Мой американский друг Кэнт

Валерий Малыхин
     Эта история началась весной 1993 года, в городском Эсперанто-клубе я случайно нашёл старый выпуск российско-американской газеты «Мы» (We). Точнее меня привлекло небольшое объявление на последней странице: «Кто хочет погостить у меня на вилле на Кипре, поплавать с морскими черепахами, отведать национальной кухни…, пишите по адресу Mr. Kent R. Goff, General Delivery, Orlean, VA, USA».
     Имея богатый опыт международной переписки, я полагал, что желающих будет не так много. Психологически человек, прочитав такое объявление, подумает, что он будет сотым или тысячным в списке желающих. А стоит ли тогда писать по указанному адресу? Я же отбросил всякие сомнения, купил международный конверт, написал первое ознакомительное письмо на английском языке, вложил свою семейную фотографию и отправил в Америку.
     Сомнения, конечно, были. А чем я собственно рисковал? За спрос денег не берут. Прошло два месяца, я получил письмо от Кэнта Гоффа из Вирджинии, США. Оказалось, что я – единственный человек из России, кто ему написал. Так началась переписка с этим удивительным человеком, мечта которого была посетить Россию, но не туристом, а частным образом, чтобы посмотреть нашу жизнь изнутри, минуя гостиничный номер. Узнал, что Кэнту 64 года, пенсионер, есть двухэтажный дом, небольшое хозяйство и вилла на Кипре. В одном из писем он попросил пригласить его с женой Элизабет пожить в нашей семье пару недель. Я собрал своих родственников и рассказал о предложении американца. Они дали положительный ответ. Неужели мы не прокормим двух граждан США и не покажем им свой город? Готовы были показать им всю русскую душу.
     Весной и летом 1994 года я работал в финансово-промышленной корпорации ААА специалистом по поиску зарубежной недвижимости. Платили мне мало, но я мог пользоваться их факсом и телефоном для зарубежных контактов. Для наших американских друзей в ОВИРе сделал частное приглашение. По факсу Кэнт сообщил, что приедет один, ибо его жена в то время должна работать. Одного человека проще принять,  чем двоих. У моей семьи не было опыта приёма иностранных гостей за исключением одного китайского эсперантиста в июне 1991 года, гостившего у нас двое суток.
     Итак, Кэнт получил в посольстве российскую визу и заказал авиабилет до Москвы. Семья у меня не богатая, и живём мы не в Подмосковье, а в 4000 км от столицы. Приняли единственно правильное решение, привлекая к этому родственников жены, живущих в городе Мценске Орловской области, а это 6 часов на поезде от Москвы. Тётя Валентина, её муж Валентин и две дочери, учившиеся в старших классах школы, и с английским у них было хорошо. Мы позвонили родственникам во Мценск, сообщили номер рейса Кэнта, прибывающего в Москву. Нужно было его встретить в столице, показать по минимуму город, посадить в самолёт и отправить в Красноярск. Валентин с дочерью Катей отлично справились со своей миссией. Они сообщили о рейсе, на котором Кэнт прибывает в Красноярск. Самое интересное, что у нас не было фотографии нашего американского друга, наша семейная фотография была выслана в первом же письме. Я поехал в аэропорт встречать Кэнта на машине с моим другом Трофимовым Владимиром Павловичем. На картоне я написал Kent Goff. Это нам не понадобилось, ибо к нам подошёл высокого роста человек лет за 60 с седыми усами, одетый, как обычный россиянин. Это был Кэнт, единственно, что он не говорил по-русски. На американца не был похож. Мы поздоровались, Кэнт рассказал о своих впечатлениях о Москве. Владимир Павлович повёз нас на своей иномарке в город, где на проспекте Металлургов мы с Эльвирой снимали однокомнатную квартиру специально для нашего американского друга. С женой были кое-какие сомнения, чем же особенным потчевать Кэнта. На пороге этой квартиры, увидев Эльвиру, наш заморский друг сказал: «Что вы будете кушать, то и я, что вы будете пить, то и я буду пить. Считайте, как будто приехал ваш родственник. Хочу изнутри узнать русскую душу, о которой много читал!»
     Нам стало очень легко, ибо гость не был привередливым. Первым делом накормили мистера Гоффа обедом, дали отдохнуть с дороги, а вечером повели в четырёхкомнатную квартиру, расположенную в одной остановке отсюда, там где жили родители моей жены, её два брата и сестра. Владимир Павлович прекрасно говорил на английском, бывший военный лётчик, а затем пилот гражданской авиации. Наши родственники – люди простые, гостеприимные, сразу нашли общий язык с Кэнтом, который хорошо подготовился к этой поездке. Незнакомым людям мы не афишировали нашего американского друга, а вот наши родственники и друзья были ему очень доступны.
     Программа этих 11 дней была очень насыщена: днём были экскурсии по городу и его окрестностям, а вечерами собирались за семейным столом и потчевали нашего друга чем могли.
     Прежде всего Кэнт просил нас быть открытыми и честными во всех вопросах жизни: зарплата, цены… Это на Западе вопрос о доходах считается закрытым, а у нас после второй рюмки водки человек сам расскажет об этом, так как это не является большим секретом.
      Владимир Павлович всюду возил нас на своей машине. Когда осматривали город с Караульной горы, Кэнт сказал, что Красноярск напоминает ему промышленный Питсбург.
     Трофимов Владимир Павлович организовал поездку в заповедник «Столбы», привлёк в качестве гида своего друга, старого столбиста. Природа понравилась Кэнту.
     Больше всего его привлекало неформальное общение с нашими родственниками и друзьями по вечерам. Кэнт рассказывал о своём приусадебном хозяйстве: о бычках, пасущихся на его территории, о собаке Коуди – золотом ретривере и о серой кошке Микки. Особенно эмоционален в общении был мой тесть Роман Михайлович, очень любознателен, ранее ему не приходилось бывать за рубежом, поэтому интерес к американской жизни был очевиден. Кэнт в конце своего пребывания спросил: сколько денег мы потратили на его приём. Принимался только правдивый ответ. Я сказал, что около двух миллионов рублей. Кэнт, зная уже наши цены и доходы, сказал, что мы здорово потратились.
     Однажды, когда мы ехали на машине, за рулём которой был кто-то из наших знакомых, Кэнт прямо спросил меня: «А хочешь поехать в Америку?» Я ответил утвердительно. Мой американский друг спросил: «А что этому мешает?» Я прямолинейно ответил, что деньги. Кэнт в свою очередь сказал: «Думал, что у тебя более серьёзная причина!» и засмеялся. Тогда он сделал мне предложение: «Посчитай, сколько денег будет нужно тебе, твоей жене и твоему сыну, чтобы приехать погостить ко мне в Америку. Открой счёт в банке и напиши мне! А я пришлю тебе денег, ибо вы очень потратились на мой приём!»
     Приехав домой, я рассказал об этом своей жене Эльвире, на что она отреагировала: «Ну, ты и сказочник!» Я же ответил: «За что купил, за то и продаю!»
     Как-то раз Кэнт спросил, есть ли у нас в городе пивзавод. Ответил, что, конечно, есть. У меня был знакомый новый русский, у которого везде были связи и попросил его организовать экскурсию на пивзавод «Пикра», что он и сделал, позвонив куда надо. Сначала Кэнта там приняли за конкурента, но, узнав, что у него есть собственная мини-пивоварня для своего потребления, пожилая женщина – главный технолог пивзавода всё ему рассказала и показала. Без дегустации пива тут не обошлось. Нам очень понравился сорт пива «Купическое». Тогда главный технолог рассказала, что в состав этого сорта пива входит лечебная трава бадан, которая растёт на юге нашего края. Кэнт заинтересовался этим, и она ему подарила килограмма три кореньев этого растения. Мой друг посчитал, что этого ему хватит очень надолго.
     Когда Кэнт уехал, в сентябре я подсчитал, сколько денег понадобилось бы для поездки в Америку на троих. Это сейчас очень легко открыть валютный счёт в любом банке. А в 1994 году это была целая история. У одного знакомого одолжил 100 долларов под большой процент и пошёл в банк «Енисей». Туда принёс какую-то справку, заполнили документы. Мне говорят: «Депозит 500 долларов!» Я прикинулся валенком и сказал: «Мои друзья, клиенты Вашего банка утверждали, что всё начинается со 100 долларов!» Поворчали, но счёт открыли. По факсу написал Кэнту: 2500 долларов и номер своего счёта. На следующий день эти деньги уже лежали на моём счете за вычетом 1,5% за трансакцию. Придя домой, сообщил жене, что деньги уже пришли, есть на что ехать в Америку. Эльвира – очень разумная женщина мне сказала: «Боюсь, что нас всех троих могут не впустить в США. Давай-ка езжай один, может, удастся там заработать!»
     В это время узнаю, что родной брат моего тестя Борис уже более 10 лет живёт с семьёй в Америке. В письме он обещал брату, что если тот соберётся в нему в гости, оплатит ему дорогу. Итак, я подошёл к своему тестю и сказал: «Роман Михайлович, поедемте вместе в США!» На что он спросил: «А где я деньги возьму?» Объяснил, что у Кэнта попросил денег на троих. Я финансирую, а потом его брат Борис вернёт мне потраченную сумму. Имея нужное количество долларов, съездить в Америку было делом технически решённым.
    Примерно за год до этого к моему тестю приехал в гости пенсионер, тоже живущий в Зелёной Роще, Борис Фёдорович. Он съездил в США, в Нью-Йорке на автобусной экскурсии познакомился с братом моего тестя тоже Борисом, который ему передал письмо для брата. Мы подружились с Борисом Фёдоровичем, который подробно рассказал, как проходить американское посольство: какие документы надо иметь для этого.
     О том, как я со своим тестем Романом Михайловичем  попал в начале февраля 1995 года в Америку, это тема для отдельного рассказа. Я очень благодарен за всё своему американскому другу Кэнту Гоффу, который способствовал моей поездке в Соединённые Штаты.
     В сентябре 1995 года он вместе с богатым доктором Снайдером снова гостил в моей семье, а я в то время находился у него дома и вёл хозяйство несколько месяцев. Мистер Гофф также способствовал поездке моей жены Эльвиры в Америку на три месяца в 1996 году.
     С тех пор прошло много времени, но я поддерживаю контакты с Кэнтом, хоть он и очень редко пишет мне. Тем не менее благодарен этому замечательному человеку.

22 января 2019 года.