Я веду во МХАТ тётю Галю и Олю

Елена Шувалова
Я веду во МХАТ тётю Галю и Олю.
(Дополнение к рассказу «Маленькая девочка и МХАТ»).

   Я помню… Зима 1972-73 года. Мы идём с тётей Галей и Олей по многолюдной, как всегда, улице Горького. Наверное, воскресенье. Во МХАТе утренний спектакль: «Синяя птица». Мы идём на этот спектакль. Идём «сверху», - от Пушкинской площади. Наверное, мы вместе ехали из дома тёти Гали и Оли в Колпачном переулке, от ближайшего к ним метро – «Площадь Ногина». Наверное, я и ночевала там, в старом доме, которому, как говорила бабушка Лида, - «сто лет»! Не помню… Вспоминаю всех нас  уже на подходе к Проезду Художественного театра. Тётя Галя спрашивает:
-  Лен, ты нас правильно ведёшь? Что-то долго!..

  И я прихожу во внутреннее смятение, хотя и стараюсь не показать вида. Я ведь – «мхатовка», - уже второй сезон выходящая на сцену прославленного театра. Я должна знать дорогу к нему! Но сейчас я иду туда просто как зритель и просто как ребёнок, - смотреть детский спектакль, - а не участвовать во взрослом… Да, но я, хоть и ребёнок, дорогу знать должна, и должна привести на спектакль Олю, которая на полтора года старше меня, но сейчас выглядит меньшей, ведомой...

  В дороге же я не совсем уверена, так как от «Пушкинской», сверху, мы с папой во МХАТ  не ходим; мы ходим от «Площади Революции», - «снизу», - поскольку живём на метро «Щёлковская»,  - на синей ветке. Там и идти меньше, и дома знакомые… До Пушкинской мы с папой как-то гуляли, он покупал мне булочки в Филипповской булочной, показывал памятник Юрию Долгорукому, здание Моссовета. Но это было всего один раз, и я нетвёрдо помнила дорогу. Хотя, казалось бы, заблудиться там было негде!.. Я начинаю с беспокойством вертеть головой: не проглядела ли, случайно, поворот к театру?.. Но тут, как давнего друга, вижу градусник! Огромный градусник с солнышком и снежинкой, на доме, что напротив МХАТа. Ура!

- Всё правильно, - отвечаю тёте. Нам – вот сюда заворачивать.

  И вот – мхатовский гардероб. Белые колготочки, чёрные лакировочки, белые бантики, клетчатые юбочки-«шотландки»… И – запах театра… Тётя Галя поправляет нам с Олей бантики в волосах, и мы входим в зал. Оле – восемь лет, мне – шесть с половиной. Раздвигается тёмно-оливковый занавес с чайкой. На сцене – Тильтиль и Митиль. Начинается сказка…


Иллюстрации: сцена из спектакля "Синяя птица" (Тильтиль - А.Горюнова (слева), Митиль - Н.Гуляева; фото взято

и тот самый "царь-градусник", которого давно уже нет! Фото с трудом найдено в Интернете.Вот здесь: https://durasik.livejournal.com/828909.html. Там же - и подробный рассказ о нём.(Только здесь солнышко уже оранжевое, а в то время оно, кажется, было белым. А ещё мне очень нравился"цветик-семицветик" на стене, где было кафе "Москвичка". Когда поднимались по ул. Горького от Пл. Революции, всегда любовалась на него!).