5ч. Смертоубийство

Михаил Илекский
http://www.proza.ru/2019/02/02/442
               

   Утром в кабинет наказного атамана Уральского казачьего войска Родзянко поспешно вошел, а вернее вбежал правитель канцелярии:

   - Ваше превосходительство, страшное злодеяние! Убит в Скворкинской станице генерал-майор Хорошхин. Убивец стрелял через окно, когда тот что-то писал за столом!

   Родзянко вскочил.

   - Сейчас же сообщить прокурору и следователю.

   Через час станица  отправилась к месту убийства.

   У въезда в Скворкинскую станицу атаман Мартынов встретил прокурора и следователя с комиссией из Уральска. Наскоро поздоровавшись, все направились к зданию станичного правления, в котором находилось тело генерал Хорошхина.

   - Сюды. … Сюды пожалуйте, … - указывал дорогу станичный атаман с бледным, скорбным лицом.

   У входа станичного правления их встретил казак.

   - Беда у нас, братцы, ох беда … - проговорил он, осеняя себя благословением.

   Прокурор и следователь вошли в комнату, где лежал убитый.

   Тело генерала Хорошхина лежало поперек комнаты, головой в сторону входных дверей, руки раскинуты. Выстрел, произведенный из неизвестного оружия, попал в голову и шею. Осмотр показал, что выстрел был сделан с улицы через окно. Зиявшая рана была полна уже запекшейся кровью.

   - Генерал умер мгновенно, - заявил лекарь. - Видите, куда был произведен выстрел?

   - Надобно искать оружие преступления, - сказал прокурор, обращаясь к следователю.   Найдем оружие, найдем и преступника.

   - Поговорить надо со станичниками, может, кто и видел убивца, - вмешался представитель канцелярии.

   Прокурор и следователь занялись тщательно осматривать комнату канцелярии.

   Между столом и окном  у стула лежали осколки разбитого стекла. Осколки лежали и на подоконнике.

   - Предполагаю, что убийство совершено с целью мести, - заметил прокурор.

   - Без сомнения, но вот бы знать, за что мстили, - ответил следователь.
 
   Ими был найден пыж из оберточной бумаги. Это очень важная улика. Более улик преступления не обнаружили.

   Затем следователь  рассмотрел рану на теле убитого и установил, что выстрел произвели из ружья четвертого и пятого калибра.

   Закончив с осмотром, следователь приступил к опросу свидетелей.

   - Скажите, господин статский советник, слыл ли покойный за человека состоятельного? - спросил прокурор Корбутовского.

   - Не думаю, - задумавшись на секунду, ответил статский советник. - Мне, конечно, в точности неизвестно, сколько у их отца было денег, но предполагаю, что о больших суммах не может быть и речи.

   - Нет ли у вас подозрения на кого-либо? Вам, конечно, лучше должны быть известны распорядки и передвижения Хорошхина, равно как и лицам, служившим  рядом с ним.

   - Откровенно вам скажу, в ум не могу взять, кто бы это мог решиться на столь страшное злодеяние, - развел руками Корбутовский.

   - Надо было нам самим сыскать след и поймать злодея, - заявил станичный атаман Мартынов.

   Следователь подозвал станичного атамана Мартынова.  Тот повторил свой рассказ о том, как покойный и он осматривали погорельцев в Янайкинском поселке, и как, наконец, он обнаружил убийство.

   К ним подошел прокурор, он переглянулся со следователем и обратился к станичному атаману:

   - А покажи-ка  нам, братец, свое оружие! -  попросил Мартынова прокурор Коткоровский. Присутствующие переглянулись и устремили на станичного атамана свои взгляды, как он поступит в данной ситуации.

   Мартынов спокойно вышел из комнаты и через минуту вернулся с оружием. Все молча смотрели на оружие, только статский советник, отвернувшись, смотрел в окно. Следователь осмотрел оружие, оно было чистое. Коткоровский отпустил Мартынова и обратился к статскому советнику Корбутовскому:

   - Скажите, а кто у вас прежде служил на должности убиенного?

   Статский советник назвал фамилию. Прокурор приказал агенту записать фамилию.

   - Ну а с кем-то за последнее время ссорился генерал Хорошхин?

   Корбутовский назвал командующего войсками Уральской области генерал-майор Дружинина Константина Ивановича:

   - Да и не надо этого, вы, что не знаете, Константина Ивановича в конце марта сего года перевели, и его не было в Войске, - удивленно добавил Корбутовский.

   Дверь широко отворилась, и в комнату вошел, а вернее ввалился грузный мужчина:

   - Илларион Федулеев, - представил присутствующим станичный атаман, - он гуторит, что ноне в ночь видел тайком уходящего человека с ружьём без дороги по бурьяну в степь.

   - И энто там его кто-то видимо поджидал, - добавил Федулеев.

   - Любезный, было же темно, - прервал Федулеева следователь. - И как вы могли видеть, что кто-то его поджидал?

   - Темно-то темно, а в степи чай за версту все слыхать. - Федулеев помялся и добавил. - Значится, энто, как не стало видеть чужого человека, я было повертал в обрат.  Вдруг слухаю топот лошадиных копыт на убыль и все потом стихло. - Федулеев посмотрел на следователя, помялся и добавил, - значится, всё же поджидал. ...

   Это был весьма ценный рассказ. Прокурор и следователь принялись опрашивать станичников, не видал ли кто чужого.  Но никто из жителей незнакомца не видел.

   Шел второй день следствия. Прибывшие следственные власти ничего не нашли, следствие топталось на месте. Тогда прокурор приказал собрать всех тех, кто был по близости с правлением в ночь убийства. После опроса в правлении осталась одна комиссия из Войска, прокурор от волнения стал ходить по комнате.

   - Стреляли через окно с улицы, и никто не видел и не слышал ничего, - тихо сказал прокурор, - не может такого быть.

   Следствие встало в тупик с самого начала его работы. После нескольких дней следствия версия убийства из мести не подтвердилась. …

   Тело генерала Хорошхина перевезли в Уральск, чтобы сопроводить в последний путь. В Александро-Невском соборе провели отпевание, затем траурная процессия направилась на кладбище Никольского мужского монастыря, где и был похоронен И.П.Хорошхин.




       Станица – административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, поселка). Казачья община, проживающая в городах, слободах или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.




       http://www.proza.ru/2019/02/02/496