3ч. Скит

Михаил Илекский
 http://www.proza.ru/2019/02/02/405
               

   … По дороге из поселка Янайкинский  трусили неспешной рысцой два всадника-казака. Множество рытвин и промоин, образовавшихся из дождевых протоков, вконец  испортили её, и привычные казацкие кони осторожно ступали, косясь под ноги.

   Оба казака были, как и их лошади, невысокого роста с виду, но их молодцеватая, совершенно непринужденная посадка в седлах показывали, что люди ладно скроены. Заметная физическая сила угадывалась во всех их движениях и говорила об их удали. Один из них атаман 2-го Лбищенского военного отдела Хорошхин Иван Павлович, а другой - урядник Петр Мартынов, он служил атаманом Скворкинской станицы.

   - Энто не зря я тебя рызвярнул в обрат! -  поправляя сдвинутый набекрень картуз, проговорил генерал-майор Хорошхин. - А то сидел бы у свояка да гороховые щи с подбойкой  хлебал.

   - А ты, таман, рассуждать, горазд, - отозвался урядник на замечание Хорошхина.
- В Янайкино видели, насколько погорело домов, надоть помочь людям.

   - Да я, чудачина, не к тому! - сказал Хорошхин. – Помочь то подмогнем. …

   - Мы энто знаем, как в город вертаетесь и все. …  А в городе, завсегда ладно! - было ответом.

   Казаки, обидевшись друг на друга замолчали, но не долго.

   - И чего энто в городе-то не сиделось? - поинтересовался урядник. – Документ о погорельцах я все одно подвез бы.

   - Тебя вот не спросились, - буркнул уже умаявшийся от долгой тряски Хорошхин и закричал на лошадь.  -  Ну, ты, бес тебя задави! Балуй ишшо!

   Конь под ним - красивый  степняк - поднял голову, запрял ушами и вдруг громко заржал.

   - С чего это он? - удивился Хорошхин, приподнимаясь в стременах, стал всматриваться  вокруг. - Ты поглядь-ка, лошадь! ...

   - Игде? Игде? - встрепенулся Мартынов, тоже привставая в седле.

   - А вона. Разве не видишь? Вона у леска, где скит!

   Хорошхин показал нагайкой на малый лесок, что в трех верстах от них находился, а рядом с ним скит раскольничий как бы притаился от гонителей.

   Оба всадника придержали коней и пристально рассматривали лошадь и скит.

   Старообрядцы не строили обширные помещения, внутреннее  же убранство вполне соответствовало внешнему виду маленького скита. Крепилась на стене икона. Под ней ставилась деревянная чаша с землею, в которую проезжие и прохожие богомольцы втыкают свечные палочки и молятся.

   Не скит  привлекал к себе внимание казаков, а стреноженная лошадь, что паслась на равнине  около скита. Где лошадь, да еще стреноженная, там можно было предполагать и присутствие хозяина, а казаки знали, что при случае проявить бдительность к задержанию преступника.

   Волнение, вызванное загадочным убийством еще зимой, улеглось. Но в станице под вечер казачки на завалинках гуторят, кто о чем. А бывает, да и вспомнят они об этом душегубстве.
 
   А было это так. …

   … Солнце едва успело бросить на станицу свои первые лучи, как всех взволновал странный слух, передававшийся из уст в уста. Говорили, что ночью произошло убийство. Все стали собираться к станичному правлению.

   Казаки шумной толпой собрались вокруг тагарки и издавали громкие крики.  Станичный атаман с трудом протиснулся сквозь толпу и ужаснулся. Тело жителя станицы было изрублено на куски и лежало в замерзшей крови.

   За атаманом медленно подошла девушка, её расширевшиеся от жути глаза увидели труп, который еще не был накрыт.

   - Отец! - душераздирающим голосом заорала она, взмахнула руками и тут же упала.



     Подбойка - Раствор муки с дрожжами для замески теста.  “ - Укурат сутки подбойка кисла”./Словарь Н.М. Малеча/




     http://www.proza.ru/2019/02/02/442