны буйков ко мне подплывала пожилая женщина. – Силы у меня уже не те, но пару метров я Вас протащу...
И она действительно сумела подтащить меня ближе к берегу. Мне даже показалось, что если вытянуться в полный рост, то ноги кончиками пальцев уже касаются дна. Но тут женщина снова заговорила:
- Вы извините, только больше я не смогу. Сама задыхаюсь. Мне ещё самой до берега догрести бы. Но кажется спасатели заметили нас! И они Вам помогут.
Теперь я понял, что мне не показалось, акцент присутствовал. Немка, француженка, англичанка? – не до того мне было. Но эта женщина оказалась здесь случайно, и явно не сталкивалась ещё с русским менталитетом начала 21-го века. «Как же! – подумал я. – Помогут эти спасатели, как же! Остаётся только дождаться этой помощи...»
Я кивнул ей головой и попытался даже выговорить «Спасибо!», но едва приоткрыл рот, как его тут же захлестнуло волной. Тогда я впервые, наверное, с радостью подумал о том, что никогда не плавал в океане, и не встречался с тамошними волнами...
... Вдруг совсем неподалёку от себя я увидел мужика примерно моего возраста, который ловкими и уверенными движениями рук направлял своё подтянутое тело в сторону берега.
- Мужчина! – окликнул я его. – Вы не поможете мне добраться до берега? У меня, похоже, совсем не осталось сил... ещё и судорогой правую ногу свело.
- Судорогой? – переспросил он и в два энергичных гребка оказался рядом. – А Вы знаете, был и у меня случай. В бурной речке схватило мне судорогой ногу. «Всё, - подумал. – Не выплыву! Ведь рядом ни спасателей, ни спасательного круга...» Но потом собрался с силами и стал то одной рукой грести, то другой, давая им по очереди отдохнуть. И всё-таки выплыл! – гордо резюмировал он. А потом продолжил:
- Вы не отчаивайтесь и гребите. Не получается к этому берегу, гребите к противоположному.  Рассчитывать нужно только на себя. У меня же получилось. А чем Вы хуже? – на этом он посчитал наш диалог законченным и вразвалочку, если это слово применимо к плывущему человеку, удалился...

...Не знаю, чем бы закончилась вся эта история, и смог бы я вообще о ней рассказать, но вдруг рядом со мной на воду упал спасательный круг. Ухватившись за него, я осмотрелся – никто вроде бы не смотрел в мою сторону. В том числе и спасатели. Да и по-прежнему на стене их конуры висело что-то похожее на спасательный круг. Кто его знает – может это и вовсе муляж? Но кто тогда бросил этот?
Тем не менее, до берега я благополучно добрался всё-таки. Присел около своей одежды и осмотрелся по сторонам. Но ничего особенного не происходило – огромное количество равнодушных, увлечённых только своим загаром. Самое обыкновенное лежбище.
Посмотрел на спасательный круг – не бросить же его за ненадобностью. И вдруг увидел трёх ребят, лет шести или семи. Они расположились на небольшом холмике у края пляжа, рядом со старой дырявой лодкой. На борту которой ещё не совсем облущилась надпись: «Спасатель». Троица внимательно наблюдала за купающимися.
Может я и не прав был, но подошёл к ребятам поближе, положил рядом с ними спасательный круг и сказал:
- Похоже, что только на вас ещё и осталась какая-то надежда. Остальные так глубоко спрятали свою человечность, что теперь и не отыскать. А в ваших душах ещё нет той гнили, которая взрослым портит зрение. Поэтому оставляю этот спасательный круг вам – бросьте его нуждающемуся в трудную минуту.