7ч. Казнь

Михаил Илекский
 http://www.proza.ru/2019/02/02/496

               
   Пусть читатель задумается над версиями, какая  вам больше по вкусу.

   Как явствует из этих версий, я счел нужным до конца высказать свою мысль. Надеюсь, ее вы поняли.

   Итак, мне хотелось, чтобы это произведение поняли не как защита одного из преступников. Это общее ходатайство обо всех осужденных настоящих и будущих. Это вопрос человеческого права. 

   Хочу подчеркнуть о процессе досудебного дилетантского расследования, что ранее такого ведения дела не наблюдалось. Суд осудил безвинного, а исполнители судебного решения жестоко поиздевались над обвиняемым.

                ***

   Где-то в декабре 1908 года пришло решение об отказе в передаче кассационной жалобы на помилование.
 
   Между тем Лапин уже больше месяца гулял по тюремному двору, дышал свежим воздухом, окончательно успокоившись, считал, что его оправдают и даруют жизнь. Но не тут-то было.

    Узнав об отказе, он скрылся в самый темный угол камеры и там забился в страхе. Ему становилось не по себе на ярком дневном свете. Его трясло, и он начинал стучать зубами. Зажмурившись, он ждал огня, который упадет с неба и поразит его. Несколько дней его не было видно. Но мало-помалу он успокоился, вышел на свет и стал ходить, размышляя о своем.

   «Меня казнят, в это страшно поверить, но это так».

   «Но скажите на милость, за что, и чем я мешал людям»?

   «И что не нашлось ни одного чиновника юстиции, чтобы сказать: - Что ж! Надо оправдать, он невиновен из-за недостатка улик, да и мотива нет! – да, для этого надо, чтобы сердце человека было справедливым». …

   Следует отметить, что никогда в самом процессе казни не наблюдалось такой бесчеловечности. И Уральск не исключение, здесь никогда не обставлялась так омерзительно смертная казнь. Этот ужас пусть покоится на совести тех людей, на что обрекли невиновного. Пусть сами раскаиваются делами рук своих перед Создателем. И если Господь покарал их, то поделом им.

   Вот, что произошло во время исполнения казни. Казнь была зверская, и тот факт,  что это было, а может не было, можно оспаривать, конечно. Единственно, что все это установить будет просто невозможно из-за далекого прошлого. Но информация всё же дошла до нас, и с этим не поспоришь.


   … Во второй половине декабря 1908 года в тюрьму к заключенному Лапину, покойно прогуливающему по территории Уральской тюрьмы, подошли с заявлением, что через два часа он будет казнен; его бросило в холодный пот, он думал, что о нем забыли, и считал, что все же ужасное наказание миновало его.

   По истечении двух часов пришел священник, исповедовал его, затем два тюремных надзирателя приговоренного связали и потащили в сарай, что находился на территории тюрьмы.

   Около сарая палач в маске встретил осужденного. Передали его двум другим надзирателям, они то и завели его в сарай, подняли на подмосток так, чтобы  петля (удавка) оказалась сзади злоумышленника. Затем подошел еще раз священник, и пока он увещевал обреченного, палач закреплял на шее петлю. А когда священнослужитель закончил, палач ударом выбил опору из-под ног страдальца. Тело повисло в воздухе, а скользящие узлы стали сдавливать шею.  Для скорого завершения казни палач поднялся на подмосток и ударом колена  в желудок решил завершить казнь. Все шло хорошо до этого момента, как обычно и – вот где произошел настоящий переполох – петля порвалась  и только слегка придушила несчастного. Услышав хрип его и кашель, палач оторопел и не знал, что делать.

   Бедняга, ощутив, что он живой, встал на ноги и чуть слышным голосом стал умолять развязать его и более не делать над ним экзекуцию, и как заворожённый без конца утверждал:

   - Я не убивал, не убивал. Я невиновен в убийстве генерала Хорошхина.

   Но на его слова никто не обращал внимание. Оборвавшаяся  петля оказалась непригодной для продолжения казни. Принесли другую веревку. Начали вязать петлю, поняли, что принесли чересчур толстую. Послали еще за другой веревкой.

   Наконец принесли веревку толщиной в мизинец, начали крепить петлю и все это на глазах обвиняемого. Наблюдая за всей этой процедурой, несчастный говорил о своей невиновности в убийстве.

   Петля вторично была накинута  на шею страстотерпца. …

   Но все довольно. Разве это не ужасно?

   Преступник найден и наказан, и все, как вы скажете, по справедливости.

   А мотив? Его просто нет. Если есть улики, то только косвенные, за это не казнят. И еще, непонятно почему отпустили Мясникова, ведь при обыске у него нашли ружьё? …

   Конечно, все доводы сентиментальны, как выразятся некоторые умники, но, на мой взгляд, доводы наиболее убедительны.




     Из описания казни на виселице, приведенное Анселем. -  (Crimes et Cha-timents аи XVIIIе siecle) Жан Блок-Мишель «Смертная казнь во Франции»

     Перечень использованной литературы:
   1. Е.В.Рудницкий и К.В.Данилевский. Краеведческий справочник. Урало-Каспийский край. 1927 г.
   2. В.Чеботарев. Короленко в Уральске. /Приуралье 1977 г./
   3. Даниил Дубровин. Генаралитет Уральского казачьего войска. 2016 г.
   4. Николай Чеснаков. Город малиновых зорь. 2 тома. 2011 г.
   5. Владимир Кутищев. Уральские храмы. Часть 2. 2018 г.
   6. Нестор Михайлович Малеча. Словарь говоров уральских (яицких)казаков. 4 тома. 2002 г.