Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся… Вот и Рувим не думал попасть в историю. Ну
осадил богача Иоакима, кто ж знал, что всё так обернётся…
Оказывается, начало истории девы Марии – кто бы мог подумать! - положил конфликт Иоакима и книжника Рувима:
«Наступил великий день Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против
него (Иоакима) Рувим, сказав: «Нельзя тебе приносить дары ПЕРВОМУ, ибо ты не создал
потомства Израилю»....
И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей (Анне), а ушел в пустыню, поставил
там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья,
пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва» (Протоев.)
Далее события следуют одно за другим: жене Иоакима обещают потомство, он возвращается и
приносит дары Господу, Анна рожает Марию и благодарит Бога, жрецы благословляют Марию, а
через 3 года родители отдают ее в храм Господень*…
Как и во всех подобных историях, по мере развития сюжета нарастает ощущение нелогичности и победы догмы над здравым смыслом.
Во-первых, трудно понять логику небес. За что, скажите, всемилостивый Господь так долго не давал потомства праведнику Иоакиму и его жене? Почему Он дождался конфликта Иоакима с соплеменниками, разрыва с женой и отчим домом, чтобы внять, наконец, молитвам несчастных супругов?
Есть свои тайны и у жены Иоакима. Пять месяцев, она горюет без мужа, но в праздник надевает «одежды брачные» (?) и выходит в сад, хотя и опасается какого-то греха (?).
«сказала ей Юдифь, служанка ее: До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий
день Господень, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за
работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности. Анна ответила:
отойди от меня, не буду я этого делать: Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе
прийти, чтобы и я совершила грех вместе с тобою? И ответила Юдифь: Зачем я буду тебя
уговаривать? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле. И огорчилась
очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад,
гуляя около девятого часа» (Протоев)**
------------------------------------------------------
* Пусть никого не смущает то, что в Писании нет этой истории: зато она есть в Предании. О её
популярности говорит следующий факт: в 1854 году сам папа Пий IX утвердил догмат о непорочном
зачатии святой Анной Девы Марии. Понтифик, вероятно, опирался на два знаменитых апокрифа -
«Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея», детально излагающих всю историю появления
на свет Пречистой Девы.
Данные апокрифы до сих пор пользуются авторитетом у Церкви, поэтому стоит к ним прислушаться.
** Этот разговор весьма напоминает другой – как свекровь Ноеминь наставляла овдовевшую невестку
Руфь:
«Не поискать ли тебе пристанища, чтобы тебе хорошо было? Вот, Вооз, <…>, родственник наш; вот, он
в эту ночь веет на гумне ячмень; умойся, помажься, надень на себя [нарядные] одежды твои и
пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить; когда же он ляжет спать, узнай
место, где он ляжет; тогда придешь и откроешь у ног его и ляжешь; он скажет тебе, что тебе делать»
(Руфь 3:1-4)
------------------------------------------------------
В том саду, под сенью лавра некий ангел сулит ей зачатие и Анна сразу же верит незнакомцу (?):
«И тогда предстал пред ней ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты
зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив
Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему,
и оно будет служить Ему всю свою жизнь» (Протоев.)
Доверчивую матрону совсем не смущает, что отцом ее ребенка станет кто-то чужой, поскольку муж-то ее покинул и, вероятно, - навсегда*. Главное – у неё будет ребёнок! Казалось бы, теперь, после благовеста, воодушевленная Анна непременно возрадуется. Но счастливая избранница Господа продолжает безутешно рыдать (?), а радостное известие почему-то скрывает ото всех (?).
Но особенно странно поступает супруг Анны Иоаким.
В самом деле, согласно Протоевангелию зловредный Рувим всего лишь оспорил право Иоакима ПЕРВЫМ приносить дары Богу. И вот это-то замечание праведный Иоаким переживает так глубоко, что бросает дом и жену, удаляется в пустыню, не приходит на один большой религиозный праздник (Пятидесятницу) и готов пропустить второй (Кущи)! **
------------------------------------------------------
* «И пять месяцев Анна, жена его, не имела никаких известий о нем <…> А жена его Анна плакала плачем
и рыданием рыдала, говоря: оплачу мое вдовство» (Протоев)
Вероятнее всего, муж Анны провел на пастбище пять теплых месяцев от конца Пасхи до начала Кущей.
** Каждый благочестивый иудей считал своей священной обязанностью посещать храм в эти
торжественные дни.
------------------------------------------------------
Вместо этого он намерен поститься и молиться до тех пор, пока к нему не снизойдет сам Господь – довольно дерзкий обет, надо сказать. Но несмотря на проявленную им гордыню, в пустыню – о чудо! – и впрямь нисходит Ангел Божий, несущий радостную весть. Затем ангел вновь является Иоакиму, на сей раз – во сне. Затем неутомимый посланник (прямо Фигаро здесь, Фигаро там) опять спешит к Анне, чтобы она встретила мужа, который, наконец-то, идет домой, окрыленный надеждой.
А уж супруг Анны так благодарен Господу, так благодарен, что заранее, прямо в дороге готовит Ему дары, хотя проще было заняться этим по возвращении…
Так что же, ура, happy end, finita la comedia?
Да нет - этот чудак взамен отчего дома почему-то сворачивает в храм, чтобы ПРОВЕРИТЬ (?), благоволит ли к нему Всевышний. Похоже, благочестивый Иоаким не поверил-таки ангелу, который ДВАЖДЫ посещал его в пустыне и ДВАЖДЫ приходил к его жене... Или то был не ангел?..
…До сих пор мы руководствовались только «Протоевангелием», но дополнительные штрихи к этой картине добавляет другой авторитетный апокриф – т.н. «Псевдо-Матфей».
Согласно ему благую весть Иоакиму приносит не ангел, а юноша. Этот юнец отыскивает его в «отдаленной стране», он знает Иоакима, знает про его отношения с женой («почему не возвращаешься к жене своей?») И почтенный, состоятельный мужчина с готовностью отвечает ему (?), словно оправдываясь перед знатной особой*.
Затем юный начальник велит пожертвовать Богу ягненка прямо здесь, в неподобающем месте (на каких-то богомерзких «высотах») и набожный Иоаким выполняет нелепый приказ (а ведь совсем скоро в ХРАМЕ Иоаким пожертвует Богу целое СТАДО – более ста голов скота!).
Сжигание ягненка производит странный эффект: Иоаким надолго теряет сознание, а юноша тем временем исчезает.
Чудеса, да и только! Но упрямый Иоаким всё равно не желает возвращаться. Уже испуганные слуги настаивают на уходе, а господин всё думает, всё медлит. Он явно не спешит увидеть жену и вместе с ней порадоваться милости божией (в конце концов тронувшись в обратный путь, Иоаким шествует целый МЕСЯЦ! **)
И вот что интересно: возвращается Иоаким не просто так, а в самый разгар великого иудейского праздника, наверное, - Кущей. Возвращается торжественно, окружённый почетом и уважением. На этот раз никакие въедливые книжники не оспаривают его приоритета. Напротив, его допускают к жертвеннику, позволяют смотреть в золотую пластину жреца****. И впоследствии жрецы также выказывают Иоакиму всяческое почтение, благословляя его дочь, предрекая ей великое будущее, допуская её – ребёнка! - к жертвеннику****…
А где же строптивый Рувим, главный виновник всех событий? Да Бог его знает. Не исключено, что книжника-скандалиста уже нет в живых. Недаром на пиру торжествующая Анна поминает не своего обидчика, а только его сыновей:
«Кто сообщит СЫНАМ Рувима, что Анна кормит грудью?»*****
А ведь с него-то, зловредного всё и началось, а без него – страшно сказать – история сложилась бы иначе, да и сложилась бы?
------------------------------------------------------
* К слову сказать, Святой Иосиф, отец Иисуса Христа, тоже надолго уходил из дома и его жену тоже
посетил ангел. Но бедного плотника, в отличие от богатого скотовода, Бог не разыскивал на плотницких
работах и не отправлял к жене, хоть ей предстояло неслыханное…
«Шел уже ШЕСТОЙ МЕСЯЦ (ее беременности), и тогда Иосиф вернулся после плотничьих работ и,
войдя в дом, увидел ее беременною…И ангел Господен явился ему во сне и сказал: не бойся за
деву: ибо то, что в ней, от Духа святого: родит она Сына, и ты назовешь его Иисусом…»
(Протоев)
** «И сказал Иоаким: я имел ее двадцать лет; но теперь, так как Бог не захотел, чтобы у меня были от
нее сыновья, я был изгнан с поношением из храма: зачем я возвращусь к ней? Я РАЗДАМ ЧЕРЕЗ СЛУГ
МОИХ БЕДНЫМ, ВДОВАМ, СИРОТАМ И СЛУЖИТЕЛЯМ БОГА ИМЕНИЯ, КОТОРЫМИ ОНА
ПОЛЬЗУЕТСЯ» (ПсМф.)
*** «Когда они прошли ТРИДЦАТЬ ДНЕЙ, ангел Господень явился Анне, которая пребывала в молитве, и
сказал ей: иди к воротам, которые называют Золотыми, и встреть мужа твоего, ибо он придет к тебе
сегодня». .(ПсМф.)
Пешком Иоаким мог за неделю пройти пол-Израиля, а в повозке, чтобы вернуться, ему бы хватило
НЕСКОЛЬКИХ ДНЕЙ.
**** «И принес Иоаким свои дары, и смотрел пристально на пластину, подошедши к жертвеннику
Господню» (Протоев)
***** «И принес свою дочь жрецам, и те благословили ее…. И затем поднес ее к первосвященникам, и они
благословили ее… И жрец принял ее и, поцеловав, дал благословение… И посадил ее на третьей ступени
у жертвенника» (Протоев)
****** Похоже, все семейство опального Рувима подвергли остракизму: его сыновей даже не пригласили на
пир, хотя там присутствовал «весь народ».
------------------------------------------------------
Итак, очередное чудо вызывает очередные вопросы. Мистические объяснения нелогичны и сами себе противоречат. Если же спуститься с небес на землю, то в центре внимания окажутся неожиданные фигуры. Обнаружить их нетрудно - надо всего лишь ответить на классический вопрос: «Cui prodest?» - кому было выгодно подобное развитие событий?
Предположим, что после Пасхи Иоаким действительно ушел на пастбище и там взывал к Богу 40 дней и ночей, рассчитывая получить знамение и вернуться домой к следующему празднику - Пятидесятнице. Увы, Господь безмолвствовал.
Приближается великий праздник. Мужа всё нет, и Анна понимает, что де-факто стала вдовой. До неё доходят слухи (вот оно, ключевое звено!), что супруг грозился раздать её имущество нищим да сиротам, так что в скором времени де-факто может обратиться в де-юре. Медлить нельзя и Анна обращается за советом и содействием в храм.
Она появляется как нельзя кстати: жрецы тоже встревожены утратой щедрого спонсора, особенно в канун большого праздника. Необходимо загладить обиду, нанесенную Иоакиму прямолинейным Рувимом, и срочно вернуть его в лоно церкви.
После некоторого размышления изобретательные пастыри предлагают Анне свой план:
• Иоаким честолюбив, поэтому следует окружить его всеобщим вниманием и почетом.
• Его угнетает божья несправедливость – надо превратить его в избранника Господа.
• Он страдает от бездетности – так пусть Бог дарует ему ребенка.
Скрепя сердце, Анна соглашается и заинтересованные стороны берутся за дело. После непродолжительного сопротивления почтенная матрона уступает уговорам своей служанки Юдифи и решается на свидание в саду с неким привлекательным молодым человеком....
Проходит 1-2 месяца и, как только Анна обнаруживает у себя признаки беременности, жрецы направляют к Иоакиму гонца. Последний должен совершить «чудо» и вернуть клиру щедрого благотворителя, а безутешной вдове – мужа.
Там, на месте ловкий юноша демонстрирует известный трюк «вознесение»*, но слегка перегибает палку: истощенный постом олигарх надолго теряет сознание и едва не погибает. Подоспевшие слуги с трудом приводят хозяина в чувство и, опасаясь за его телесное и душевное здоровье, настоятельно советуют вернуться под домашний кров. Всякие рассказы об ангелах они, разумеется, принимают за симптомы болезни. Да и сам хозяин после столь глубокого обморока не уверен в собственной адекватности.
Вскоре его ослабленный организм дает новый сбой: в тяжелом сне-кошмаре Иоакиму привидится недавний посетитель-«иллюзионист». Устрашенный Иоаким начинает всерьез опасаться за состояние своего рассудка, а слуги, уставшие от многомесячных переходов, уже открыто требуют возвращения в родные края…
Наконец, Иоаким сдается и пускается в обратный путь, постепенно восстанавливая пошатнувшееся здоровье. Его упрямство и неторопливость ставят заговорщиков в тяжелое положение: Анна беременна уже 2-3 месяца, мужа не было полгода и самые сообразительные скоро начнут задавать неприятные вопросы. Надо их опередить и как-то убедить людей, что зачала она ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ МУЖА.
Приходится спешно организовывать радостную встречу мужа и жены на глазах у публики**. Слуги, родственники, прохожие – все должны запомнить, как Анна во всеуслышание заявляла:
«Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи
бесплодною, я ТЕПЕРЬ ЗАЧНУ» (Протоев.)
«я была вдовой, и вот я больше не буду неплодной, и вот Я ЗАЧНУ» (ПсМф).
Со своей стороны, клир тоже старается поддержать любящую чету: и жрецы, и первосвященники при всем народе просят у Бога благословения для дочери Анны и Иоакима***. Позднее в нарушение всех обычаев услужливый первосвященник даже подводит трехлетнюю Марию к жертвеннику…
Остается лишь гадать, действительно ли Иоаким из набожности принимает все за чистую монету или он проявляет благоразумную гибкость и использует сложившуюся конъюнктуру себе на пользу.
------------------------------------------------------
* В разное время свидетелями такого же «чуда» были Маной (Суд 13:20) и Гедеон (Суд 6:21). Можно
предположить, что его исполнители подбрасывали в огонь смесь каких-то дурманящих и дымных трав.
Недаром при сжигании ягненка ощущалось какое-то благоухание вместо банального запаха горелого
мяса.
«И было, что когда Иоаким принес Богу жертву, ангел Господень вознесся на небеса вместе с
благоуханием и дымом жертвы”. (ПсМф.)
Под прикрытием этой дымовой завесы «чудотворцы» незаметно удалялись, предварительно своим
посохом воздев над костром лоскут белой материи. Густой дым уносил обрывок ткани ввысь и
одурманенные зрители созерцали «вознесение», а затем падали без чувств.
** «Она, встав поспешно,
отправилась со служанками своими, и она стояла у ворот тех, плача; и так она долго ждала и была
готова лишиться чувств от этого долгого ожидания» (ПсМф).
Трогательная сцена, что и говорить. Особенно для супругов, состоящих в браке 20 лет (по мнению
многих православных авторов их супружество продолжалось целых 50 лет).
Но может, беременной Анне просто было тяжело стоять на солнце из-за токсикоза?
*** Эта акция явно рассчитана на зрителей, поскольку родители Марии уже знают от ангела, что их дочь
снискала благоволение Господа.
------------------------------------------------------
Продолжение http://proza.ru/2019/01/19/464