Высокие гости

Лэри Франгишвили
      

        В 1963 году с визитом прибыл в СССР руководитель Республики Куба команданте Фидель Алехандро Кастро Рус.

     Дорогого гостя, лидера "первого в Америке социалистического государства", как писала газета "Правда", Первый секретарь ЦК КПСС, он же Председатель Совета Министров СССР трижды Герой соц.труда Никита Сергеевич Хрущёв принял с невиданным ранее размахом.
     Хрущёв наградил Фиделя золотой звёздочкой героя Советского союза, орденом Ленина и сделал лауреатом Ленинской премии "За укрепление дружбы между народами".
     Правитель Кубы стал первым иностранцем, который поднялся на трибуну мавзолея Ленина, куда его пригласил Хрущёв во время первомайского парада.
     Более месяца возили команданте Фиделя по всему Советскому союзу, показывали достопримечательности первой страны победившего социализма, знакомили с лучшими проявлениями счастливой жизни советского народа и различные достопримечательности огромной социалистической державы.

       Повезли почётного гостя и в "советскую солнечную" Грузию.
Стандартный пропагандистский штамп этот появился в 1951 году когда в Кремле решили как-то разнообразить одинаковые красные флаги советских "союзных республик", одним добавили синюю или зелёную полоску, ровную или волнистую, а для ГССР утвердили вариант с изображением солнца (причём синего цвета) в крыже - верхнем левом углу знамени, там где на полотнище кизилового (бордо) цвета  находились короткие белая и чёрная полосы, каким был государственный флаг Демократической Республики Грузия до советской оккупации.

     Мероприятие началось с проезда в Тбилиси по центральному проспекту Шота Руставели новых советских автомашин ГАЗ-13 "Чайка", которые появились в СССР после покупки в США для изучения в НАМИ автомобилей Packard  моделей "Patrician" и "Carribean".
     В первом открытом автомобиле стоял по стойке смирно молодой офицер КГБ в парадной униформе с синими петлицами, из-за чего собравшиеся на проспекте многочисленные зрители приняли его за первого советского космонавта и начали громко кричать "Гагарини... Гагарини!..", а во втором, сопровождаемом мотоциклистами эскорта, стояли и махали встречающим настоящие важные гости - Хрущёв и Кастро, советский лидер был одет в светлый летний костюм, а кубинский в американскую полевую униформу оливково-зелёного цвета.

     Потом оба руководителя объехали почти всю Грузию от Кахети до Абхазии, посетили крупные предприятия, чайные плантации, виноградники и плантации цитрусов, показали Никите Хрущёву поля столь полюбившейся ему после поездки в Америку кукурузы (кукурузу в Грузию ввезли из Италии и выращивали ещё с 16-го века, и столько, что в 19 веке морем экспортировали в Европу), и везде опробовали все грузинские национальные блюда и напитки (Хрущёв выпить любил, пил ежедневно, и хотя предпочитал самогон и горилку, но не отказывался и от другого "горячительного"), напробовались до того, что изрядно захмелевший глава советского государства заявил что "с такими вашими приправами и гвозди есть можно", чем вызвал озлобление потому что с хлебом тогда в Грузии и вообще в СССР была большая проблема, пришлось купить в Канаде 12 миллионов тонн зерна, и решил что "грузины экономят на вилках" так как некоторые традиционные блюда грузинской кухни, например хачапури и хинкали, испокон веков принято есть руками.
     Фиделю очень понравился сыр сулугуни, который с незапамятных времён  изготавливается в Западной Грузии, и подвыпивший Хрущёв пообещал ежемесячно отправлять на Кубу морской контейнер с сулугуни из молока буйволиц. После этого долго ещё в Грузии бытовало выражение "вива Куба вава Зугдиди" - "да здравствует Куба горе Зугдиди", сыр для дорогого заокеанского друга СССР поручили изготавливать Зугдидскому району западно-грузинского региона Самегрэло, что невольно вызвало дефицит и подорожание этого популярного продукта в Грузии.


       Визит двух высокопоставленных гостей запомнился многим очевидцам этого события, но в Тбилиси в тот же день можно было наблюдать и другой кортеж.
     Так как вся советская милиция, как называлась тогда полиция, города Тбилиси была мобилизована в центр города, на других улицах не было ГАИшников и постовых,  воспользовавшись этим, нашлись смельчаки, которые разыграли пародию на важное государственное мероприятие.
     По тем улицам Тбилиси, где не было милиции, неспешно проехал открытый "Виллис", так называли американские армейские джипы периода Второй Мировой войны, некоторые из которых остались в Грузии при перегоне поставляемого по Ленд-Лизу из Ирана на фронт.
     За водителем автомобиля стояли и махали руками в знак приветствия два человека, один в светло-сером костюме и галстуке, а второй в летней военной форме, изображавшие важных гостей.
     На роль главы СССР назначили безвредного городского сумасшедшего по кличке Кика, полноватого человека неопределённого возраста, который известен был всему Тбилиси тем, что целыми днями катался в троллейбусах одного из городских маршрутов, и время от времени громко сообщал всем что хочет "Боржоми" и жену, непременно скрипачку консерватории; для полного соответствия ему в тот день обрили голову; а лидера кубинской революции изображал безымянный глухонемой богатырского роста и сложения, заросший буйной чёрной бородой. В униформе и берете, да ещё и с сигарой в зубах, его действительно было сложно отличить от настоящего Фиделя.

       Не знаю чем окончилась дерзкая и опасная по тем временам выходка организаторов "параллельного" кортежа, но шуму и разговоров тогда вызвала много, и скоро во всём Тбилиси, а потом и в других местах по всей Грузии долго вспоминали о приезде сразу "двух Никит".
     Говорят что Кика перед смертью сказал своей сестре, которая всю жизнь заботилась о несчастном: "не хочу больше быть Крусчовым (Хрущёвым), лучше стану птичкой".