Герой труда - академик Александр Коновалов

Сергей Марфин
Мало кто помнит, еще меньше горожан знают о том, что академик РАН и РАМН, директор Института нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко Александр Николаевич Коновалов приезжал в Старый Оскол, и выступал перед коллегами.

Мне довелось побывать на его лекции, поговорить с ним и, прочитав вчерашнюю информацию о награждении первых Героев труда, конечно, порадовался за него. Мой рассказ о том, как я попал к медикам во время столь важного визита.

В один прекрасный день вызвал меня самый главный редактор и «предложил», сами понимаете, в творческих профессиях не приказывают, взять с собой телеоператора и двигать в сторону горбольницы № 1.


- Там открывается нейрохирургическое отделение, из Москвы кто-то приехал с лекцией. Сходите, посмотрите, может, что полезное снимите.


Если с оператором, то, как правило, я выступал в качестве "штативоносца" и шел вторым номером. Да и что можно было ожидать от специфической темы. Короче, радости особой от задания не почувствовал и, редко, но случается, сильно ошибся.


Небольшой актовый зал больницы был забит под завязку и когда нам представили ведущего, читай главного, нейрохирурга страны Александра Николаевича Коновалова, раздались бурные аплодисменты. Мне, да и нашему оператору Олегу Скокову, эта фамилия ни о чем не говорила. Я уже приготовился скучать, огляделся по сторонам и странно, не заметил ни одного коллеги. Видимо, они думали так же, и решили не перегружать себя медицинскими терминами.


Когда наш гость заговорил, шум в зале стих моментально и стало ясно, что встреча была долгожданной, обещала стать интересной и полезной. Так оно и вышло.


- Не каждый день открываются нейрохирургические отделения в нашей стране, - начал Александр Николаевич выступление, - но я по возможности стараюсь встречаться с коллегами по таким поводам. Сейчас я расскажу вам и покажу, чем занимается современная нейрохирургия, что наработано на сегодняшний день.


На экране появился первый слайд и Коновалов подробно рассказал о пациенте, что и как делали для его спасения. Не скрою, все показанное в течение полутора часов: мозги, черепа, качественные и злокачественные опухоли у простого человека не должны вызывать особого интереса.


Но здесь говорил и показывал свою работу академик - специалист высокого класса. Многие из нас замечали и хорошо знают, что о любой работе можно рассказывать скучно, или увлекательно. Важна фигура рассказчика. В Александре Николаевиче одновременно был виден человек, врач, лектор, умеющий подать информацию на блюдечке. Даже мне, далекому от медицины, кое-что стало понятным.


Если я раньше не задумывался о том, что нейрохирургия - высший пилотаж, то после встречи с Коноваловым, понял это как дважды два. Не стану углубляться в тонкости профессии, все равно запутаюсь, но полагаю, что разбираться в наших мозгах сложнее, чем в других направлениях медицины.


В конце встречи Александр Николаевич ответил на вопросы наших медиков.


- Если у вас возникнут серьезные проблемы, требующие консультации, не стесняйтесь обращаться ко мне напрямую. Я всегда помогу коллегам, тем более, у вас впереди время становления, наработки опыта.


Убей меня, но сейчас не помню, что за вопрос крутился у меня на языке в тот день. Мы с оператором подошли к нему, я представился, поблагодарил за лекцию, и о чем-то спросил. Не буду ломать голову понапрасну, но говорили мы около минуты.


Простым, доступным и обаятельным человеком запомнился мне академик РАН и РАМН, директор Института нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко Александр Николаевич Коновалов, Герой труда!


Свою работу он оценил в прямом эфире «Русской службы новостей» так: Я никогда не думал, что стану Героем труда. Ничего героического, в том, что я делаю, не вижу. Но это не мне решать. Мне о себе очень трудно судить. Степень своего геройства я не могу оценить. Для меня это абсолютная неожиданность, что произошло со мной. Сказали, что дали награду за то, что я делал на протяжении многих-многих лет».