Катерина

Гаррий Товстолит
Осень еще не вступила в свои права, но хуторяне торопились убрать урожай. Пожар гражданской войны дошел до Саратовской области.
 
Катерина была из семьи зажиточных крестьян, которые имели свои земельные угодья, где они работали, выращивая хлеб. Когда не хватало рук они нанимали людей, с которыми расплачивались зерном. В семье все работали кроме Мамушки, так ласково называли бабушку Меланию, которая смотрела за маленькими детьми. В семье главенствовал Никон и все безоговорочно подчинялись ему. Семья была дружная, как умели дружно работать, также умели дружно отдыхать. Пили самогон четвертями и веселье нередко заканчивалось дракой. Разгоряченные после пьянки мужики вываливались из избы и бежали на замерзший Хопер, где продолжали драку стенка на стенку.

У братьев Катерины по-разному сложились судьбы. Младший Иван ушел к Красным, а старший Степан был кадровым офицером в царской армии. Все его считали рассудительным, умным человеком. Третий брат Тихон тоже служил белогвардейцем. А муж Катерины Георгий был выходцем из бедной семьи и пошел в Красную армию.
Катерина неожиданно получила весть, что ее мужа Георгия видели в соседних селах в плену. Второпях одевшись, она побежала пешком искать его. Добравшись до села, она нашла белогвардейских казаков, они подвели ее к старшему офицеру. Катерина достала справку в которой было написано, что ее муж Георгий крестьянин и на стороне Красной армии, слезно умоляя отпустить его сама не понимая обстановки, а может быть и не знала, что было написано в той  справке по своей безграмотности. Знала только, что там было написано что-то важное в надежде, что это спасет ее мужа.

Офицер взял из ее рук эту бумажку, прочитал и сказал: «расстрелять». Ее повели в лес и как не умоляла солдата Катерина, что у нее трое детей, чтобы он ее пожалел, солдат лишь ответил: «твоего мужа расстреляли и с тобой разговаривать не положено».

Раздался выстрел……

Когда Катерина очнулась, она лежала на снегу без дорогих сапожек и пальто, золотых серег и обручального кольца на ней тоже не было. Она выбралась на дорогу и босая, раздетая побежала по промёрзшей мартовской слякотной дороге к дому.
Добравшись до дома в жару и беспамятстве, она упала на кровать. Ухаживать за ней было некому, кроме ее отца Никона. Он позвал знахаря и тот сказал, что у нее оспа. Все ее лицо покрылось волдырями, а сама лежала без сознания и бредила. Окна занавесили красными тряпками. Так прошло несколько месяцев пока она чудом не поднялась на ноги. За это время ее младший ребенок Сереженька умер. После болезни красивое лицо Катерины осталось покрыто оспинами и ее прозвали «Катька-рябая».
По распоряжению Советской власти в селе началась продразверстка. Забирали все продовольствие: зерно, хлеб, картошку почти у всех крестьян. Пришли раскулачивать и семью Гусевых. Никона увезли под конвоем на телеге. С ним забрали и кузнеца, который работал батраком в семье. Его обвинили в фальшивомонетчестве. Больше их никто не видел. Катерина с детьми погрузив пожитки на телегу покинули родной дом.