История Тамани часть 86

Николай Мринский
Они разместились в окопах по всей линии обороны и вели радиообмен со штабом береговой обороны Керченской базы на Таманском берегу. От частых артналётов врага радиостанции выходили из строя, а замены им не было. И только правофланговая радиостанция, с позывным «Чёрный», находилась в захваченном у немцев железобетонном бункере, была надёжно укрыта и жизнеспособна до последних дней существования десанта. Это начальник корпоста лейтенант Добровольский отыскал этот бункер и сказал радисту Павлу Говорову: - Перебирайся с окопа сюда, здесь будет надёжней. И Говоров в бункере продолжал работать. Постепенно радиостанции наших корпостов одна за другой выходили из строя, а «Чёрный» работал. Он держал радиосвязь с четырьмя артдивизионами, батарей Давиденко и штабом береговой обороны базы. Но радисту Говорову тоже приходилось не сладко, но он достойно выходил из разных ситуаций. Спустя 4 дня после высадки у него забарахлила рация. Он сел в мотобот и махнул в Кротково, оттуда в Тамань до комдива майора Скрыпкина. - Товарищ майор, радиостанция вышла из строя и аккумуляторы заряжать нечем. Комдив изыскал ему радиостанцию, два комплекта питания и зарядное устройство для аккумуляторов всем корпостам. Всё это на автомашине доставили в Кротково, погрузили на мотобот, и Говоров в ночь вышел на Эльтиген, несмотря на опасную волну. В пути зарядное устройство вывалилось из мотобота в пролив. Но «Чёрный» заработал в тот час, как оказался на Эльтигенской земле. Зато майор Скрыпкин на второй день выслал им другое зарядное устройство.

Полковник Гладков приспособил его для освещения госпиталя, ну конечно и по надобности радисты заряжали аккумуляторы. И вот снова рация у Говорова закапризничала. Но тут появился радист Шевелёв с другого корпоста, который отремонтировал ему рацию, потом они пошли в окоп и забрали его исправную радиостанцию. Возвращаясь в бункер, Шевелёв был ранен и в госпитале умер. А «Чёрный» продолжал работать. У подножья горы Митридат на День 35-летия Победы я (Мартынов- авт.) познакомился с бывшим радистом корпоста Павлом Васильевичем Говоровым. Это он в далёком 1943 г. участвовал в десанте на Эльтигене. Позывной его радиостанции был «Чёрный», и он передавал корректировки артогня наших батарей, которые стреляли через пролив с Таманского берега. Я не думал тогда, что встречу человека через 35 лет. Ведь я не знал ни его лица, ни имени, ни фамилии. Я только знал, что на р/станции работает радист с позывным - «Чёрный». Всего в операции было задействовано свыше 21 тыс. орудий и миномётов, 125 танков, свыше 1000 самолётов, 119 боевых кораблей и 159 единиц десантно-высадочных средств. В особенно сложном положении оказался десант – на Эльтиген, который форсировал пролив в самом широком его месте (35 км) На четвёртый день после высадки гитлеровцы, подтянув резервы, блокировали его и с помощью торпедных катеров отрезали от моря. Не стало хватать боеприпасов, продовольствия и т. д. Клочок «Огненной земли» героически удерживали до 4-х тысяч бойцов и командиров. Исключительно важную роль в поддержке десанта играла авиация.

Только тогда, когда наши лётчики бомбили противника, советские катера с Тамани прорывались к берегу Эльтигена. Но за 26 суток это удалось сделать только 16 раз. В основном грузы сбрасывали с воздуха лётчики 214-й штурмовой авиадивизии, 622-го, 889-го Новороссийского и 46-го гв. Таманского авиаполков. Маршрут полётов пролегал через косу Тузла. Особо отличились «ночные ведьмы» майора Е.Д. Бершанской. Немцам не удалось сбить ни один По-2. «Тогда, в ноябре, они нас спасли от смерти», - писал о лётчицах 46-го полка генерал-майор В.Ф. Гладков, командовавший (в звании полковника) десантом на Эльтигене. За несколько дней до начала операции представитель СВГК Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, находившийся в Тамани, провёл совещание, на котором заслушал доклады командиров частей и морских отрядов, назначенных в десант на Эльтиген. В нём приняли участие также командующий СКФ ген. Петров, командующий 18-й армией ген. К.Н. Леселидзе, член ВС 18-й армии ген. С.Е. Колонин, командиры сил высадки и десантных отрядов. На следующий день после совещания командир 167-го ОАД майор Н.В. Зиновьев поставил задачу батареям по обеспечению артогнём высадки десанта в районе Эльтигена. Он отметил, что в боевых порядках десантников будут находиться и корректировочные посты, и вкратце проинформировал командиров батарей об общем замысле операции: на Эльтиген высаживалась 318-я с д полковника В.Ф. Гладкова, усиленная 386-м батальоном морской пехоты капитана Н.А. Белякова и одним батальоном 255-й бригады морпехоты майора С.Т. Григорьева.

Морские пехотинцы включались в отряды первого броска. Отряды высадки, которыми руководили опытные командиры-катерники - капитаны 3 ранга Н.И. Сипягин, Д.А. Глухов, Г.И. Гнатенко, капитан-лейтенанты Трофимов, М.Г. Бондаренко и А.А. Жидко, должны были начать движение в ночь на 1 ноября от пристаней Тамани, Кротково и озера Соленое. С моря десант прикрывался торпедными катерами 2-й Новороссийской бригады под командой капитана 2 ранга В.Т. Проценко, имевшей большой боевой опыт в обеспечении высадки десанта в порт Новороссийск. В ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 г. десант двинулся к месту высадки. С батарей наблюдали интенсивное передвижение судов от пристаней Таманского п-ова в направлении Эльтигена. Шли катера, сейнеры, мотоботы и буксиры с баржами. Ветер усиливался. Перед рассветом разыгрался настоящий шторм, достигавший 7 баллов. Около 4 час. 1 ноября батареи получили сигнал на открытие огоня по пунктам высадки десанта в районе между озерами Тобечик и Чурубаш. Это означало, что отряды подошли к исходной линии развертывания перед высадкой к назначенным пунктам, примерно в 15-20 кабельтовых от берега. 15 минут вся флотская береговая и тяжелая армейская артиллерия - всего 191 орудие - била по 4-х км фронту высадки. Огненные трассы разрезали ночную тьму над проливом. Высадка десанта началась в 4 час. 40 мин. без противодействия противника. Лишь спустя 30 минут гитлеровцы осветили пролив прожекторами, а затем открыли сильный артиллерийский и миномётный огонь по подходившим к берегу судам. На поддержку десанта поднялась штурмовая авиация.

Огонь самых мощных артбатарей был нацелен на позиции вражеских орудий. В течение дня 1 ноября интенсивно вели артогонь по поддержке эльтигенского десанта 743-я батарея капитан-лейтенанта С.Ф. Спахова, 723-я – ст. лейтенанта С.Б. Магденко, 640-я - лейтенанта И. Белохвостова, 663-я – ст. лейтенанта В.М. Давыденко и 770-я батарея ст. лейтенанта А.И. Власенко. С помощью артиллерии и авиации десантники отбили все атаки противника. К концу дня 1 ноября выяснилось, что на Эльтиген из-за штормовой погоды высадился только один полк 318-й дивизии и 386-й батальон морской пехоты. Около 15 баркасов и мотоботов было выброшено волной на берег. Десантникам удалось закрепиться на участке 5 км по фронту и около 2 км в глубину. Дальнейший ход борьбы на захваченном плацдарме зависел от быстроты наращивания сил. В ночь на 2 ноября и частично на 3-е, несмотря на серьёзные трудности, на эльтигенский плацдарм был высажен основной состав 318-й сд и морской пехоты. Первоначальный успех нашим войскам развить не удалось из-за больших сложностей с доставкой пополнения. Сильные ветры и крутая волна создавали почти непреодолимые трудности для перехода через пролив мотоботов и других малых кораблей и плавсредств. В последующем гитлеровцы начали широко использовать в южной части пролива артиллерийские баржи, сосредоточив довольно большое число сторожевых и торпедных катеров, а к захваченному советскими десантниками плацдарму подтянули резервы из Керчи. Это создавало большую опасность для наших малых кораблей.

И всё же к исходу 3 ноября в район Эльтигена было доставлено 9418 чел., 39 орудий, 28 миномётов, 257,2 тонны боезапаса и 61,8 тонны продовольствия. При высадке десанта особо отличился 1-й Новороссийский дивизион сторожевых катеров под командованием капитана 3 ранга Д.А. Глухова, служившего до войны на крейсере «Коминтерн». Сторожевой катер «0102» (командир ст. лейтенант А.С. Марков), на борту которого находился командир дивизиона, 6 раз вступал в неравный поединок с артиллерийскими баржами и торпедными катерами противника. В последнем бою Д.А. Глухов был смертельно ранен. В этих труднейших условиях десантников активно поддерживали береговая артиллерия и авиация. Дивизионы подвижной артиллерии и 167-й ОАД ежедневно вели огонь по противнику, как по требованию десантных частей, так и по приказу командования береговой обороны. Особенно часто открывали огонь по вызову 130-мм батареи С.Ф. Спахова и С.Б. Магденко. В ночь на 3 ноября началась высадка войск севернее Керчи - в районах Еникале, Жуковка, Глейка. В первые дни было десантировано более 12,5 тыс. чел. из 2-й и 55-й гвардейской стрелковых дивизий с артиллерией и боеприпасами. В последующем на этом направлении регулярно работала переправа, снабжавшая войска всем необходимым для ведения боевых действий. К исходу 11 ноября на плацдарме находилось 27 тыс. 700 чел. На обоих плацдармах шли упорные и тяжёлые бои за их расширение, за каждый метр советской земли. Подвоз подкреплений десантникам в районе Эльтигена с каждым днём осложнялся из-за блокады с моря. Всё активнее действовали вражеские корабли.

Продолжение следует в части  87                http://proza.ru/2019/09/17/1298