9. Приобретения

Владимир Винников
Вечером, я (Евгений Кожемяко) разговаривал по скайпу
с Михаилом Анатольевичем Барановым, не  успели мы сказать и пару слов, как пришёл Евгений Ролётович  и уселся рядом со мной перед камерой нэтбука.
- Михаил Анатольевич, - начал мой тёзка, - послезавтра из Анадыря прибудет вертолёт и мы с Евгением вылетим в Будукан. На карте что вы мне дали (я и не знал, что у Медведева есть такая карта) отмечено место, где с самолета был сфотографирована «Аэрокобра» в 1944 году. Это как раз в двадцати километрах от лагеря, где вы с Женей обнаружили выход жилы золота.

- А там всё спокойно? – Спросил Баранов, - я недавно по телевизору видел сюжет, в котором насколько старателей стреляли друг в друга. Вообще там нравы изменились за последние двадцать шесть лет?
- Михаил Анатольевич, сейчас старателей здесь называют «хищниками», я вам, помните, называл адрес сайта, на котором прочитал разговор московского корреспондента побывавшего в Сеймчане, с украинцем из Донбасса и местным следователем?
- Да я прочитал, поэтому и беспокоюсь. Давай мы обсудим ваш маршрут в верховье Буюнды, карта передо мной.

Пока мои товарищи обсуждали, как лучше добраться до места обнаруженного с воздуха самолёта, я вспоминал, что понимается под словом мораль, или нравы.
Это конечно теория, но именно мораль (нравственность) выполняет функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни.
Именно в морали находят своё отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения каждого человека, социальных групп и всего общества в целом.
Для каждого отрезка времени развития современного государства  свойственен свой, особый подход к развитию этого понятия (те же двойные стандарт стран Западной Европы и Америки к понятию нравственность).
Всем необходимо учитывать, что существуют несколько функций морали - воспитательная, познавательная, мотивационная, прогностическая.
Но основная функция морали - регулятивная.
Мораль – это регулятор социального поведения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.
Недаром один из постулатов христианства «не делай другим того, чего себе не пожелаешь» называют «золотым правилом» морали.
Мораль постоянно изменяется в зависимости от условий и времени существования общества.

Политическая и правовая форма сознания зародилась гораздо позже моральной (нравственной) и связана со становлением государства.
В некоторых капиталистических государствах, мораль и право значительно расходятся, а в других мораль и право тесно связаны.

Право также является регулятором поведения человека. Однако сфера применения морали гораздо шире права. Правовые нормы фиксируются государством, и санкции за их нарушение налагаются государственными органами.
Источником моральных норм является само общество, от того, как это общество развито, как исполняет нормы права и реагирует на нарушение норм морали, можно сделать вывод – развивается это общество, или деградирует.
А в новом тысячелетии некоторые наши граждане утратили некоторые моральные нормы и не исполняют некоторые нормы права. Такие моральные нормы, как честь, честность, верность Отчизне. А ещё - уважение к старшим, забота родителей о детях и детей о престарелых родителях, любовь к своей Родине, желание сделать нашу страну свой народ богаче (капиталисты всё вывозят миллиарды из России).
В СССР были систематизированы нормы морали и создан  «Моральный Кодекс строителей коммунизма».
Однако записать все нормы морали невозможно. Они живут и развиваются в общественном мнении, получают отражение в поведении социальных групп, в различных произведениях литературы и искусства.
Да и наказание за нарушение моральных норм, существует только общественное порицание и осуждение. В отличие от правовых санкций моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия на нарушителей.
Кроме того, для общественного мнения важное значение имеет мотивация поступка.

Хищническое отношение к добыче полезных ископаемых капиталистами, ежегодное увеличение количества российских олигархов и их богатства за счёт обнищания всего народа страны в данное время с точки зрения морали не оценивается.
Хотя с точки зрения права любая кража наказуема, но в то же время, с точки зрения морали кража куска хлеба для голодного ребенка, ловля рыбы, добыча янтаря, золота, спиливания леса на дрова (где нет других видов топлива) может быть оправдана некоторыми общностями людей.
 
А причина одна - отсутствие в тех местах постоянной работы и постоянного дохода, голод.
В это время Баранов и Медведев стали вспоминать трудные условия работы на Дальнем Востоке (Колыме и Чукотке), в  Сибири.
Медведев стал рассказывать Баранову:
- Последние двадцать пять лет, не только украинцы приезжают работать в местные артели, но и узбеки, таджики.
И раньше, вы помните, в мороз приходится рубить солидол топором, да и металл становится хрупким, ломаются даже гаечные ключи, я это сам видел.
 
Бывает, что часть старателей артельщиков не выдерживают нечеловеческих условий жизни и бегут, будто с исправительного лагеря строгого режима. Сходство сейчас большое, так как рабочих в старательских артелях одевают в одежду, напоминающие форму осуждённых, так же за каждым старателем наблюдают вооружённые охранники.
 
Вы помните пьянки старателей в Магадане в шестидесятые годы? Они ведь рестораны целиком, на насколько вечеров заказывали, а зазывали в них любого. И так, пока не пропьют все заработанные деньги. А в последние годы некоторые из них, да и отдельных богатеев, забыли о морали. Где эти - «люби ближнего своего», «не убий»?
Осенью, когда старатели возвращаются с приисков с полугодовым заработком, их уже  ждут. Первыми встречают местные бандиты и мошенники.
Некоторых работяг - старателей даже не надо грабить. Количество денег большое, пачки купюр распирают карманы, им хочется шиковать, да и водки полно, которой они долго не пили.
- А я, - перебил Медведева Баранов, - слышал про страшные случаи в Москве. Видимо о вылетах старателей из Анадыря и Магадана сообщают подельники.
Золотодобытчиков вычисляют в аэропортах и вокзалах, одетые в форменную одежду, действительно ли представители силовых органов, или переодетые бандиты, которые угрозами и, применяя физическую силу, вымогают сотни тысяч рублей.
Таджик, украинец, узбек? Прибыл из Магадана? Документы! А потом начинается разговор.

- Последнее время, - дополнил Медведев, - старатели пользуются денежными переводами, ведь на свой заработок они неплохо могут содержать семью и позволить себе отпуск, с посещением родных мест. Хотя в последние годы у всех жителей Дальнего Востока возникли сложности с питанием и одеждой.
Цены растут быстрее, они выше, чем на материке за Уралом и значительно выше. Многие жители Дальнего Востока уезжают из мест, где счастливо прожили и проработали десятки лет. А некоторые, забыв про моральные принципы, вступают в организованные преступные группы, или в одиночку идут в тайгу «хищниками».
 
Хотя ведь хищник, это просто работяга, который своим тяжким трудом добывает золото в тайге. Живёт он в крохотной избушке, с трудом в морозы колет дрова из лиственницы, чтобы к ночи отогреть домик, топит снег для питья.
А ещё нужно растопить и отмыть грунт, отбить, отдуть, отжечь породу, чтобы на выходе получалось чистое золото.
Затем, осторожно (в тайге появились охотники на них) пробирается к перекупщику. Тот берёт свой немалый процент и бежит к скупщику. Скупщик связывается с чёрным банкиром, кто непосредственно даёт деньги.
В тайге старатели (хищники) живут месяцами, а то и годами, пока у них не кончится еда. Труд там не просто тяжёлый, он хуже, чем каторжный. Доход зависит от того, как человек разбирается в геологии. В хорошем месте, где найдёт выход жилы, или у ключа, речушки, он вручную, за три-четыре месяца может добыть грамм триста золота, а кто больше. Хотя это как повезёт.
Если сдавать добытое золото по официальным котировкам, доход неплохой. Но перекупщики, скупщики, «чёрные» банкиры берут свой процент и хорошо, если останется на продукты.
Возникает резонный вопрос, добыча золота легализована, почему не сделать официальные приемные пункты или принимать в филиалах банка? Ответа нет.
 
В России много золотоносных районов, в Свердловской области добывают изумруды, в Калининграде янтарь. И практически везде, у каждого месторождения серебра, золота, камней всегда есть хищники.

А я в это время записывал в свой дневник: «Вот и думай после этого о морали, этике. А ведь этика это теория морали, исследующий вопросы о происхождении и сущности морали, о том, как должен поступать человек.
Этика размышляет о том, что такое добро, а что - зло, в чём цель и смысл жизни человека.
В понятии добра выражаются наши самые важные интересы, стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем всё то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека. Добром считают отношение доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему человеку. Всё, что противоположно добру, есть зло.
В понятие зла вкладывают представления о человеческой безнравственности, анти гуманизме, отсутствии доброты. Это понятие ведь должно заслуживать осуждения, презрения и должно быть обязательно преодолено людьми.    
      Или вот понятие зла.       Оно охватывает все отрицательные явления, такие как насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство.
Когда мы что-либо оцениваем как добро, то тем самым мы хотим сказать, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла – это надо избежать.
Оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и, прежде всего, должны обязательно изменять самих себя, свою позицию, поведение мировоззрение, в этом, и состоит моральный выбор.
К сожалению и это практически каждый из нас видит ежедневно, последние двадцать шесть лет, некоторая часть населения, изменяет себя не в лучшую сторону».