Вите река

Юта Витте 9
  Эта бурная порожистая река Вите впадает в одно из красивейших озёр Кольского полуострова - Имандру. Здесь когда-то было поселение исконных жителей этого   сурового северного края – лопарей (саамов). Жилищами им служили  тупы,  нечто среднее между чумом кочевника и русской крестьянской избой с деревянными стенами и  земляным полом.   Обогревались камельком - это недоделанная печка  без трубы, дым от которой выходил через дыру в потолке. Ловили рыбу в озере и реке, охотились на дичь и зверей, собирали грибы и ягоды. Но основным занятием было оленеводство. Олени – основа их жизни, еда,  одежда и покров для чумов.

  Недалеко от берега находился остров с названием Могильный - там хоронили ушедших из этого мира. Трудная и опасная жизнь с затяжными буранами и черными днями нескончаемой зимы  и коротким летом с незаходящим солнцем. Судьба  людей великой оленьей страны-Лапландии.

    Саамы были необыкновенно трудолюбивыми, стойко преодолевали все невзгоды севера,  честные, радушные. Дружили с трудовым русским населением. Вели полукочевой образ жизни: зимой  жили в тупах, остальное время  при выпасе оленей в тундре  в шалашах и вежах, покрытых оленьими шкурами.
Красивое это было место, окружённое сплошным лесным массивом,  на берегу прекрасного озера Имандра и впадающей в него бурной, порожистой реки Вите.
Время шло, и северный край полуострова  преображался: в 1916 году была сдана железная дорога,  которая имела огромное значение для развития  Кольского полуостров,  высоковольтная линия электропередач проходила недалеко от поселения саамов у  Вите реки.
 
       Строился  огромный металлургический комбинат в только что обоснованном городе Мончегорске,  ему был крайне необходимы  лесоматериалы. Решено было  на месте поселения  саамов открыть посёлок лесорубов. Место удобное: сплошной нетронутый лесной массив, озеро, по которому можно сплавлять древесину до  лесобиржи в городе. Дорог не строили,  спешили. Саамы вынуждены были переселиться в другие места лесотундры.

     Построили несколько деревянных домиков и назвали этот посёлок Вите губа.  Работа предстояла тяжёлой в условиях заполярного климата с продолжительными снежными зимами, короткого лета с изобилием  комаров и мошкары. Отбирали крепких и сильных мужчин. Мой отец как репрессированный в  годы раскулачивания  был направлен в этот посёлок вместе с женой и тремя детьми.

     Условия проживания - несколько семей в одной комнате. А так хотелось после всех житейских мытарств создать для семьи нормальные, человеческие условия. Он  сговорился с одним из лесорубов и они вместе построили дом на двоих на берегу этого озера.  Хорошая заработная плата, руководство поощряло денежными премиями их тяжёлый труд, появилась возможность покупать хорошие продукты, одежду, вещи. Посёлок расширялся, прибывали новые работники. Открыли школу, медпункт. Складывалась благополучная жизнь.

      В ноябре 1939 года мой отец и многие жители посёлка были призваны  на войну с Финляндией, которая длилась сто четыре дня.  Он благополучно вернулся с фронта в день,  когда я  родилась: в апреле 1940 года.  Кстати, об этой войне он ничего не говорил и не любил вспоминать.

      Отец назвал меня редким для того  времени именем  - Юлия. А в июне 1941 года началась война с Германией. Он ушел на защиту страны в первых рядах и был направлен в Лоухи на Карельский фронт. 20 сентября погиб.

  Я была слишком мала и не запомнила его лица, его рук. И было у него тоже очень  редкое библейское имя – Трифон. В память о нём я взяла псевдоним – Юта. А Витте? Да я же родилась в посёлке Вите губа, в этом чудеснейшем месте заполярного края! Прежние его  жители, вспоминая прожитые годы, так ласково произносили слово Витте – тянули бесконечно букву т. Такая благополучная и недолгая их жизнь прошла в этом крае, остались такие тёплые воспоминания.  Посёлок за долгие военные годы закрыли,  некому было работать в лесу, мужчины ушли на войну.

     Юта  Витте - память о погибшем отце и о месте, где он построил дом для счастья своей семьи. Но оно оказалось недолгим.

     Дети войны, их матери - вдовы,  вернувшиеся  из эвакуации и  пережившие  холод, голод,   оказались  в одном бараке с  репрессированными и высланными на  Крайний север жителей  из Вологодской и Новгородской областей.

     Я, маленькая   девочка,  вглядывалась в их лица с печальными глазами,  с каким - то безучастным и смиренным  взглядом. Мы тоже много пережили за эти четыре года войны: голод, холод, болезни. А что же с ними произошло? Об этом я написала повесть «Барак на улице Безымянный ручей», о том послевоенном лихолетье.

     С этой повестью меня пригласили на соискание национальной премии «Писатель года 2018». Я опубликовала в этом альманахе отрывок из повести «Силы небесные, помогите!». Пишу о том , что было в моей жизни или в жизни моих близких людей.

     Спасибо, если Вы заходите на мою страницу.
                С уважением,  Юта Витте 9.