Просматривая метрики 18 века. Ботяновские

Афанасий Ботяновский
Часть. Просматривая метрики XVIII-го века. Ботяновские

Вступление

Благодаря помощи белорусского генеалога Витольда Ханецкого мне стали доступны метрические книги Прилепской униатской церкви за XVIII столетие, хранящиеся в  РГИА в Санкт-Петербурге. Я не только набрал полученные сведения, но и попытался их систематизировать. Что из этого получилось – представлено в данном эссе.
Исходный документ: РГИА, фонд 823, опись 2, дело 65, метрические книги Прилепской униатской церкви св. Георгия, 1750-1798 годы (язык оригинала – польский).
Общие впечатления от метрик таковы: записи очень скупые, порой неполные, почти всегда без указания сословной принадлежности прихожан, нередко без упоминания местности, откуда они родом, иногда без упоминания фамилий свидетелей (шлюбы) и без указания возраста умерших (смерть).  При этом почерк  довольно ровный, четкий, за весь период (1750-1798) как будто бы одинаковый.  Не исключено, что данные записи являются выписками из метрик, оригиналы которых до нашего времени не сохранились.
Некоторые записи крещения и шлюбов предков, которые я надеялся найти, в метрических книгах отсутствуют, хотя, по идее, должны быть в наличии, ибо подпадают под временной период, охваченный в метриках: 1750-1798 годы. Причина, наверное, таится в том, что оригиналы записей не сохранились, потому и не были внесены в метрические книги Прилепской церкви, или же таинства крещения и венчания проходили в другой церкве (костеле), соответственно,  нужные мне записи следует искать в метрических книгах иной церкви или костела.

1. Общие сведения

Карта расселения Ботяновских в XVIII веке довольно обширна, это такие деревни как Рудня, Усяжа, Колодези Малые и Колодези Великие, Ляды, Смолевичи (деревня), Раубичи, Глодовка, Цна, Мончаки. Большая часть этих селений принадлежала униатской митрополии, в частности, входила в состав церковного имения Прилепы.
Ботяновские – род на редкость плодовитый, метрических записей с их участием большое количество.  Есть записи, где Ботяновские фигурируют как кумовья, есть записи о крещении детей самих Ботяновских, а также – о шлюбах и смерти представителей данного рода. Обо всем этом более-менее подробно написано в данном эссе.
В ревизской сказке 1795 года Ботяновские были записаны людьми оседлыми, однако, как видно из метрик, они вели довольно насыщенный образ жизни, о чем можно судить  по кругу их общения: Ботяновские контактировали и с соседями по окрестным деревням,  и с жителями из более далеких мест (Королёв Стан, Домашаны, Раубичи и пр.), общались с крестьянами и мещанами, иногда и со шляхтой. Познакомиться со всеми ими они могли где угодно: и в городе, и в местечке, и в церкви, и на рынке, и даже в корчме.

В XVIII веке было несколько случаев, когда Ботяновские роднились со шляхтой (Скуратовичи, Заблоцкие, Горецкие и пр.). Шляхта  и мещане  иногда фигурируют у Ботяновских  в качестве кумовьев при крещении детей (Булгаки, Скуратовские, Бельские, Василевские), а также как свидетели на свадьбе (Лукашевичи, Михалевичи, Юркевичи). Наверное, данному факту способствовало неоднозначное социальное положение некоторых ветвей рода Ботяновских (бояре, земяне, стрельцы).

2. Имена. Крещение детей

Формы имен Ботяновских, в основном, представлены  в католической традиции, а именно:  Ян, Базыль, Михал, Стефан, Анджей, Мацей, Леон, Бенедикт, Теодор, Гжегож, Леонтий, Йозеф, Эльжбетта, Петрунелла,  Зеновия, Марьянна, Магдалина, Юстына, Иоганна, Тереза, Барбара, Регина, Марцисия (?), Теодора, Ева, Гелена, Кристина, Агата, Прузына,  Розалия…
Встречаются и «православные» имена:
Ермак, Прохор, Тарас, Порфирий, Аухим,  Ульяна, Дарья…
Следует отметить, что Ботяновские при крещении иногда получали по два имени, что присуще, в основном, католической традиции. Вот многочисленные примеры подобных случаев:

С. 355 об. 16.07. 1789. Сымон-Ян, сын Стефана Ботяновского и Магдалины, деревня Колодези. Кумовья: Анджей Лихтарович и Тереза Лихтарович.
С. 355 об. 26.08. 1789. Марьянна-Наталья, дочь Александра и Петрунеллы Ботяновских, деревня Рудня. Кумовья: Гжегож Шкара и Магдалина Карпович.
С. 356. 10.10. 1789. Юстына-Марьянна, дочь Александра и Катерины Ботяновских, деревня Колодези. Кумовья: Ян Лихтарович и Ксения Азановская.
С. 356 об. 28.02.1790. Леон-Павел, сын Базыля и Гелены Ботяновских, деревня Рудня. Кумовья: Александр Мурашкевич и Катерина Ботяновская.
С. 358 об. 29.09. 1790.  Прузына-Марьянна, дочь Александра и Петрунеллы Ботяновских, деревня Рудня. Кумовья: Григорий Каровский (?) и Магдалина Карпович.
С. 362. 28.02. 1792. Тарас-Порфирий, сын Стефана и Магдалины Ботяновских, деревня Колодези. Кумовья: Анджей Лихтарович и Ксения Ботяновская.
С. 391 об. 02.02. 1800. Эльжбетта-Агата, дочь Базыля и Терезы Ботяновских, деревня Рудня. Кумовья: Ян Мурашкевич и Зуля Шкара.
С. 394. 01.09. 1800. Марьянна-Теодора, дочь Теодора и Зеновии Ботяновских, деревня Рудня. Кумовья: Демьян Обмётка и Зула Шкара.
С. 394. 02.09. 1800. Розалия-Анна,  дочь Александра и Петрунели Ботяновских, деревня Рудня. Кумовья: Иероним Шиманович и Тереза Ботяновская.

3. Кумовья Ботяновских

Для исполнения функции кумов при крещении детей Ботяновские  приглашали, в основном, своих родственников и соседей по деревне, иногда – жителей из окрестных селений.
В XVIII веке это были представители следующих фамилий: Ботяновские, Мурашкевичи, Карповичи, Новицкие, Позняки, Узловские,  Свенцицкие, Лихтаровичи, Единовичи, Мархели, Букатичи, Азановские, Обмётки, Росы, Шимановичи, Шкара…
При внимательном просмотре метрик становится ясно, что круг общения Ботяновских был довольно широк, и в него входили не только крестьяне,  жившие по соседству.
Вот перечень фамилий кумовьев Ботяновских в XVIII веке, которые в окрестных деревнях не встречаются:   Скуратовские (Скуратовичи?), Ивановские, Виторовичи, Захаревские, Булгаки, Бельские, Василевские, Михалевичи.
Я приведу целиком несколько записей с упоминаниями данных фамилий:
С. 325.    04.04. 1764. Дарья, дочь Самуэля Ботяновского и Катерины, деревня Рудня. Кумовья: Михал Ботяновский и Прузына Мурашкевич. Ассистенты: Алексей Мурашкевич и Параска Михалевич.
С. 327.  31. 04. 1768. Базыль, сын Никодима Ботяновского и Ксении, деревня Рудня. Кумовья: Миколай Скуратовский и Анна Ивановская.
С. 328.  31.11. 1769. Михал, сын Григория Ботяновского и Эльжбетты, деревня Колодези. Кумовья: Александр Виторович и Марьянна Захаревская.
С. 329 об.  23. 10. 1771.  Кася, дочь Никиты Ботяновского и Ксении, деревня Рудня. Кумовья: Михась Ботяновский и Анна Ивановская.
С. 331 об.  16.10. 1774. Магдалена, дочь Михала Ботяновского и Софьи Берской Парафии Логойской. Кумовья: Теодор Мархель и Иоанна Новицкая, деревня Рудня.
С. 332.  01. 08. 1776.  Анна, дочь Григория Ботяновского и Эльжбетты, деревня Колодези. Кумовья: Александр Виторович и Анна Букатич.
С. 365. 26.06. 1793. Магда, дочь Александра и Катерины Ботяновских, деревня Колодези. Кумовья: Ян Лихтарович и Ева Булгак.
С. 372. 23.03. 1796.  Марьянна, дочь Александра и Катерины Ботяновских, деревня Колодези Малые. Кумовья: Ян Лихтарович и Ева Булгак.
С 376. 12.06. 1797. Леонтий, сын Базыля и Алеси Ботяновских, деревня Рудня. Кумовья: Теодор Бельский и Марьянна Василевская из Минска.
К сожалению, сословная принадлежность этих лиц  в метриках не указана.
Кем были в то время эти люди?
Их фамилии встречаются и среди представителей шляхты, но, разумеется, не все носители шляхетских (по звучанию) фамилий являлись шляхтой.  Поэтому можно лишь гадать о сословии этих людей.

***
Следующие лица могли быть как шляхтой, так мещанами и крестьянами: это Александр Виторович (в метриках встречается дважды), Анна Ивановская (встречается дважды) и Марьянна Захаревская.
Мещанами или шляхтой могли являться следующие кумовья, бывшие родом из Минска: Теодор Бельский и Марьянна Василевская.
Вероятность шляхетского происхождения Евы Булгак (встречается дважды) довольно высокая: по крайней мере, мне крестьяне с такой фамилией не встречались.
***

Если говорить о роде Михалевичей, то в XVIII веке Ботяновские однажды породнились с ним: есть метрическая запись за 1773 год о женитьбе Яна Ботяновского из деревни Мончаки на Аухинии Михалевичовне из деревни Роубичи. Мне также известно, что в начале 20-го века среди прихожан Юрьевской православной церкви встречаются «борисовские мещане села Юрьева» Михалевичи. Обычно мещанами, жившими в селах, деревнях и застенках, записывали лиц из не утвержденной во дворянстве шляхты. Но о родстве Михалевичей из Роубич с «борисовскими мещанами» Михалевичами мне пока ничего неизвестно.
Что касается Миколая Скуратовского, ставшего кумом Никодима Ботяновского в 1768 году, то, скорее всего, речь шла не о Скуратовских, а о Скуратовичах. Скуратовичи это довольно известный разветвленный шляхетский род, встречающийся на территории Минского повета. Со шляхтой Скуратовичами из Домашан бояре-земяне Ботяновские породнились в 1794 году.

4.Шлюбы.  Свидетели на свадьбах. Вопрос сословного происхождения некоторых лиц

В XVIII веке Ботяновские  чаще всего вступали в шлюб со своими соседями по деревне или с жителями окрестных селений.
В тот период это были представители следующих фамилий:  Козловские, Касперовичи, Карповичи, Мурашкевичи, Свенцицкие, Соболевские, Яскевичи, Дедовичи, Батуры, Лихтаровичи, Нехайчики, Кищенко, Кузяки, Онуфревичи, Обмётки.
Если ориентироваться на ревизские сказки 1795 года, то все эти люди, были записаны хлебопашцами (крестьянами), но не исключено, что некоторые из них, как и сами Ботяновские, являлись представителями вольных служивых людей (бояр, земян, стрельцов). Впрочем,  чтобы утверждать это точно, необходимо ознакомится с иными документами, кроме метрик, в частности, с инвентарями.
Свидетелями на свадьбах (шлюбах) были представители следующих родов: Ботяновские,  Козловские, Мурашкевичи, Карповичи, Ракицкие, Свенцицкие, Обмётки, Единовичи, Лихтаровичи, Беланожки, Нихайчики.
Но круг общения Ботяновских был довольно широк, и в него входили не только хлебопашцы-соседи.
Вот перечень родов, с которыми Ботяновские породнились в XVIII веке и которые в окрестных деревнях не встречаются:   Горецкие, Скуратовичи, Берские, Михалевичи.
То же касается и некоторых свидетелей на свадьбах: Лукашевичи, Михалевичи, Юркевичи.

***
Я приведу некоторые записи, касающиеся шлюбов, которые мне показались интересными:
С. 416. 29.10.1794. младзён Мануэль Скуратович из Домашан и Катерина Ботяновская из Рудни.
С. 408. 09.01.1785. Петр Горецкий из Королёвого Стана и Теодора Ботяновская из Рудни.

Скуратовичи это довольно разветвленный шляхетский род, встречающийся на территории Минского повета; некоторые его представители  проживали в таких деревнях как Курганы, Слобода Озерицкая, а также в околицах  Скураты,  Емельяново. Проживали Скуратовичи и в околице Домашаны.
Шляхта Горецкие встречаются в Минском и Игуменском поветах. В книге «Гербовник белорусской шляхты» (буква «Г») среди прочих представителей рода Горецких упомянут некий Петр; возможно, именно он и взял в жены Теодору Ботяновскую в 1785 году.
Что касается местности, откуда Петр Горецкий был родом (из Королёва Стана), то здесь хотелось бы добавить немного информации из моего личного архива.  В 1866-м году в Прилепской церкве состоялось венчание казенного крестьянина Франца Иосифова Боцяновского из деревни Рутовины и мещанки Ангелы Францевой Яблонской из деревни Задомли. В качестве поручителя со стороны жениха был некий дворянин Иван Матвеев Бобровский, проживавший в то время как раз в деревне Королёв Стан.

…Ботяновские роднились не только с соседями, но и с людьми из более дальних мест. Тому подтверждение следующие записи:
С. 403. 10.11. 1773. Ян Ботяновский из деревни Мончаки и Аухиния Михалевичовна из деревни Роубичи. Свидетели: Антоний Лукашевич и Федор Михалевич.
С. 403 об. 06.11. 1776. Савка Батура из деревни Смиловичи и Зося Ботяновская из Рудни. Свидетели: Михал Ботяновский и Сымон Юркевич.

В метриках Прилепской церкви встречаются также Ботяновские, проживающие за пределами имения Прилепы:

С. 410 об. 02. 11. 1787. Михал Ботяновский из Смолевич и Агафья Козловская из деревни Ляды.
С. 419 об. 18.01.1797. Вдовец Ясюк Ботяновский из Смолевич и Теодора Кузяковна из Колодезей Великих. Свидетели: Ясюк Ботяновский из Смолевич и Стефан Ботяновский из Колодезей Великих.

Кстати, Михал Ботяновский из Смолевич и его брат Ясюк упомянуты в инвентаре села Смолевичи за 1781 год. Правда, там они фигурируют как Ботяны:

НИАБ, кмф 5-1-3878. Инвентарь, село Смолевичи, 1781 год, владелец князь Радзивилл.

Подданные села, свободные от барщины: Михал Ботян, стрелец, сыны Кондрат, Павлюк. Брат Ясюк, вольный (перевод с польского).

Вот еще одна интересная метрическая запись:

С. 331 об.  16.10. 1774. Магдалена, дочь Михала Ботяновского и Софьи Берской Парафии Логойской. Кумовья: Теодор Мархель и Иоанна Новицкая, деревня Рудня.
Из записи о крещении Магдалены нам становится известно имя жены Михала Ботяновского –  Софьи Берской. К сожалению, на данный момент о роде Берских мне ничего неизвестно.
А вот эта запись интересна тем, что перед именем невесты стоит слово «панна», правда, это не титул, а просто форма вежливого обращения, иногда допускаемая в метриках:
С. 401. 01.10. 1766. Ян Касперович и панна Марцисия Ботяновская.

В продолжение темы бракосочетаний Ботяновских со шляхтой в XVIII веке хотелось бы добавить немного информации из ревизской сказки 1794 года: женой некого чиншевого шляхтича Стефана Францева Заблоцкого, служащего в имении Белоручи у помещика Фомы Оборского, была Марьянна Боцяновская.
***

Существуют метрические записи Прилепской церкви середины  XVIII века, которые некоторые историки считают фальсификацией:
Года 1768 месяца апреля 31 дня окрестил сына по имени Базыль  родителей законных уродзонных ясных панов Никодема Ботяновского и Ксении из Окуличей Ботяновских. Кум вельможный ясный пан Матей Подерня ротмистр Виленский с кумой Анной Ивановской подчашанкой Лидской. Ребенок из деревни Рудни. Мартин Костюкевич, парох церкви прилепской.
Года 1769 месяца января 25 дня окрестил сына именем Яна от отца Стефана Ботяновского с Марианной из Рачкевичей. Кум вельможный ясный пан Иосиф Ходзько, судья Ошмянский с ясной панной Марианной старостиной Велятыцкой. Ребенок из деревни Рудня. Ксендз Мартин Костюкевич, парох церкви прилепской.
Дробная белорусская шляхта часто подделывала документы, чтобы получить российское дворянство.  Поэтому, даже если эти метрики поддельны, не исключено, что Ксения Окулич, жена земянина Никодима Ботяновского, все-таки  относилась к шляхетскому сословию. То же самое можно предположить и о Марьянне Рачкевич, жене Ботяновского Стефана.
К сожалению, метрические записи, касающихся шлюбов данных лиц, найдены не были. Возможно, оригиналы их не сохранились, а возможно,  таинства венчания проходили не в Прилепской, а в какой-нибудь другой церкве (или костеле).

5.Смерти

Данный раздел мне хотелось бы посвятить записям о смертях. Это, разумеется, не все записи, касающихся погребений Ботяновских в восемнадцатом веке. Из них я бы выделил две: запись о смерти Аухима Ботяновского,  моего пращура в 10-м колене, и запись о кончине Григория Ботяновского, долгожителя, дожившего, если верить метрике, до 115 лет.

С. 435 об. 24.06. 1766. Аухим Ботяновский из деревни Рудни.  Погребен при церкви Прилепской.
С. 438. 09.07. 1777. Михал Ботяновский из деревни Рудни. Прилепы, при церкви.
С. 438. 07.09.1778. Стефан Ботяновский из деревни Рудни. Прилепы, при церкви.
С. 441. 05.07.1787. Теодор Ботяновский. Похоронен при церкви Прилепской.
С. 446. 10.05.1794. Ксения Ботяновская, 64 года, из Рудни. Похоронена при церкви Прилепской.
С. 450 об. 13.12.1796. Никодим Ботяновский из Рудни, 80 лет. Прилепы.
С. 451 об. 26. 07. 1797.  Барбара Ботяновская из Раубич, 3 года.  Прилепы.
С. 453. 12.01.1798. Базылий Ботяновский, из Глодовки, 1 год.  Ковалевские могилы.
С. 461 об. 17.02. 1800. Алеся, дочь Мацея Ботяновского, 40 лет, из деревни Рудни.
С. 464. 27.07. 1800. Теодор, сын Александра Ботяновского, 1 и ; года, из деревни Глодовки.
С. 464 об. 03.08.1800. Григорий, сын Базыля Ботяновского, 115 лет, из деревни Колодезей Великих.
О Григории Васильеве Батяновском из селения Великие Колодези, дожившего, как сказано в метрике, до 115 лет, хочется сказать, что его возраст, указанный в Ревизской сказке 1795 года, тоже весьма почтенен: 110 лет. Таким образом, Григорий Ботяновский родился примерно в 1685 году. Но, вероятнее всего, в метриках и в ревизской сказке возраст указан  лишь приблизительно: писари, составлявшие документы,  часто прибавляли  10-20 лет пожилым людям, которые не помнили даты своего рождения: всё это было частым явлением.
Что касается Аухима Ботяновского, умершего в 1766 году, то, к сожалению, возраст его не указан.

6. Краткая история рода. XVIII, XIX и середина XX веков

Вот, что мне известно о роде Ботяновских на данный момент (январь 2020 года).
Из инвентаря церковного имения Прилепы за 1748 год мы узнаём о боярине Аухиме Ботяновском (Auchim Bocianowski, bojarzyn), который проживал в деревне Оношки, откуда затем переехал в Рудню, где жил «на слободе» (то есть был временно свободен от всех повинностей). Кроме боярина Аухима в Оношках на тяглой земле проживали Федор и Ярмак Ботяновские, при этом Ярмак записан как вольный (wolny). В соседней деревне Колодези также проживал некий Грицко Ботяновский.
Григория Ботяновского можно встретить в Ревизской Сказке 1795 года среди прочих жителей имения Великие Колодези, которое, как и Рудня, в то время принадлежало митрополиту и архиепископу Тадеушу Ростоцкому. Ревизская сказка дает нам подробную информацию о жителях имения, в частности, мы узнаем,  что в 8-м дворе данного селения вместе с семьей проживал Григорий Васильев сын Батяновский, 110 лет, хлебопашец. А в Малых Колодезях в 7-м дворе вместе с семьей обитал некий Александр Степанов, сын Батян, 30-ти лет, кузнец. Говоря о Григории Батяновском из Великих Колодезей, хочется отметить, что он носил то же отчество, что и Никодим Батяновский из Рудни, то есть: Васильев. Высока вероятность того, что Григорий и Никодим Батяновские были родными братьями. Нечто похожее можно сказать и об Александре Степанове Батяне, кузнеце, 30-ти лет. Он ровесник Яна Степанова Батяновского, жившего в селении Рудня в это же время. Оба носили одно и то же отчество (Степанов) и вполне могли быть родными братьями. Что касается фамилии (Батян), то, скорее всего, это вольность со стороны российских писарей, по непонятной причине и не в первый раз написавших в ревизской сказке вместо фамилии Батяновский  – Батян.
Кроме инвентаря 1748 года еще одним интересным документом времен Речи Посполитой является «Либертация». Полностью название документа звучит так: «Либертация, выданная 7 августа 1769 года Фелицианом Филиппом Володковичем, митрополитом киевским, Никодиму Ботяновскому, земянину церковного имения Прилепы, об освобождении последнего вместе с семьей от чинша и всяких повинностей, а также о разрешении вести торговлю в Прилепах пенькой, привезенной из-за границ волости». Из данного документа мы узнаем о земянском звании Никодима и о его новых правах.
Из инвентаря села Смолевичи за 1781 год (владелец князь Радзивилл) нам становится известно о подданных села,  свободных от барщины, а именно: о Михале Ботяне, стрельце, с сыновьями Кондратом и Павлюком, и о брате Михала Ясе Ботяне, вольном человеке. Следует заметить, что и Михал, и Ясь встречаются в метриках Прилепской церкви (1787, 1797 годы), но уже не как Батяны, а как Ботяновские.
Вот еще один документ XVIII века, который может нас заинтересовать. В ревизской сказке крестьян и шляхты Борисовского уезда за 1795 год встречается «Ведомость о шляхте, служащей по условию во дворе Кричине, владение Игнатия Порадни, коморника полоцкого, не входящей в оклад». В этой ведомости упомянут некий «Франц Фомин сын Боцановский (Bocianowski), из Польши, веры католической, 69 лет, пребывает до время».
О браках Ботяновских со шляхтой, дворянками и мещанками хотелось бы написать как можно подробней.
Из ревизской сказки 1795 года становится известно о некой Марьянне, дочери Боцяновского: Марьянна, дочь Боцяновского (родилась примерно в 1765 году). Муж: Степан Францев Заблоцкий, на момент Ревизии 1795 года 38 лет, чиншевый шляхтич, служащий в имении Белоручи у помещика Фомы Оборскаго (?), (НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 11).

В книге “Гербовник белорусской шляхты” (буква “В”) есть упоминание о Текле Боцяновской, жене шляхтича Яна Волоховича (р. 1777), который арендовал землю в околице Емельяново Борисовского повета (1833-1837) и делал вывод шляхетства в 1834 году (герб “Пелеш”).
Прямых доказательств родства вышеупомянутых Марьянны и Теклы с «моими» Боцяновскими нет, но следует заметить, что имение Белоручи и околица Емельяново находились совсем недалеко от имения Прилепы, где проживали мои предки.
В «Гербовнике белорусской шляхты» (буква «Д») упомянута Марьянна Ботяновская, жена шляхтича Леона Данейки (р. 1814), который в разные годы проживал в застенках Студенка, Града, Дубовики Борисовского повета и делал вывод шляхетства в 1843 году (герб «Сас»). Хотелось бы добавить, что дед Леона, Мацей Дайнеко в конце XVIII века жил на территории имения Смолевичи, принадлежавшего князям Радзивиллам (1781), где проживали ранее упоминаемые мной стрелец Михал Ботян (Ботяновский) с сыновьями и его брат Ясь Ботян (Ботяновский). Таким образом, Марьянна Ботяновская могла являться потомком именно этой ветви рода, а не «прилепской».
Интересны следующие метрические записи, свидетельствующие о заключении шлюбов с шляхтой из рода Скуратовичей и Горецких:
9 января 1785 года года в Прилепской униатской церкви брали шлюб Петр Горецкий из Королёвого Стана и Теодора Ботяновская из Рудни.
29 октября 1794 года в Прилепской униатской церкви брали шлюб младзён Мануэль Скуратович из Домашан и Катерина Ботяновская из Рудни.
Кроме шлюбов со шляхтой в метриках встречаются и два случая браков с дворянками:

1.Отставной служивший в Гренадерском полку младшим полковым писарем Франц Иванов Боцяновский (родился в 1830?). Невеста: дворянка Екатерина Иосифова Рыдлевская (Рведецкая?) из застенка Рутовино. Шлюб в 1865 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 136, опись 21, дело 17).

2.Иосиф Федоров Боцяновский (родился в 1802). Невеста: дворянка Михалина Николаевна Загорская из застенка Боровляны. Шлюб в 1869 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 136, опись 14, дело 255).

Ботяновские женились также и на мещанках. Что касается этих браков, то здесь необходимо отметить, что из четырех невест лишь одна была родом из города, остальные же были жительницами деревень и застенков, хотя и были записаны мещанками. Скорее всего, этими «мещанками» являлись потомки шляхты, ибо существовала практика перевода не утвержденной во дворянстве шляхты в податное сословие, в частности, в мещане.
Привожу примеры браков Ботяновских с мещанками:

1.Жених: Стефан Иванов Ботяновский, родился в 1875 году, жил в деревне Верхняя Березовица. Невеста: мещанка Феофилла Андреева Яцкевич из деревни Осово. Шлюб в 1906 году в Смолевичской Николаевской церкви Борисовского уезда (НИАБ, фонд 136, опись 34, дело 187).

2. Жених: отставной унтер-офицер Франц Иванов Боцяновский, вдовец, из деревни Багуты. Невеста: мещанка Феодора Гаврилова Лашкевичева, вдова, из застенка Рутовино. Шлюб в 1879 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 769, опись 1, дело 6).

3. Жених: казенный крестьянин Франц Иосифов Боцяновский, родился в 1835 году, родом из застенка Рутовино. Невеста: деревни Задомля мещанка Ангела Францова Яблонская. Шлюб в Прилепской церкви 22 августа 1866 года. (НИАБ, фонд 136, опись 21, дело 17).

4. Жених: отставной рядовой Антон Осипов Боцяновский, родился в 1839 году, жил в застенке Рутовино. Невеста: минская мещанка Наталья Антонова Фрейман (?), православная, 41 год, первым браком. Шлюб в 1896 году в Прилепской церкви. . (НИАБ, фонд 136 опись 34 дело 290).

             Надо добавить, что в XIX-м веке среди поручителей на свадьбах у Ботяновских иногда встречались дворяне. Так, 22 августа 1866 года на бракосочетании Франца Иосифова Боцяновского, казенного крестьянина из деревни Рутовины, и Ангелы Францове Яблонской, мещанки из деревни Задомля, среди поручителей по жениху встречается дворянин из деревни Королёв Стан Иван Матвеев Бобровский. А 22 мая 1906 года на бракосочетании Стефана Иванова Ботяновского из деревни Верхняя Березовица и Феофиллы Андреевы Яцкевич, мещанки из деревни Осово, одним из поручителей по невесте являлся дворянин Верхней Березовицы Константин Осипов Валицкий. Все шлюбы (кроме последнего) заключались в Прилепской церкви.
Но вернемся непосредственно к самой истории рода…
В Ревизских сказках 1795 года все Ботяновские, проживавшие на территории церковного имения Прилепы, были внесены в крестьянский оклад, при этом в документах написано, что Ботяновские, проживавшие в Рудне, держали батраков.
Из Ревизской сказки 1816 года нам становится известно, что Ботяновские «доказывают дворянство».
Среди документов Казенной Палаты мною был найден следующий документ, датированный 1822 годом: Объявление, поданное в Минское Губернское Правление от «Минскаго Повета шляхтича Базылия Боцяновскаго».
Вместе с Объявлением сохранился и Дворянский Список 1822 года, где представлены семьи Ботяновских, проживавших в Рудне Прилепской и записанных в документе как чиншевая шляхта.
К сожалению, в самом Списке нет ссылок на какие-либо документы, подтверждающие шляхетство рода. Хотя в Объявлении, полученном Минским Губернским Правлением от «Минскаго Повета шляхтича базылия боцяновскаго», промелькнули слова: «с документами на дворянство покорнейше прошу принять», а также: «документы по разсмотрении мне возвратить». Может быть, кроме самого Списка документы на дворянство у Ботяновских все-таки были, но чиновники посчитали их недостаточными для получения дворянства, поэтому возвратили, а затем те затерялись где-нибудь в сундуке или на чердаке моих пращуров.
Указом Казенной палаты в 1823 году (сведения из Ревизской сказки 1833 года) Ботяновские были причислены к государственным крестьянам и в дальнейших ревизских сказках (1850, 1858-х годов) таковыми и числились.
Но в XIX веке среди «минских» Ботяновских встречаются не только государственные крестьяне. Так, в метрических книгах Смолевической Николаевской церкви (Борисовский уезд, 1885-1892, 1894-1897) мне повстречался Борисовский мещанин деревни Шпаковщина Исидор Илиев Боцяновский (впоследствии Борисовский мещанин застенка Дубовики). И Шпаковщина, и Дубовики находились (и находятся) сравнительно недалеко от селения Рудни, но я так и не смог выяснить, имел ли какое-нибудь отношение «борисовский мещанин» к «минским» Ботяновским.
В книге Д. Лисейчикова “Святар у беларускім соцыуме Прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839 г.г.” мне встретились два однофамильца:  Фома (Томаш) Ботяновский,  пономарь в церкви в м. Смолевичи Борисовского повета в  1816-1820-е годы и Ботяновский Мартин, администратор церкви в д. Губинка Гродненского повета (20.11.1818), викарий церкви в м. Озёры Гродненского повета (25. 02. 1837). При этом родство «моих» Ботяновских с пономарем Томашем из Смолевич весьма возможно.
И вот еще интересная информация по XIX веку: в списке парафиянов Сенненского костёла за 1854 год встречается писарь двора Антона Ваньковича Красная Гора Семён Ботяновский.
Среди Ботяновских в XIX веке встречаются и два унтер-офицера. Это Франц Иванов Боцяновский (1827 – 1897), который служил в Гренадерском полку младшим полковым писарем; в документах был также записан как унтер-офицер и отставной фельдфебель; жил в деревнях Рудня, Багуты, затем – в урочище Курганы.  И это Алексей Игнатьев Боцяновский  (1849 – ?), капральный унтер-офицер.
Унтер-офицеры Ботяновские встречаются и в годы Первой мировой войны (1914-1918):
Боцяновский Яков Игнатьевич. Ранен/контужен. Место рождения: Минская губ., Минский уезд, Острошицкая вол., н.п. Городецкая. Место службы: 119-й пехотный Коломенский полк. Ст. унтер-офицер. Данные из лазарета.
Ботяновский Сергей Петрович. Болен. Место рождения: Минская губ.,Минский уезд, Острошицкая вол., д. Рудня. Ст. унтер-офицер. Данные из лазарета.
Встречается также и фельдшер:
Ботяновский Григорий Осипович. Болен. Место рождения: Минская губ., Минский уезд, Острошицко-Городецкая вол., н.п. Рудни. Место службы: 25-й Сибирский стрелковый полк. Фельдшер. Данные из лазарета.
(Источник: http://gwar.mil.ru/heroes/)

Говоря о «советском» периоде, хотелось бы выделить двоих Ботяновских, чьи корни в Рудне Прилепской:

1. Семен Игнатьев Боцяновский. Родился в 1877 году. Был церковным старостой в Прилепской церкве. Репрессирован в 1930-е годы. 
Источник информации: Л. Моряков. Репрессированные православные священно-  и церковнослужители Беларуси (1917 – 1967). Maracou@ tut. by.

2.  Дорофей Киприанович Ботяновский. В 1943-44 годах был командиром партизанского отряда «Боец» в Вилейской области.
Источник информации: kdkv. narod. ru / Partizan 43/ PartS-02b. htm
               

7. Подведение итогов

Разумеется, делать окончательные выводы и ставить точку в исследовании фамилии – рано. Впереди: работа с инвентарями XVII и XVIII веков. Но, исходя их всего проработанного материала, подвести некоторые итоги на данном этапе работы (январь 2020 года) вполне возможно.
Итак, Ботяновские это белорусский род, известный на территории Минского повета, как минимум с середины XVIII столетия. В  XVIII веке «минские» представители данной фамилии фигурируют в документах  как «вольные», а также как бояре, земяне и стрельцы, то есть, скорее всего, Ботяновские в то время относились к категории вольных служилых людей. Среди Ботяновских встречается кузнец (в селении Малые Колодези), а также пономарь (в церкви в Смолевичах).
В большинстве случаев представители фамилии вступали в брак с хлебопашцами, жившими по соседству. Но неоднозначное социальное положение некоторых ветвей рода (бояре, земяне) способствовало заключению браков и с представителями «благородного» сословия. Так, в XVIII веке были случаи, когда Ботяновские вступали в брак со шляхтой (Скуратовичи, Заблоцкие, Горецкие); в XIX веке Ботяновские породнились со шляхтой из рода Волоховичей, Данейко, а также с дворянками из родов Рыдлевских и Загорских. Ботяновские женились также на мещанках из родов Яцкевичей, Лашкевичей и Яблонских (происходивших, скорее всего, из неутвержденной шляхты).
В XIX веке Ботяновские пытались и сами войти в ряды российского дворянства, однако безрезультатно. Представители старинного белорусско-литовского сословия бояр-земян, всё-таки имевшие некоторые привилегии во времена Речи Посполитой, потеряли свои права и во времена Российской империи растворились в общей крестьянской массе…

Афанасий Ботяновский, 7 января – 6 февраля 2019, январь 2020