Наброски предисловия к книге

Николай Бушенев
   НАБРОСКИ ПРЕДИСЛОВИЯ К КНИГЕ СТИХОВ "PANTA REI"
      

       Каждый человек, если он умеет говорить, а тем более писать, независимо от того, имеет ли он способности к словесному творчеству, владеет или нет красноречием, оставляет после себя дневник, в котором с помощью речи фиксирует своё пребывание на это прекрасной и, увы, грешной Земле. Такой дневник своего рода серия снимков отображения мира, в котором человеку посчастливилось (или совсем наоборот) жить, отображения внутренних состояний человека в различные моменты его жизни.
       Сохранится или нет такой дневник в семейном архиве или в архиве памяти человечества, будет или нет он востребован для прочтения и для собственного поведения живущих уже после автора людей – это уже зависит от ценности содержания, а также от выверенности и оригинальности формы жизнеописания и, увы, от случайностей (в спешке повседневности что-то ценное могли и не заметить, но даже и заметив, могли оценить предвзято, несправедливо).
       И вот перед читателем один из таких дневников – лирический. Единственное, о чём мечтает автор, - это внимательное прочтение, понимание. А если после прочтения у автора отыщутся единомышленники и единочувственники, он будет просто счастлив.
       При отборе материала, стихотворных текстов, для включения их в книгу избранного автор столкнулся со многими вопросами. Как на сравнительно минимальном объёме книги отобразить в ней разные стороны своего творчества, различные стихотворные формы? Как выстроить материал – в тематическом, жанровом или в хронологическом порядке? В каком степени снабжать тексты пояснениями?
       Обращение к творчеству – это одновременно и радость, и мука. Радость – потому что с помощью художественного слова мир воспринимается более ярко и чётко, постоянное занятие творчеством ведёт к знакомству с лучшими образцами творений мастеров отечественной и мировой культуры, с интересными, творческими людьми, яркими личностями, т.е. творчество будит в человеке (в авторе) созидательные силы, стремление к лучшему, к прекрасному, стремление к выходу за пределы стандартного, стереотипного, рутинного, стремление преобразовать мир, создавать свой собственный духовный и окружающий мир, в т.ч. духовный мир других людей.
       Для кого пишет поэт? Для себя или для других? Наверное, и то, и другое. Для себя, потому что творческий процесс – это своего рода  психотерапия (стихотерапия); с помощью творчества человек избавляется от тягостных мыслей, снимает внутреннее напряжение. Но автор пишет и для других. В этом случае стихотворчество выполняет как сугубо практическую роль (в частности рекламные стихи), так и роль психотерапевта для многих, роль проповедника, роль духовного воспитателя человека (многих людей). Поэзия – в лучших её образцах – будит совесть людей (если она в человеческой душе полностью не атрофировалась).
       Вопросы, которые возникают при обращении к поэзии: 1) почему человек пишет (не может не писать, голос Всевышнего, болезненная страсть, своего рода игра, для того чтобы иметь какую-то выгоду), 2) для чего, с какой целью пишет (психотерапия, практическая цель, желание прославиться, желание познать мир и его преобразовать), 3) для кого человек пишет (для себя, для своих знакомых, для своего народа, для человечества, обращается к будущим поколениям), 4) как соотносится с читателем (не учитывает мнение потенциального читателя, учитывает его, но не знает, как воздействовать на читателя, прогнозирует читательское восприятие, заранее рассчитывает, как его «слово отзовётся»).
       Природные способности – это лишь одна (хотя, очевидно, и самая важная) составляющая творческого человека. Сила воли, работоспособность, постоянное обращение к творчеству, нацеленность на творчество – это вторая составляющая. Но есть еще и совокупность обстоятельств, которые делают человека Творцом (с большой буквы), мастером, востребованным людьми своего поколения (или хотя бы частью социума), отношение к нему государства, времени, встретившимися на его пути людьми, поддерживающими и препятствующими творчеству. Но есть и деятельностный момент – стремление пробиться к читателю, своего рода «продюсерская» активность, умение себя подать. Поэта формирует время и место, а катализаторами его творчества выступают другие творческие люди (или хотя бы люди, ценящие творчество).
      Поэта формирует жизнь, его стихи, творчество в целом складываются из отдельных моментов бытия, из отдельных моментов отношения с другими людьми, как из отдельных цветных стёклышек складывается мозаика – живописная картина. В этой картине есть и светлые, и тёмные краски, есть радужные и ненастные, грозовые тона, но без таких переливов, переходов не может быть полной картины жизни. Поэтическая картина – это отображение картины внешнего мира, пропущенного через призму поэтической (человеческой) души.
       Надо быть благодарным миру, всем тем мгновениям, которые подарила жизнь. Естественно, что Поэт, если в основе его творчества лежит конструктивное (а не деструктивное) начало призывает к свету, и отображение тёмных сторон бытия – это своего рода контрастный приём призыва к свету.
       Ретроспектива позволяет из отдельных мгновений-стеклышек сложить определённую картину. И вот такая картина перед читателем этой книги. Конечно, как и в любой картине (живописном полотне) не все детали прописаны. Чтобы получше рассмотреть те или иные конкретные детали, придётся обращаться ко всему творчеству пишущего, а также к самой действительности, которая легла в основу творчества. Но уже представленное в книге – это подступ к восприятию текста, который называется Творческая Жизнь Поэта. Так эти камешки сложила жизнь, порой весьма причудливо, оригинально, неожиданно для самого человека (автора).
       Хочется обратиться к светлой памяти тех людей, которые поддерживали мои творческие порывы: добрая моя мама, Наталья Романовна, учитель литературы из семилетней школы, где я учился, брат односельчанина Ивана Ицкова – журналист из Москвы, поэты и писатели, с которыми мне довелось встретиться (белорусский поэт, старик, автор многочисленных сборников, затем писатель, встретившийся в Новозыбкове, Анатолий Жигулин – известный поэт, Николай Дорошенко – редактор газеты «Российский писатель», Вячеслав Белков – редактор вологодского журнала «Автограф», издатели Галина Щекина, Елена Белозерова, Александр Русанов). Можно ли это назвать «раскруткой»? Можно, но не в смысле моего выхода к более широкому читателю, а в смысле активности реализации своего творческого потенциала.
       Благодарен я и коллегам по поэтическому цеху в Череповце (Андрею Широглазову, Вячеславу Хлебову, Константину Воробьеву, Альфреду Хохрякову, Александру Кругликову, Николаю Кузнецову, Сергею Созину, Валентину Шагинову и др.).
       Особая благодарность художникам, иллюстрировавшим мои стихотворные сборники. Отдельная благодарность Дмитрию Медведеву, создавшему мой графический портрет.
       Стихотворные тексты – это своего рода, снимки, кадры моментов состояния души лирического героя (в известной степени самого автора). Но в стихах нельзя было отгородиться и от внешнего мира, и от времени, в котором жил и живёт автор. Границы этого мира раздвигаются в связи с перелётом автора в воображаемые миры, улучшенные или, наоборот, миры деформированные, страшные, как предупреждение того, каким может оказаться в будущем мир, если человек не будет сохранять и развивать в себе человеческое.
       Поэтический дневник – это отображение моментов (мгновений) внешнего мира, моментов встреч  с теми или иными людьми, моментов душевного состояния, моментов перелёта воображением в иные – улучшенные или деформированные -  миры

       Предлагаемая (предложенная) читателям книга, так же как и входящая в неё поэма, названа известным выражением древнегреческого философа (мыслителя), жившего в конце шестого – первой половины пятого столетий до нашей эры, - panta rei (или в написании древнегреческим алфавитом                ), что обычно переводится на русский язык, как «всё течёт, всё меняется».
        По мысли автора этой книги, литературное творчество – это словесное отображение, фиксация моментов изменчивого мира, с учётом его субъективного восприяния сочинителем и с учётом подключения его воображения и меняющихся состояний души (духовного мира).
       Кроме того, каждый человек (а уж творческий тем более, в первую очередь) в той или иной мере (степени) учитывает также изменение, преобразование  окружающего мира (объективного мира, мира природы) и мира природы (и мира вещей) и духовных миров окружающих его людей. То есть пишущий как бы предвосхищает ещё не существующий, будущий мир, прогнозирует его, пророчествует о нём, создаёт для себя и для других людей программу этого мира, планирует его и призывает к воплошению задуманного им, то есть принимает действенное участие с помощью художественного творчества в сотворении ещё не существующего возможного мира, лучшего, чем мир существуюший.
        Художник и архитектор слова (создатель художественных текстов) в большей степени имеет право на принятие вариантностных, проблематичных и парадоксальных решений, в отличие в политиков, решения которых в большей степени стандартизованы.
       Но данная книга – это прежде всего отображение ретроспективы – уже состоявшегося творчества. Его результатов. На автора возлагается большая ответственность: ответственность и перед собой, и перед людьми, для которых он пишет, и перед будущими поколениями. Как востребовано будет слово людьми в будущем, созидательную или разрушительную функцию оно будет выполнять – всё это должно быть небезразлично пишущему.
       Автор пытается представить читателям и критикам (в том числе критически её оценивающим) этой книги картину своего творчества, картину мира, в котором он живёт (жил), события своей жизни, картину временного (хронологического) пространства, которое охватывает различные периоды своего творчества. И картину духовного мира автора (или точнее его лирического героя). Как эта картина нарисована, состоялось ли художественное полотно как целостная картина, судить читателям и критикам.
        Ретроспектива. Автор последовательно описывает поэтическим языком события своей жизни, жизни своей страны, то время, в котором он живёт, тех людей, с которыми он сталкивается в жизни, имея в виду, что лирические герои (герои его стихотворений), имеют прототипов в реальной жизни или являются обобщённым портретом. Чаще всего автор ведёт повествование от первого лица. Но авторское «я», тем не менее, порождение  отношений между людьми, того времени, в котором живёт автор, так что, в своём «я» он отображает  мысли и чувства других людей, своих соплеменников и современников.
         Ответственность перед собой и перед читателями, хотя может быть эта ответственность официально не представлена и прямо, в лоб не выражена, ответственность перед временем, в котором человек живёт, перед будущими поколениями. Патриотизм и гуманность выражается, как полагает автор, не в произношении и в написании этих слов, а в добром и в честном отношении к людям, живущих в своей стране, в конечном счёте к тому делу, которым человек занимается, считая его частью общего дела.