Как слово Рувима историю творило

Томас Твин
                Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся… Вот и Рувим не думал попасть в историю. Ну
                осадил богача Иоакима, кто ж знал, что всё так обернётся…

Оказывается, начало истории девы Марии – кто бы мог подумать! - положил конфликт Иоакима и книжника Рувима:

               «Наступил великий день Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против
                него (Иоакима) Рувим, сказав: «Нельзя тебе приносить дары ПЕРВОМУ, ибо ты не создал
                потомства Израилю»....
                И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей (Анне), а ушел в пустыню, поставил
                там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья,
                пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва» (Протоев.)

                Далее события следуют одно за другим: жене Иоакима обещают потомство, он возвращается и
                приносит дары Господу, Анна рожает Марию и благодарит Бога, жрецы благословляют Марию, а
                через 3 года родители отдают ее в храм Господень*… 

Как и во всех подобных историях, по мере развития сюжета нарастает ощущение нелогичности и победы догмы над здравым смыслом.

Во-первых, трудно понять логику небес. За что, скажите, всемилостивый Господь так долго не давал потомства праведнику Иоакиму и его жене? Почему Он дождался конфликта Иоакима с соплеменниками, разрыва с женой и отчим домом, чтобы внять, наконец, молитвам несчастных супругов?

Есть свои тайны и у жены Иоакима. Пять месяцев, она горюет без мужа, но в праздник надевает «одежды брачные» (?) и выходит в сад, хотя и опасается какого-то греха (?).

                «сказала ей Юдифь, служанка ее: До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий
                день Господень, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за
                работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности. Анна ответила:
                отойди от меня, не буду я этого делать: Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе
                прийти, чтобы и я совершила грех вместе с тобою? И ответила Юдифь: Зачем я буду тебя
                уговаривать? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле. И огорчилась
                очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад,
                гуляя около девятого часа» (Протоев)**


------------------------------------------------------
         * Пусть никого не смущает то, что в Писании нет этой истории: зато она есть в Предании. О её
           популярности говорит следующий факт: в 1854 году сам папа Пий IX утвердил догмат о непорочном
           зачатии святой Анной Девы Марии. Понтифик, вероятно, опирался на два знаменитых апокрифа -
           «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея», детально излагающих всю историю появления
           на свет Пречистой Девы.
           Данные апокрифы до сих пор пользуются авторитетом у Церкви, поэтому стоит к ним прислушаться.
       ** Этот разговор весьма напоминает другой – как свекровь Ноеминь наставляла овдовевшую невестку
          Руфь:
          «Не поискать ли тебе пристанища, чтобы тебе хорошо было? Вот, Вооз, <…>, родственник наш; вот, он
            в эту ночь веет на гумне ячмень; умойся, помажься, надень на себя [нарядные] одежды твои и
            пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить; когда же он ляжет спать, узнай
            место, где он ляжет; тогда придешь и откроешь у ног его и ляжешь; он скажет тебе, что тебе делать»
            (Руфь 3:1-4)
------------------------------------------------------


В том саду, под сенью лавра некий ангел сулит ей зачатие и Анна сразу же верит незнакомцу (?):

               «И тогда предстал пред ней ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты
               зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив
               Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему,
               и оно будет служить Ему всю свою жизнь» (Протоев.)

Доверчивую матрону совсем не смущает, что отцом ее ребенка станет кто-то чужой, поскольку муж-то ее покинул и, вероятно, - навсегда*. Главное – у неё будет ребёнок! Казалось бы, теперь, после благовеста, воодушевленная Анна непременно возрадуется. Но счастливая избранница Господа продолжает безутешно рыдать (?), а радостное известие почему-то скрывает ото всех (?).

Но особенно странно поступает супруг Анны Иоаким.
В самом деле, согласно Протоевангелию зловредный Рувим всего лишь оспорил право Иоакима ПЕРВЫМ приносить дары Богу. И вот это-то замечание праведный Иоаким переживает так глубоко, что бросает дом и жену, удаляется в пустыню, не приходит на один большой религиозный праздник (Пятидесятницу) и готов пропустить второй (Кущи)! **

------------------------------------------------------
       * «И пять месяцев Анна, жена его, не имела никаких известий о нем <…> А жена его Анна плакала плачем
          и рыданием рыдала, говоря: оплачу мое вдовство» (Протоев)
          Вероятнее всего, муж Анны провел на пастбище пять теплых месяцев от конца Пасхи до начала Кущей.
     ** Каждый благочестивый иудей считал своей священной обязанностью посещать храм в эти
        торжественные дни.
------------------------------------------------------

Вместо этого он намерен поститься и молиться до тех пор, пока к нему не снизойдет сам Господь – довольно дерзкий обет, надо сказать. Но несмотря на проявленную им гордыню, в пустыню – о чудо! – и впрямь нисходит Ангел Божий, несущий радостную весть. Затем ангел вновь является Иоакиму, на сей раз – во сне. Затем неутомимый посланник (прямо Фигаро здесь, Фигаро там) опять спешит к Анне, чтобы она встретила мужа, который, наконец-то, идет домой, окрыленный надеждой.
А уж супруг Анны так благодарен Господу, так благодарен, что заранее, прямо в дороге готовит Ему дары, хотя проще было заняться этим по возвращении…

Так что же, ура, happy end, finita la comedia?
Да нет - этот чудак взамен отчего дома почему-то сворачивает в храм, чтобы ПРОВЕРИТЬ (?), благоволит ли к нему Всевышний. Похоже, благочестивый Иоаким не поверил-таки ангелу, который ДВАЖДЫ посещал его в пустыне и ДВАЖДЫ приходил к его жене... Или то был не ангел?..


…До сих пор мы руководствовались только «Протоевангелием», но дополнительные штрихи к этой картине добавляет другой авторитетный апокриф – т.н. «Псевдо-Матфей».

Согласно ему благую весть Иоакиму приносит не ангел, а юноша. Этот юнец отыскивает его в «отдаленной стране», он знает Иоакима, знает про его отношения с женой («почему не возвращаешься к жене своей?») И почтенный, состоятельный мужчина с готовностью отвечает ему (?), словно оправдываясь перед знатной особой*.
Затем юный начальник велит пожертвовать Богу ягненка прямо здесь, в неподобающем месте (на каких-то богомерзких «высотах») и набожный Иоаким выполняет нелепый приказ (а ведь совсем скоро в ХРАМЕ Иоаким пожертвует Богу целое СТАДО – более ста голов скота!).
Сжигание ягненка производит странный эффект: Иоаким надолго теряет сознание, а юноша тем временем исчезает.
Чудеса, да и только! Но упрямый Иоаким всё равно не желает возвращаться. Уже испуганные слуги настаивают на уходе, а господин всё думает, всё медлит. Он явно не спешит увидеть жену и вместе с ней порадоваться милости божией (в конце концов тронувшись в обратный путь, Иоаким шествует целый МЕСЯЦ! **)

И вот что интересно: возвращается Иоаким не просто так, а в самый разгар великого иудейского праздника, наверное, - Кущей. Возвращается торжественно, окружённый почетом и уважением. На этот раз никакие въедливые книжники не оспаривают его приоритета. Напротив, его допускают к жертвеннику, позволяют смотреть в золотую пластину жреца****. И впоследствии жрецы также выказывают Иоакиму всяческое почтение, благословляя его дочь, предрекая ей великое будущее, допуская её – ребёнка! - к жертвеннику****…

А где же строптивый Рувим, главный виновник всех событий? Да Бог его знает. Не исключено, что книжника-скандалиста уже нет в живых. Недаром на пиру торжествующая Анна поминает не своего обидчика, а только его сыновей:
                «Кто сообщит СЫНАМ Рувима, что Анна кормит грудью?»*****

А ведь с него-то, зловредного всё и началось, а без него – страшно сказать – история сложилась бы иначе, да и сложилась бы?

------------------------------------------------------
         * К слову сказать, Святой Иосиф, отец Иисуса Христа, тоже надолго уходил из дома и его жену тоже
           посетил ангел. Но бедного плотника, в отличие от богатого скотовода, Бог не разыскивал на плотницких
           работах и не отправлял к жене, хоть ей предстояло неслыханное…
           «Шел уже ШЕСТОЙ МЕСЯЦ (ее беременности), и тогда Иосиф вернулся после плотничьих работ и,
             войдя в дом, увидел ее беременною…И ангел Господен явился ему во сне и сказал: не бойся за
             деву: ибо то, что в ней, от Духа святого: родит она Сына, и ты назовешь его Иисусом…»
             (Протоев)
       ** «И сказал Иоаким: я имел ее двадцать лет; но теперь, так как Бог не захотел, чтобы у меня были от
             нее сыновья, я был изгнан с поношением из храма: зачем я возвращусь к ней? Я РАЗДАМ ЧЕРЕЗ СЛУГ
             МОИХ БЕДНЫМ, ВДОВАМ, СИРОТАМ И СЛУЖИТЕЛЯМ БОГА ИМЕНИЯ, КОТОРЫМИ ОНА
             ПОЛЬЗУЕТСЯ» (ПсМф.)
     *** «Когда они прошли ТРИДЦАТЬ ДНЕЙ, ангел Господень явился Анне, которая пребывала в молитве, и
             сказал ей: иди к воротам, которые называют Золотыми, и встреть мужа твоего, ибо он придет к тебе
             сегодня». .(ПсМф.)
             Пешком Иоаким мог за неделю пройти пол-Израиля, а в повозке, чтобы вернуться, ему бы хватило
             НЕСКОЛЬКИХ ДНЕЙ.
   **** «И принес Иоаким свои дары, и смотрел пристально на пластину, подошедши к жертвеннику
        Господню» (Протоев)
 ***** «И принес свою дочь жрецам, и те благословили ее…. И затем поднес ее к первосвященникам, и они
        благословили ее… И жрец принял ее и, поцеловав, дал благословение… И посадил ее на третьей ступени
        у жертвенника» (Протоев)
****** Похоже, все семейство опального Рувима подвергли остракизму: его сыновей даже не пригласили на
       пир, хотя там присутствовал «весь народ».
------------------------------------------------------


Итак, очередное чудо вызывает очередные вопросы. Мистические объяснения нелогичны и сами себе противоречат. Если же спуститься с небес на землю, то в центре внимания окажутся неожиданные фигуры. Обнаружить их нетрудно - надо всего лишь ответить на классический вопрос: «Cui prodest?» - кому было выгодно подобное развитие событий?

Предположим, что после Пасхи Иоаким действительно ушел на пастбище и там взывал к Богу 40 дней и ночей, рассчитывая получить знамение и вернуться домой к следующему празднику - Пятидесятнице. Увы, Господь безмолвствовал.

Приближается великий праздник. Мужа всё нет, и Анна понимает, что де-факто стала вдовой. До неё доходят слухи (вот оно, ключевое звено!), что супруг грозился раздать её имущество нищим да сиротам, так что в скором времени де-факто может обратиться в де-юре. Медлить нельзя и Анна обращается за советом и содействием в храм.

Она появляется как нельзя кстати: жрецы тоже встревожены утратой щедрого спонсора, особенно в канун большого праздника. Необходимо загладить обиду, нанесенную Иоакиму прямолинейным Рувимом, и срочно вернуть его в лоно церкви.

После некоторого размышления изобретательные пастыри предлагают Анне свой план:
• Иоаким честолюбив, поэтому следует окружить его всеобщим вниманием и почетом.
• Его угнетает божья несправедливость – надо превратить его в избранника Господа.
• Он страдает от бездетности – так пусть Бог дарует ему ребенка.

Скрепя сердце, Анна соглашается и заинтересованные стороны берутся за дело. После непродолжительного сопротивления почтенная матрона уступает уговорам своей служанки Юдифи и решается на свидание в саду с неким привлекательным молодым человеком....

Проходит 1-2 месяца и, как только Анна обнаруживает у себя признаки беременности, жрецы направляют к Иоакиму гонца. Последний должен совершить «чудо» и вернуть клиру щедрого благотворителя, а безутешной вдове – мужа.

Там, на месте ловкий юноша демонстрирует известный трюк «вознесение»*, но слегка перегибает палку: истощенный постом олигарх надолго теряет сознание и едва не погибает. Подоспевшие слуги с трудом приводят хозяина в чувство и, опасаясь за его телесное и душевное здоровье, настоятельно советуют вернуться под домашний кров. Всякие рассказы об ангелах они, разумеется, принимают за симптомы болезни. Да и сам хозяин после столь глубокого обморока не уверен в собственной адекватности.

Вскоре его ослабленный организм дает новый сбой: в тяжелом сне-кошмаре Иоакиму привидится недавний посетитель-«иллюзионист». Устрашенный Иоаким начинает всерьез опасаться за состояние своего рассудка, а слуги, уставшие от многомесячных переходов, уже открыто требуют возвращения в родные края…

Наконец, Иоаким сдается и пускается в обратный путь, постепенно восстанавливая пошатнувшееся здоровье. Его упрямство и неторопливость ставят заговорщиков в тяжелое положение: Анна беременна уже 2-3 месяца, мужа не было полгода и самые сообразительные скоро начнут задавать неприятные вопросы. Надо их опередить и как-то убедить людей, что зачала она ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ МУЖА.

Приходится спешно организовывать радостную встречу мужа и жены на глазах у публики**. Слуги, родственники, прохожие – все должны запомнить, как Анна во всеуслышание заявляла:
                «Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи
                бесплодною, я ТЕПЕРЬ ЗАЧНУ» (Протоев.)
                «я была вдовой, и вот я больше не буду неплодной, и вот Я ЗАЧНУ» (ПсМф).

Со своей стороны, клир тоже старается поддержать любящую чету: и жрецы, и первосвященники при всем народе просят у Бога благословения для дочери Анны и Иоакима***. Позднее в нарушение всех обычаев услужливый первосвященник даже подводит трехлетнюю Марию к жертвеннику…

Остается лишь гадать, действительно ли Иоаким из набожности принимает все за чистую монету или он проявляет благоразумную гибкость и использует сложившуюся конъюнктуру себе на пользу.


------------------------------------------------------
        * В разное время свидетелями такого же «чуда» были Маной (Суд 13:20) и Гедеон (Суд 6:21). Можно
            предположить, что его исполнители подбрасывали в огонь смесь каких-то дурманящих и дымных трав.
            Недаром при сжигании ягненка ощущалось какое-то благоухание вместо банального запаха горелого
            мяса.
                «И было, что когда Иоаким принес Богу жертву, ангел Господень вознесся на небеса вместе с
                благоуханием и дымом жертвы”. (ПсМф.)
            Под прикрытием этой дымовой завесы «чудотворцы» незаметно удалялись, предварительно своим
            посохом воздев над костром лоскут белой материи. Густой дым уносил обрывок ткани ввысь и
            одурманенные зрители созерцали «вознесение», а затем падали без чувств.
     ** «Она, встав поспешно,
            отправилась со служанками своими, и она стояла у ворот тех, плача; и так она долго ждала и была
            готова лишиться чувств от этого долгого ожидания» (ПсМф).
            Трогательная сцена, что и говорить. Особенно для супругов, состоящих в браке 20 лет (по мнению
            многих православных авторов их супружество продолжалось целых 50 лет).
            Но может, беременной Анне просто было тяжело стоять на солнце из-за токсикоза?
    *** Эта акция явно рассчитана на зрителей, поскольку родители Марии уже знают от ангела, что их дочь
        снискала благоволение Господа.
------------------------------------------------------

Продолжение http://proza.ru/2019/01/19/464