Путь к себе. Главы 3, 4

Ирина Ребони
               
                Глава третья

Проснувшись в объятиях Андрея, на мгновение я почувствовала себя необыкновенно счастливой, но всего лишь на мгновение. Потом все вспомнила и осторожно, чтобы его не разбудить, выскользнула из постели. Оглянувшись, увидела, что он смотрит на меня - сосредоточенно и недобро. Вряд ли мой ответный взгляд был теплее. Ничего не сказав, он отвернулся, а я вышла из спальни. За завтраком мы были немногословны, вели себя, как вежливые незнакомцы. По дороге в аэропорт вообще молчали, но, оказавшись в зале отлета, не сговариваясь, нацепили на лица благожелательные маски.
Рейс два раза задерживали, так что прощание затянулось. Олег предлагал нам вернуться домой, но мне хотелось дождаться отлета, Андрей не возражал. Наконец, была объявлена посадка на рейс до Москвы. У меня скатилась пара слезинок. Сын нежно меня обнял.

- Мамочка, не переживай! Мы регулярно будем общаться по скайпу, так что ты сможешь меня не только слышать, но и видеть.

- Но я не смогу погладить тебя по головке, - сказала я, гладя его по волосам, - и поцеловать в щечку, - добавила я, чмокая его в щеку.

Олег прыснул.

- Мама, я уже давно не маленький.

- Ласковые прикосновения и поцелуи нужны не только детям, - со значением произнес Андрей. – К счастью, у тебя для этого есть Лиза.

- А у тебя мама.

- Да, - после небольшой паузы хмуро подтвердил мой муж, мой бывший муж.

На обратном пути он то и дело посматривал на часы.

- Ты куда-то торопишься?

- В двенадцать у меня теннис, нужно еще заехать домой переодеться. Куда тебя подвезти?

- Я тоже домой.

- Неужели весь день собираешься провести дома?

- Нет. Днем у меня встреча насчет работы, а потом, наверное, заеду к Нине, и мы с ней куда-нибудь сходим.

- Хороший план, - безучастно произнес он, даже не поинтересовавшись, с кем я встречаюсь насчет работы.

Впрочем, я бы ему все равно правды не сказала, отделавшись какой-нибудь отговоркой.  Раскрывать карты еще рано. Мне не хотелось устраивать перебранку перед встречей с Крутовым. Выяснение отношений в очередной раз было отложено.

- Значит, семейного обеда сегодня не будет?

- Не будет.

- Ничего, как-нибудь перекантуюсь.

- Не сомневаюсь.

Такой разговор доброжелательным не назовешь, но когда он сообщил, что вернется поздно, так как идет на бал, меня захлестнуло бешенство, хотя о его планах мне было давно известно. Я еле сдержалась, чтобы не засыпать его обвинениями, обойдясь лишь ехидным пожеланием:

- Желаю Прекрасному Принцу встретить на балу свою Золушку! – Не так уж давно представить такой разговор было невозможно, но теперь это было в порядке вещей.

Когда Андрей ушел на тренировку, я позвонила Рае. Мы с ней познакомились три года назад в больнице. Проведя в одной палате около месяца, мы невольно сблизились. Она тоже восстанавливалась после аварии, которую сама и спровоцировала, не справившись с управлением автомобилем на скользкой дороге. Инициатива продолжения нашего знакомства после выписки из больницы исходила от нее. Это она регулярно мне звонила и устраивала встречи. Андрей считал ее вульгарной и неразборчивой в связях. Отчасти он был прав. Рая на десять лет старше меня, но ее одежда и макияж подчас выглядят вызывающе, в речи проскальзывают крепкие словечки, да и бойфрендов она меняет слишком часто. Только познакомившись с ней поближе, я смогла оценить ее по достоинству. Веселый нрав, жизнелюбие и доброта полностью искупали ее многочисленные недостатки, так что со временем я прониклась к ней самыми лучшими чувствами.

Кроме того, она обладала незаурядной деловой хваткой, став владелицей лучшего в городе салона красоты под названием «Афродита», который я изредка посещала. Теперь буду делать это чаще. Я ей позвонила и сказала, что хочу привести себя в порядок.

- Когда и в каком объеме? – деловито осведомилась она.

- Сейчас.

- По полной программе?

- А сколько времени займет полная программа?

- Не меньше шести часов.

- Не годится. Давай, сегодня займемся только тем, что торчит из одежды.

Рая рассмеялась.

- Значит, это не любовное свидание. Хотя, что с тебя, по уши замужней, взять?

- Это деловой обед, и я хотела бы хорошо выглядеть.

После всех процедур я и впрямь выглядела хорошо – свежее лицо, блестящие волосы и безупречные маникюр и педикюр. Я надела светло-голубой костюм, который купила к Настиной свадьбе, и изящные туфли на высоких каблуках.

- С кем бы ты сегодня ни встречалась, - на прощание сказала Рая, - он будет покорен!

- И примет меня на работу, - весело добавила я, - и назначит высокую зарплату.

- Это как минимум.

Я подъехала к ресторану в начале четвертого, опоздав на несколько минут. Ресторан «Мираж» располагался на первом этаже одноименной гостиницы. Это было величественное здание, построенное недавно, но задуманное и исполненное в классическом стиле, так что оно очень органично вписалось в исторический центр города, где уютные симпатичные домики девятнадцатого века соседствовали со сталинскими громадами. Зауральск был интересным и самобытным городом с давней историей и надеялся рано или поздно войти в число городов-миллионников, но пока до этого было еще далеко.

Денис Сергеевич, как и обещал, прогуливался возле входа в ресторан. Увидев подъехавшее такси, он остановился. Я тем временем расплатилась с водителем и вышла из автомобиля. Окинув меня беглым взглядом, Крутов сделал несколько шагов в сторону, потом развернулся и, улыбнувшись, пошел мне навстречу.

- Здравствуйте! – радостно воскликнул он. – Дина Владимировна, за последнюю неделю вы здорово изменились, я вас не сразу узнал.

Я протянула ему руку, и он, вместо того чтобы ее пожать, поднес к губам.

- Очень рад вас видеть. Вы потрясающе выглядите. – Он умел быть галантным.

Мы вошли в ресторан. Радушный хозяин пояснил, что помимо основного зала ресторан имеет несколько банкетных, но он выбрал для нас место в главном зале. Интерьер мне понравился – неброский, но приятный глазу. Он одинаково хорошо подходил как для праздничных мероприятий, так и для приватных встреч. Крутов выбрал для нас стол, расположенный в уютной нише. Он был уже накрыт – несколько бутылок с напитками и всевозможные закуски. В центре стола стояла узкая вазочка с желтой розой. Мы разместились напротив друг друга.

- Я взял на себя смелость заранее заказать закуски, но вы, на всякий случай, ознакомьтесь с меню. Может, захотите еще чего-нибудь.

На столе было такое изобилие, что больше ничего не требовалось. Мы только выбрали горячее и сделали заказ.

- Рома, - обратился Денис Сергеевич к официанту, - я скажу, когда подавать горячее, а с остальным мы сами справимся, так что не беспокойте нас.

Когда официант отошел, я рассмеялась.

- Тоже не люблю, когда стоят над душой и постоянно что-то подливают или подкладывают.

Мы выпили по бокалу белого вина за возобновление знакомства.

- Сегодня замечательный день, - вдруг сказала Крутов, - какой-то радостный. Вам так не кажется?

- Нет. – У меня на глазах выступили слезы.

- Что же случилось сегодня? – тихо спросил он.

- Сегодня утром мы проводили сына в Москву.

- Надолго?

- Он уехал туда жить. Ему предложили хорошую работу.

- Кто он по специальности? И сколько ему лет?

- Программист. Двадцать семь лет. Его жена социолог, и тоже уже нашла работу в Москве.

Денис Сергеевич тяжело вздохнул.

- Вам повезло. Моему старшему сыну тридцать, а он до сих пор не может определиться – ни в личной жизни, ни в профессии, так что радуйтесь и за себя, и за своего ребенка. Кстати, помнится, у вас еще есть дочь.

- Да. Ей всего двадцать, но два месяца назад она вышла замуж и уехала жить в Германию.

Настин муж Алекс родом из Зауральска, из семьи русских немцев. Его увезли в Германию, когда он был еще ребенком, но здесь остались родственники, и он регулярно их навещал. Полгода назад, когда я была в больнице, Алекс тоже оказался там, зашел проведать свою тетушку. Несколько дней после операции я была в тяжелом состоянии. Не выдержав психологической нагрузки, Настенька как-то выскочила из палаты и, остановившись у окна в коридоре, тихо плакала. Алекс ее заметил и подошел. Так все и началось. Он на десять лет старше Насти. У него свой бизнес в Германии, небольшой, но вполне успешный. Пока они живут в съемной квартире, но уже подыскивают дом. Когда обоснуются на новом месте, мы съездим к ним. Мы? Кто «мы»?

От второго брака у Крутова были еще два сына – четырнадцатилетние двойняшки. По его словам, они совсем не похожи друг на друга, ни внешне, ни характером. Единственное, что их объединяет, это склонность к проказам. Рассказывая об этом, Денис Сергеевич улыбался. Легко улыбаться, подумала я, когда эти проказники живут в другом городе. Разговор о детях был незатейливым, но очень теплым и дружеским. Незаметно мы расправились с большей частью закусок и горячим. В ожидании десерта я перевела разговор в деловое русло.

- Денис Сергеевич, хотелось бы узнать поподробнее о вашем предложении. Что входит в обязанности технического консультанта?

Он немного замешкался с ответом.

- Понимаете, - начал он, - должностной инструкции пока нет. Вы со временем ее и напишете.

- Думаю, мне это не подойдет, - огорченно сказала я. – Я ведь не так просто ухожу с завода, а из-за того, что оказалась в неловкой ситуации. Не хочу во второй раз наступать на те же грабли.

Я рассказала ему, как на три года задержалась на придуманной должности.

- У меня есть знания и опыт, и я хочу пустить их в дело, а не придумывать, чем бы себя занять.

- Вы меня не так поняли, - прервал он мои излияния. – Должностной инструкции нет, но дел-то полно. И не думайте, что я придумал эту должность в тот миг, когда встретил вас на прошлой неделе. Эта мысль появилась у меня несколько месяцев назад, но конкретного кандидата на эту должность не было. Когда я вас встретил, все сложилось.

Он начал рассказывать о моей будущей работе с таким воодушевлением, что невольно увлек и меня. В его хозяйстве помимо холдинга имелось множество временных объектов и предприятий. Некоторые из них в его хозяйстве надолго не задерживались, одни модернизировались и продавались, другие разделялись на части, третьи ликвидировались. Разумеется, решение, как поступить  с тем или иным объектом, решалось не с бухты барахты. Привлекались эксперты, соответствующие поставленной задаче. До сих пор подбору экспертов уделяли недостаточно внимания, в результате чего частенько натыкались на дилетантов или попросту на недобросовестных людей. В обязанности технического консультанта будет входить подбор экспертов и курирование их работы.

- Вы справитесь, - уверенно заявил Крутов, - тогда мы с вами три дня плотно общались на технические темы, а я умею отличать профессионалов от дилетантов.

Были еще интересные задачи, и я загорелась. Уже давно работа не вызывала у меня энтузиазма. Может, теперь это изменится? Затем Денис Сергеевич озвучил предлагаемую зарплату.

- Так много? – вырвалось у меня.

Он рассмеялся.

- А вот сейчас вы ведете себя непрофессионально. Нужно уметь себя продавать. И не думайте, что я делаю вам какую-то поблажку. В моей фирме все специалисты такого ранга получают подобную зарплату.

- Учту, - улыбнулась я, - просто у меня нет подобных навыков. Всю жизнь работала на одном заводе.

Еще он сказал, что у меня будет личный кабинет в его офисе, свой рабочий день я буду планировать сама, за исключением особых случаев, и других начальников кроме него, у меня не будет. В общем, не работа, а мечта. Я приняла его предложение, пообещав, что в понедельник подам заявление об уходе.

Повестка дня была исчерпана – мы отлично пообедали и договорились о совместной работе. Поблагодарив его за обед, я стала подниматься.

- Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку, - попросил он.

Я послушно села.

- Вы сегодня вечером свободны? – последовал неожиданный вопрос.

Мои мысли суетливо заметались. Неужели он, сделав мне выгодное предложение, теперь потребует расплаты? Но тут же я себя одернула. Размечталась! Богатые мужчины предпочитают роскошных моделей, а не замученных жизнью женщин под пятьдесят. И, вообще, его вопрос может быть как-то связан с будущей работой.

- На сегодняшний вечер особых планов нет, - после небольшой паузы ответила я.

- Отлично! – радостно воскликнул Денис Сергеевич. – Приглашаю вас составить мне компанию на губернаторском балу. Там будет присутствовать вся деловая элита города. Я кое с кем вас познакомлю, в дальнейшей работе это пригодится.

У меня дыхание перехватило от его приглашения. Ведь там будет Андрей! Что ж, я совсем не против столкнуться с ним лицом к лицу. Пора выяснить отношения до конца. То-то сюрприз ему будет. Но что надеть? В моем гардеробе было несколько приличных платьев, но ни одно из них не дотягивало до звания вечернего.

- У меня нет подходящего платья, - пробормотала я, - а там ведь наверняка дресс-код.

- Да, вечерние платья и смокинги обязательны, на то и бал. Но переживать не о чем. До бала еще два часа, так что вы вполне успеете купить подходящее платье и переодеться. Могу выдать аванс в счет будущей зарплаты.

- Этого не требуется, - улыбнулась я.

Через двадцать минут он уже знакомил меня с заведующим отделом в торговом центре – стройным мужчиной лет сорока.

- Вы владеете и этим торговым центром? – изумленно поинтересовалась я у своего будущего работодателя.

- Только частично, - скромно уточнил он.

Сдав меня на руки заведующему и выяснив мой домашний адрес, Денис Сергеевич удалился, чтобы успеть заехать домой и переодеться. А я занялась выбором наряда для первого в моей жизни настоящего бала. Обычно я не люблю, когда продавцы лезут с советами, но в данном случае помощь настоящего профессионала помогла мне выбрать из десятка платьев то, единственное. Стоя перед зеркалом, я не узнавала себя. Длинное серебристое платье с высоким разрезом обтягивало меня, как вторая кожа, что поначалу вызвало у меня сомнения, но меня заверили, что с моей фигурой можно позволить и не такое. Серебристые босоножки на высоком тонком каблуке дополняли этот сказочный наряд.

Я вошла в свою квартиру в пятнадцать минут восьмого. Андрея дома не было. На всякий случай, я заглянула в шкаф – его единственный смокинг отсутствовал. Значит, он уже отправился за своей спутницей – «Раисой Григорьевной». А вдруг он и впрямь пригласил эту мегеру? Тогда  под ручку с Крутовым я буду выглядеть довольно глупо. Хотя вероятность того, что он добровольно согласился провести вечер в компании главбуха, близка к нулю.

В моем распоряжении оставалось всего полчаса, так что я быстро приступила к делу – приняла душ и подправила профессиональный макияж, который мне сделали в «Афродите». Я уже наносила последние штрихи, когда раздался телефонный звонок – Денис Сергеевич сообщал, что машина ждет меня возле подъезда. Попрыскав на себя любимой туалетной водой, я прихватила маленькую театральную сумочку и сделала очередной шаг в новую жизнь. Что принесет мне сегодняшний вечер?

Выйдя из подъезда, я увидела роскошный автомобиль и стоящего рядом с ним Крутова. Даже в идеально подогнанном по фигуре светлом смокинге он напоминал буйвола, правда, буйвола облагороженного, почти ручного. Ощутив, как легкий ветерок ласкает мои обнаженные плечи, я впервые по-настоящему осознала, что наступило лето, хотя в последние дни не раз замечала и ясное голубое небо, и яркое солнышко.

Денис Сергеевич быстрым шагом подошел ко мне и, протянув руку, помог спуститься по ступеням.

- Вы выглядите фантастически! – хрипло произнес он. – Именно фантастически! И это не синоним слову «прекрасно». Кажется, что вы прилетели на нашу грешную Землю с другой планеты. Ваши глаза такие же серебристые, как и ваше платье.

Чтобы избавиться от смущения от столь пылкого комплимента, я решила его поддеть.

- Да вы настоящий поэт!

После моего замечания он немного пришел в себя.

- Не скрою, поэзию я люблю, но сам стихов не пишу. И не нужно надо мной насмехаться. Что с меня взять, если за сегодняшний день своим появлением вы дважды меня нокаутировали?

Мы подошли к автомобилю. За рулем сидел шофер, к счастью, без униформы, а то все выглядело бы уж слишком пафосно.

- Вы где предпочитаете сидеть – впереди или сзади? – спросил Крутов.

- Сзади.

Он помог мне разместиться на заднем сидении, а сам сел рядом с водителем, что мне понравилось. Если бы мы сидели рядом, это выглядело бы слишком интимно, а ведь у нас не свидание, а что-то вроде деловой встречи. Вообще, это совместное мероприятие для меня было чем-то из ряда вон выходящим. Я впервые за долгую жизнь куда-то отправлялась с чужим мужчиной, не с Андреем. В этом было что-то неправильное и, в то же время, интригующее.

Губернатор давал бал в помещении оперного театра. Программой была предусмотрена торжественная часть, концерт, а уж потом настоящий бал – с танцами и буфетом. Еще собирались провести аукцион в пользу местного краеведческого музея. Нина уже несколько лет его возглавляла. Окончив технический ВУЗ, она не нашла в приобретенной специальности применения своим творческим силам и получила второе высшее образование – искусствоведческое, сконцентрировав свои интересы на изучении местных народных промыслов. Она была лучшим экспертом в этой области, вела научные изыскания, но диссертацию, над которой работала долгие годы, пока не защитила. Свою личную жизнь она так и не устроила и после смерти родителей одиноко жила в том уютном добротном доме на берегу Кунги, с которым у меня было связано так много приятных воспоминаний.

По идее, Нина должна была присутствовать на этом балу, но она отказалась. Сказала, что не хочет унижаться и выпрашивать подачки у богатеев, как получится, так и получится. Мы уже несколько дней не созванивались, и я не знала, не передумала ли она. Хотя, вряд ли. У нее очень твердый характер, и она редко меняет решения.

Мы немного опоздали и, когда вошли в фойе, звучал уже третий звонок. Поскольку наши места располагались в ложе, мы никого не побеспокоили кроме своих соседей. Это были две супружеские пары. Один из мужей был банкиром, второй высокопоставленным чиновником в мэрии. Обе жены выглядели очень эффектно и значительно моложе своих мужей. Денис Сергеевич вполголоса официально меня представил:

- Дина Владимировна Громова, мой технический консультант.

Несмотря на полумрак, я заметила на лице банкира понимающую улыбку. Видимо, он не поверил, что у меня действительно такая должность. Ну, и пусть. Наша ложа была ближайшей к сцене, отсюда было удобно наблюдать не только за происходящем на ней, но и за оркестровой ямой. Но я почти ни за чем не следила, внимательно рассматривая партер и ложи напротив, однако Андрея со спутницей так и не разглядела. После торжественной части начался концерт, который меня захватил. Были задействованы лучшие силы театра, как балетной труппы, так и оперной. В завершение выступила популярная музыкальная группа, которую встретили, на мой взгляд, уж слишком восторженно.

После концерта мы отправились в репетиционный зал, где проводился аукцион. Было представлено всего около тридцати лотов – картины, ювелирные изделия, изделия народных промыслов и прочее. Я сразу заметила картину Нининого отца – романтический осенний пейзаж и остановилась. Заметив мое внимание, Денис Сергеевич спросил:

- Нравится?

- Нравится. Не знала, что Нина выставила его на торги.

- Нина?

- Нина – дочь художника и моя подруга. К тому же, она директор краеведческого музея, в пользу которого и проводится этот аукцион.

Он стал оглядываться по сторонам.

- Так, познакомьте меня с ней!

- Вообще-то вы с ней знакомы. – Я напомнила ему о нашей прошлой встрече. – А сегодня пообщаться не получится. Ее нет здесь. Она творческий человек и избегает мероприятий, связанных с деньгами.

- Это, по крайней мере, неразумно, - недовольно пробурчал Крутов. – Если она руководитель, то должна, прежде всего, думать о деле, а не о каких-то женских глупостях.

Его шовинистическое замечание меня задело.

- Мы все такие, какие есть, - резко сказала я, - а не такие, какими должны быть.

- Верно, - нехотя согласился Денис Сергеевич. – Извините, если я обидел вас и вашу подругу.

А он покладистый! – удивилась я, - и совсем не напоминает буйвола, который прет напролом, не замечая препятствий.

Вскоре начались торги. В репетиционном зале собралось не больше пятидесяти человек, хотя на бал было приглашено несколько сотен. Похоже, далеко не всех интересует судьба музея, и далеко не все готовы раскошелиться во имя благого дела. Торги шли довольно вяло, но когда дело дошло до картины Василия Травникова, ситуация изменилась. Желающих ее приобрести набралось около десятка. Впрочем, большинство быстро сошли с дистанции, но трое задержались. Разумеется, в этой борьбе победил Крутов, выложив за картину Нининого отца весьма внушительную сумму. Я заметила злобную гримасу на лице одного из проигравших, когда он был вынужден отказаться от борьбы. Кажется, это был владелец сети закусочных, заполонивших не только весь город, но и всю область. Впрочем, я могла и ошибиться. Денис Сергеевич со столькими меня познакомил, пока мы дожидались начала аукциона, что я совсем запуталась. Надо сказать, что я потеряла счет и понимающим улыбкам, когда он меня представлял. А улыбка этого типа в темных очках показалась мне особенно гнусной. Похоже, появившись на светском мероприятии в компании Крутова, я здорово подмочила свою репутацию. Впрочем, к чему она мне теперь?

- Может, вернем эту картину вашей подруге? – неожиданно спросил мой спутник.

- Нет, что вы! – испуганно отказалась я. – Нина не принимает подачки.

- А подарки?
- Не тот случай. Да вы не беспокойтесь. Ее отец был очень плодовитым художником, так что у нее осталась обширная коллекция. И вообще, на его картины должна любоваться не только родная дочь, но и другие люди.

Денис Сергеевич выглядел очень довольным.

- Значит, эта картина будет висеть в вашем новом кабинете.

- Но…

- Никаких «но»! Картина принадлежит мне, офис тоже, так что никаких проблем.

- Спасибо, - улыбнулась я, - мне будет приятно смотреть на нее в минуты отдыха.

Денис Сергеевич подошел к распорядителю торгов и попросил, чтобы картину доставили в его офис.

- А теперь нам пора подкрепиться.

- Пожалуй, - согласилась я. – Обед был замечательным, но воспоминания о нем постепенно стираются из памяти желудка.

Он рассмеялся и предложил пройти на третий этаж, якобы там есть небольшой буфет для избранных, о котором знают немногие, и который открывают только в исключительных случаях

- Я сегодня обрушил на вас слишком много новых знакомств, - виновато произнес Денис Сергеевич, - так что не помешает отдохнуть.

- Это точно, - с воодушевлением подтвердила я.

- А после ужина потанцуем, - предложил он, когда мы уже поднимались на третий этаж. - Согласны?

- Конечно! – радостно откликнулась я. – Давно не танцевала, да еще на настоящем балу.

По дороге мы встретили еще несколько его знакомых, но он обходился приветственными кивками, не останавливаясь и не представляя меня, за что я была ему благодарна. Я мимоходом подумала, что вряд ли встречу здесь Андрея, слишком много народу, слишком много различных закутков. Может, это и к лучшему. Я не представляла, как себя поведу, и как поведет себя он, если мы случайно столкнемся. Но это все-таки произошло.

Мы подошли к распахнутой двери в эксклюзивный буфет и столкнулись с выходящей из него парой. Это были Андрей и Инна. В смокинге он выглядел, как настоящая голливудская звезда, и Инна ни в чем ему не уступала. Похоже, общение с моим мужем пошло ей на пользу, правда, ее платье больше подошло бы для ночного клуба, чем для губернаторского бала, но, возможно, это мои ревнивые придирки. Эта встреча не была неожиданной, но вряд ли к такому можно подготовиться заранее. Мое сердце сжалось от жгучей боли.

Андрей не сразу меня узнал.

- Дина? – изумленно уставился он на меня. Затем в его глазах загорелась ярость, и он, схватив меня за плечи, начал трясти. – Дина! – злобно шипел он. – Что ты здесь делаешь?! Как…

Закончить фразу он не успел. Денис Сергеевич отреагировал молниеносно, и через секунду Андрей на огромной скорости отлетел к стене. Андрей был выше, но в Денисе Сергеевиче чувствовалась такая мощь, какая Андрею и не снилась. Я сразу пришла в себя и взяла своего защитника под руку.

- Не стоит связываться, Денис Сергеевич, - спокойно произнесла я. – Это всего лишь мой муж со своей любовницей. Не будем им мешать.

На пороге я оглянулась. Картина позади нас была удручающей. Андрей неловко поднимался с пола, Инна с глупым видом застыла на прежнем месте, а несколько человек с любопытством взирали на последствия неожиданного происшествия.  И я вдруг с ужасом осознала, что мне хочется броситься на помощь бывшему мужу. От старых привычек не так-то легко избавиться. Я отвернулась и под руку со своим спутником вошла в кафе.

 
                Глава четвертая

Я была признательна своему будущему работодателю за сегодняшний вечер. Почему-то не ожидала, что он окажется таким чутким и деликатным. Когда мы разместились за столиком в маленьком и уютном театральном кафе, он обошелся всего двумя вопросами.

- Вы знали об измене мужа?

- Да. Со среды.

- И никак себя не выдали?

- Из последних сил держалась. Не хотела устраивать разборки до отъезда сына.

После той молниеносной драки я чувствовала себя взвинченной, а сердце просто разрывалось на части. Чтобы отвлечь меня от тяжелых мыслей, Денис Сергеевич стал рассказывать о своих браках. В его рассказе были не только голые факты, но и его мысли, и переживания. Почему он доверился практически незнакомому человеку? Неужели мой вид был настолько плачевным, что он решил пустить в ход тяжелую артиллерию? Если так, то его расчет оказался верным. Его история так меня захватила, что на время я забыла о своих проблемах. Особенно меня заинтересовал его брак с Верой. В отношениях супругов любовь и разочарования шли рука об руку, а то, как она исчезла, наводило на тревожные мысли. Нет, я не верила, что Крутов причастен к ее исчезновению, но, все же, у следствия были основания постоянно таскать его на допросы.

Когда повествование закончилось, я чувствовала себя несколько ошарашенной и едва нашла в себе силы поблагодарить за оказанное доверие.

Денис Сергеевич усмехнулся.

- Это мне надо вас благодарить. Давно хотелось выговориться, но не перед кем. Вокруг слишком много завистников и конкурентов, которые могут любой, даже незначительный факт использовать мне во вред. – Затем улыбнулся. – А вы умеете слушать. Очень редкое качество. Чем теперь займемся?

Танцевать расхотелось, возвращаться домой и общаться с Андреем (вдруг он уже вернулся?) я была еще не готова. В голове царил полный сумбур – собственные проблемы смешались с недавно рассказанной историей, образовав неудобоваримую смесь. Нужно было разложить все по полочкам, и я предложила прогуляться вдоль реки. Денис Сергеевич с энтузиазмом поддержал мое предложение, подозвал официанта, и через несколько минут нам принесли пакет, в котором уместились бутылка сухого вина, фрукты и пара стаканов.

Бал еще не закончился, так что, направляясь к выходу через фойе, мы то и дело натыкались на танцующие нарядные пары, но у меня не появилось желания присоединиться к ним. Серой пелены перед глазами не было, я все отчетливо видела и понимала, но почему-то все казалось нереальным. Только на улице я по-настоящему вернулась в действительность. Стало прохладно, и я невольно поежилась. Тут же Денис Сергеевич набросил мне на плечи свой смокинг.

Роскошный автомобиль с водителем за рулем ждал нас возле театра, и вскоре мы оказались на берегу Кунги. Я сразу скинула босоножки и босиком прошлась по песку. Тот уже успел остыть, так что я быстро замерзла, и мы в вечерних нарядах разместились на байковом одеяле, которое Денис Сергеевич прихватил из автомобиля. Неподалеку компания молодежи жарила шашлыки, и до нас доносился аппетитный запах. Звучала музыка, громкие голоса. Мы пили вино, любовались звездами и говорили обо всем подряд, даже экологию затронули. Захламленный берег реки навел нас на эту тему. Это было удивительно. Мы вели себя, как давние и близкие друзья, понимали друг друга с полуслова. Иногда один начинал предложение, а второй его заканчивал. Да, это было удивительно.

Когда вино закончилось, мы стали собираться в обратный путь. И вот, в половине первого ночи мы остановились возле моего дома. Окно в гостиной было освещено. Значит, объяснение состоится сегодня, и это хорошо. Продолжать агонию уже нет сил. Пришло время для решительных действий.

- Может, вам нужна поддержка? – спросил Денис Сергеевич, заметив мой взгляд, устремленный на освещенное окно.

- Нет. Сама справлюсь. Мой муж, мой бывший муж, не склонен к насилию.

Пообещав позвонить, когда разберусь с прежней работой, я поблагодарила его за приятный вечер и направилась к подъезду.

- Дина Владимировна, звоните мне в любое время, если вам понадобится помощь или совет, - сказал он мне в спину.

Я обернулась.

- Спасибо.

На высоких каблуках, да еще под хмельком, забираться на третий этаж было затруднительно, но я с этим справилась и, расправив плечи, вошла в квартиру. Чтобы не растерять решимость, не задерживаясь в прихожей, я направилась в сторону гостиной, но заходить в нее не стала, а остановилась на пороге. Андрей в джинсах и футболке сидел на диване перед включенным телевизором, только вряд ли он его смотрел. На левой скуле красовался кровоподтек, а глаз еле открывался.

- Привет! – бросил он. – Шикарно выглядишь!

Голос у него был каким-то тусклым, и мне вдруг стало жаль его.

- Ты лед к ушибу прикладывал? В холодильнике есть.

Он от моих слов отмахнулся и обвиняющим тоном произнес:

- Ты никогда ТАК не выглядела!

Я все-таки отправилась на кухню и вскоре вернулась с пакетом льда. Андрей недовольно передернул плечами, но лед все-таки взял. Однако это его не сбило с прежней мысли. Он продолжил с того, на чем остановился.

- Да, ты никогда ТАК не выглядела! Собираясь куда-то со мной, ты доставала из шкафа первое подвернувшееся платье и, не глядя в зеркало, закалывала волосы в пучок.

- Тебе не нравилось то, как я выглядела?

- Не в этом дело. Просто тебе на меня всегда было наплевать! А для своего богатого любовника, ишь, как расстаралась!

Я собиралась разговаривать с ним спокойно, но его высказывание меня взбесило.

- Он мне не любовник! Тебе об этом прекрасно известно. Не нужно о других судить по себе. Могу тебя проинформировать: Крутов – мой будущий работодатель. Я тебе говорила, что сегодня встречаюсь насчет работы, но тебя подробности не заинтересовали. А разоделась я так потому, что, во-первых, впервые направлялась на настоящий бал, а, во-вторых, знала, что ты там будешь со своей любовницей! Не хотела ударить в грязь лицом.
         
- И кто же тебе донес, что я буду там с любовницей? – скривился Андрей.
         
- Никто. Сама догадалась. Кандидатура Раисы Григорьевны показалась не слишком правдоподобной. И не нужно переводить стрелки! Это ты при живой жене появился перед всем городом под ручку со своей шлюхой! Ты меня унизил! Так вот, жены у тебя больше нет! На следующей неделе я подам на развод.

- Инна – не шлюха! – вдруг взвился он. – Она – моя возлюбленная. Да, она наделала немало ошибок и пока ничего в своей жизни не добилась, но она молода, и все у нее впереди. А мне даже нравится, что она неидеальная, а живой человек со своими слабостями и недостатками. Мне надоело жить с женщиной, которая решила до старости изображать из себя пай-девочку!

У меня дыхание перехватило от обиды.

- Я ничего не изображала, - тихо сказала я, - я и была пай-девочкой, но теперь это в прошлом.

Андрей вошел в раж и меня не слушал. Я решила дать ему высказаться. Возможно, это наш последний откровенный разговор.

- Господи, да кем ты себя возомнила! Я впервые за двадцать пять лет сделал ошибку, кстати, тут же в этом раскаялся и решил все забыть, как кошмарный сон. Но тут появились эти фотографии. Когда я узнал, что именно из-за них ты угодила под грузовик, сам чуть не умер. Все пытался вымолить твое прощение. Почему ты тогда со мной не развелась? Нет, ты меня якобы простила, иногда даже снисходила до близости со мной. А я, как дурак, радовался любой подачке, все надеялся, вот, сейчас все наладится. Какое там! Ты превратила мою жизнь в ад! Ко всему цеплялась. Даже то, что я слежу за своей внешностью, тебя бесило. Неужели было бы лучше, если бы я был беззубым, морщинистым и с толстым брюхом? А таких среди наших ровесников полно! Нечего ответить? – Андрей говорил все более эмоционально, а у меня все сильнее сжималось сердце. – Ты знала, насколько важным для меня было назначение на должность главного инженера, - продолжил он. - Раньше по гораздо более мелким поводам ты устраивала вселенский праздник, а тут обошлась сухим «поздравляю». Я и это стерпел. С новой должностью появились и новые обязанности. Мне часто приходилось посещать всевозможные официальные мероприятия. Туда принято приходить с женами, но ты все мои предложения отвергала, и я научился, очень хорошо научился, выкручиваться, каждый раз объясняя твое отсутствие. Неизвестно, на что я надеялся, но все же надеялся как-то исправить ситуацию. Когда ты во второй раз попала в больницу, и это явилось последствием той аварии, я места себе не находил. Считал, что за это ты еще больше меня возненавидела.

- Это не так, - пискнула я, но он опять меня не слушал.

- Я мечтал вместо тебя оказаться на операционном столе, но, увы, это было не в моих силах. Помню, как-то полчаса изводил продавщиц, пытаясь составить самый прекрасный и необычный букет, чтобы тебя порадовать. И что? Я принес букет, ты едва взглянула на него и, небрежно махнув рукой, сказала: «Поставь куда-нибудь». – Неужели я действительно так себя вела? – Я вышел из больницы, полностью опустошенный  и случайно встретил Инну. Она сразу заметила, в каком я состоянии, и здорово поддержала меня. Мы зашли с ней в кафе, и я впервые за многие месяцы немного оттаял. Потом было еще несколько невинных встреч, после чего мы сблизились. И это была не просто похоть! - повысил он голос, - как ты наверняка решила, а настоящая духовная близость, которой прежде у меня ни с кем не было. Мне с ней очень хорошо.

Как жестоко с его стороны говорить мне такие вещи, но он продолжал.

- Не знаю, почему не разрывал с тобой отношения, наверное, подспудно продолжал на что-то надеяться, поэтому твоя фраза «хочу исправиться» прочно засела у меня в голове.

- Так прочно, что ты тут же отправился на свидание?

- Да! Не хотел в очередной раз попасть впросак, столько раз приходилось разочаровываться. Но твоя коварная фраза продолжала верещать у меня в голове, и я решил воспользоваться неожиданным шансом. Мы с тобой вместе оформляли альбом, потом был праздничный ужин. Ты заснула в моих объятиях! А что наутро? Такое же отчуждение и пренебрежение. Как ты это объяснишь? Ты ведь тогда еще не знала об Инне.

- Знала. Со среды знала. В среду пришла домой пораньше. Ты оставил свой мобильник в прихожей. Сработал автоответчик, и я услышала, что тебе сказала Инна. И ее голос, конечно, узнала.

Он бросил на журнальный столик пакет с тающим льдом и вскочил.

- Тогда к чему был весь этот спектакль?!

- Не хотела устраивать разборки до отъезда Олега.

Андрей просто взбесился.

- Ах, какая замечательная мать! Всегда думает о детях! А ты обо мне хоть раз подумала?! Каково мне приходится?! Нет!

Он достал мобильник и, ласково произнеся в трубку: «Милая, я скоро приеду», не глядя на меня, вышел из комнаты. Я сжала голову руками, не в силах принять и осознать то, что недавно произошло. Будто пелена с глаз упала, и я все увидела в другом свете. Сколько книг написано, сколько фильмов поставлено на эту тему! Одни и те же события показываются с позиций разных персонажей, и все выглядит совершенно по-разному. В его изложении мое поведение кажется совершенно бесчеловечным, немыслимым. Почему я так себя вела? Прежде такого не было, я никогда не была злобной стервой. И тут до меня  дошло. Вспомнились слова Тамары «у тебя депрессия». Не знаю, сколько времени я провела в тяжких раздумьях, когда на пороге появился Андрей с небольшим чемоданом в руке. Наверное, хотел сказать что-нибудь едкое на прощание, но, увидев, в каком я состоянии, картинно вскинул брови. Учитывая фингал под глазом, получилось не очень впечатляюще.

- Ну, что, до тебя, наконец-то, дошло?

Я покаянно кивнула головой.

- Да, дошло. Только что. Почему никто не догадался, что у меня депрессия?! Ведь все заметили, как я изменилась после аварии, но делали вид, что все нормально. Господи, самая банальная депрессия! Тамара недавно натолкнула меня на эту мысль. Теперь все сходится.

И я стала излагать новую картину мира. Не знаю, как бы себя повела, узнав об измене мужа, если бы тут же не получила тяжелые увечья. Может, развелась, может, нет, но уж точно все происходило бы по-другому. А тут душевная травма и физическая наложились друг на друга и получился зубодробильный сплав. Мне ничего не хотелось, все было неинтересно, на работе вообще просто отбывала номер. Знаю, многие считали, что я так себя веду из-за того, что меня обошли с повышением. Но это не так. Такие проблемы, как повышение, вообще меня не волновали. Меня держал только материнский инстинкт. Неверного мужа я неосознанно, особенно об этом не задумываясь, раз и навсегда исключила из своего магического круга. Серая пелена перед глазами то и дело отгораживала меня от окружающего мира. Никто не знал, каких усилий мне стоила подготовка к Настиной свадьбе. Самым трудным было выглядеть довольной и счастливой.

- Ты отличная актриса, - подал голос Андрей, по-прежнему стоявший в дверях с чемоданом в руках.

- Да, я очень старалась.

Вся моя энергия уходила на подобные усилия, на такие решительные поступки, как развод или серьезный разговор, сил просто не оставалось, и я плыла по течению, делая только самое необходимое и в минимальном объеме, это касалось и общения с друзьями. В последнее время серая пелена перед глазами сгустилась и не хотела исчезать.

- Ты мне ничего об этом не говорила! – возмущенно воскликнул Андрей.

- Я никому не говорила.

- Почему?

- Не знаю. Наверное, просто от всех отгородилась.

Я рассказала ему о разговоре с Тамарой, о том, как решила начать новую жизнь, и как из этого ничего не получилось. Он не сводил с меня напряженного взгляда, и я посмотрела ему в глаза.

- Андрей, прости меня, если сможешь, за тот ад, что я тебе устроила. Ты этого не заслуживал, впрочем, я тоже не заслуживала, но получилось так, как получилось. И это неправда, что мне никогда не было до тебя дела. Я любила тебя больше жизни. Даже наших детей любила еще больше за то, что они и ТВОИ дети!

Чемодан выпал из его рук, и он сделал шаг в мою сторону.

- Дина… Может…

Я тут же вспомнила его недавние высказывания: «моя возлюбленная», «духовная близость, которой прежде ни с кем не было». Нет, такое я вряд ли когда-нибудь смогу принять. И выставила перед собой руку.

- Нет!

Он, будто споткнувшись, остановился и зло прищурился.

- Нет?! Опять «Нет»?! С меня довольно. Можешь подавать на развод, я все подпишу.

Он резко развернулся и, подхватив чемодан, вышел из комнаты, правда, дверью хлопать не стал. Я поднялась, будто собираясь его остановить, и сразу пол стал ускользать из-под моих ног. Чтобы сохранить равновесие, я расставила в стороны руки, и вдруг, как бы со стороны, увидела женщину в серебристом платье с расставленными в стороны руками – жалкая одинокая фигурка. А потом… эта фигурка вдруг превратилась в серебристую лужицу.


Продолжение следует...