Преподаватель кинотехникума

Виктор Кутуркин
                Сейчас я уже не вспомню,  по какому поводу оказался в районе,  хорошо знакомом по времени моей учебы.  В нескольких минутах ходьбы от Витебского вокзала, на улице Правды,  располагались учебные заведения ,  в которых я набирался знаний в далекие шестидесятые.  Когда-то эта улица называлась Кабинетной, а район Кузнечного рынка и Пяти углов подробно описан в произведениях Достоевского.        В 1961 году кинотехникум  располагался на последнем этаже института киноинженеров,   а в 1967 переехал в дом напротив.  Институт также получил новое здание в Купчино,  однако и старое историческое не покинул,  о чем свидетельствовала табличка на фасаде.  До революции здесь располагался молельный дом с голубой восточной вязью и несмываемым отпечатком креста на красном кирпиче.  Если быть исторически точным, то в этом богоугодном заведении размещались - церковь святого Александра Невского, церковно-приходская школа и Училищный совет Синода.   Кинотехникум и институт киноинженеров оба для меня родные. Техникум я окончил в 1965,  а институт в 1976 году,  после того как успел поработать по специальности и отслужить в армии.   
          Прошел уже не один десяток лет,  на календаре 2009 год, но вдруг остался кто-то из прежних преподавателей?  А почему бы и нет!  С волнением я распахнул дверь, рядом с которой висела доска с надписью КВТК – киновидеотехнический колледж  Санкт Петербурга – это новое название кинотехникума.  Прошу разрешения у охраны и меня пропускают в учебную часть. Бывать здесь мне еще не приходилось, ведь техникум переехал сюда в 1967 году, а год моего окончания  1965.  Об  этой парадной  написано в воспоминаниях народного артиста СССР  Олега Ивановича  Борисова,  который проживал  здесь в  середине шестидесятых.
        -  “ Лестница выложена из мрамора благородной породы – выщербленная, стертая, но идя по ней, ты вслушиваешься в собственный шаг. А  шаг-то становится аристократическим!  Рядом решетка с чугунными веночками и, скорее всего,  ее касались ручки старенькой фрейлины.  По этой лестнице надо подняться на четвертый этаж. Прямо у лифта – квартира номер 8.  Внизу, на первом этаже,  расположился кинотехникум – поэтому на переменах  студентами все задымляется ….”
         Поднимаюсь по лестнице и нахожу нужную дверь   Молодая девушка,  скорее всего, секретарь,  просит подождать, и вот я в кабинете заместителя директора.  Оксана Георгиевна слушает меня с интересом, но на мои вопросы о преподавателях следует ожидаемый ответ.   Многие ушли из жизни,  а о других нет сведений.  Но вот она задает мне вопрос:
            - А кто тогда преподавал физкультуру?
            - Лев Алексеевич Назаров!. 
            - Пойдемте со мной!  - предлагает заместитель директора.
         Спускаемся по лестнице и оказываемся во дворе,  переходим в соседнее здание и вот  он – спортзал.  Залом назвать его можно с большой натяжкой.  Это скорее помещение для тренировок.   Вижу десятка полтора учащихся и моего любимого преподавателя – Льва Алексеевича.  Конечно,  он здорово изменился.   77 лет – это не шутка!  Но все так, же строен, подтянут,  глаза смотрят живо и весело.   Сейчас у него перерыв и мы сможем поговорить.   Оксана Георгиевна оставляет нас и уходит по своим делам.
         Вспоминаю 1961 год.  Мы, четырнадцатилетние мальчишки, только поступившие в техникум,  получаем предложение от студентов первокурсников  института, сыграть товарищеский матч по футболу.  Игра состоялась на стадионе Кировского завода,  а организацией ее занимался Лев Алексеевич.   Мы тогда крупно проиграли, сказалась разница в возрасте и отсутствие сыгранности.  Но сама по себе идея была воспринята с воодушевлением.  В дальнейшей учебе не было для нас урока увлекательней и интересней чем физкультура!  Мы относились с уважением ко всем преподавателям, но Льва Алексеевича просто обожали!  Наша энергия била через край,  и на уроках физкультуры находила выход. 
        Но одних уроков нам было мало, и преподаватель организовывал нам занятия в спортивных секциях.  В спортклубе СКА  половина мальчишек моей группы занимались в секции самбо.  Другие тренировались в секции настольного тенниса.  Мы регулярно посещали плавательные бассейны города. На улице Правды,  на Разночинной, Невском проспекте в здании бывшей католической церкви.   Регулярно сдавали нормы ГТО на стадионе Локомотив. 
         Остались в памяти баскетбольные матчи между командами техникумов и соревнования на первенство города по настольному теннису.  Мы очень прилично тогда выступили на стадионе имени Ленина.  Ведь нашими соперниками были перворазрядники.  Конечно,  пятое место в городе не бог весть, какой результат, но наш преподаватель был доволен.
         После второго курса в 1963 году две группы 9 и 10 были направлены в подшефный совхоз Культура.  Он находился под Тихвином,  рядом со станцией Цвылево.  С нами отправились Лев Алексеевич и преподаватель усилительных установок Сергей Ильич Подкуйко.  Мальчишки жили в деревянном бараке и спали на сколоченных нарах.  Спартанские условия проживания делил с нами и  преподаватель.    Каждое утро начиналось с зарядки и купания в речке Тихвинке.   Работа была несложной – развозили на поля навоз.  Тогда мы и сочинили песню, которую исполняли на мотив популярного  тогда шлягера -  “16 тонн”.  В ней были и такие строчки: -
Шестнадцать тонн накидал г…а,
Весь в поту и грязь на штанах.
Охота пить,  голова гудит,
Но работать надо, бригадир велит…
           Слова этой песни мы написали Льву Алексеевичу по его просьбе.
           Весной и осенью занимались на стадионе.  Наш преподаватель  показывал учащимся технику  и объяснял тактику бега на средние дистанции.  Сдавали нормативы по прыжкам и бегу на 800 метров.   В последующие годы, работая уже по распределению после окончания техникума,   я не бросал занятия спортом.   В  ПТУ организовал баскетбольную команду из преподавателей, которая участвовала в первенстве училища,  катался на велосипеде и приобщился к тяжелой атлетике. 
         В  армии спортивные навыки  также пригодились.   Я  увлекся штангой и выполнил норматив 1 разряда.   Уже  демобилизовавшись, продолжал занятия спортом.
         В  1973 году мы абсолютно случайно встретились на Московском проспекте, у здания Технологического института.   Я тогда работал в ДК обувщиков и учился в институте.  Как рассказал Лев Алексеевич,  по удивительному совпадению,  объединение Скороход было первым местом работы моего преподавателя в Ленинграде.  Здесь он оказался после окончания института на Северном Кавказе и работал инструктором физкультуры.  Мы обнаружили много общих знакомых, а я рассказал о своих успехах в спорте.
         И вот наша встреча в 2009 году.  Нам есть что вспомнить – 77 летнему преподавателю и его 62 летнему ученику.   Я спросил Льва Алексеевича,  как  ему удается сохранить спортивную форму в столь серьезном возрасте.    Много хожу, ответил он.  В  Пушкине, где я сейчас живу, хороший воздух и  стараюсь не пользоваться автобусом.  Вот и весь мой секрет,  Виктор! Надо больше двигаться! Движение – это  жизнь!   
         

           P.S.   Сегодня,  29 января  2019  года  я позвонил  в учебную  часть киновидеотехнического колледжа.  Девушка, представившаяся Елизаветой,  скорее всего – секретарь,  сказала мне, что Назаров Лев Алексеевич  в 2012 году в возрасте 80 лет вышел на пенсию.  Не сомневаюсь, что он в свои 86 лет также бодр, и я его обязательно встречу на прогулке в парке города Пушкина.