Голубь как христианский символ

Александр Гончаров Красс
Праздник Крещения Господня, столь любимый православными христианами, носит еще название Богоявления Господня. И это далеко неслучайно.
Именно при Крещении Господа нашего Иисуса Христа во Иордане произошло явление Пресвятой Троицы. Об этом нам сообщают все апостолы и евангелисты (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22; Ин. 1, 33-34). В Евангелии от апостола Луки читаем: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Сектанты, часто недоброжелательно относящиеся к православной иконе, упрекают Церковь, что символическое изображение Святого Духа в виде голубя противоречит древнему христианству. Впрочем, они так же говорят о запрете любого изображения, связанного со Священным Писанием и Преданием.
Попробуем разобраться и остановимся на символе голубя, ибо он в православном представлении прежде всего связан с Третьим Лицом Пресвятой Троицы – Духом Святым.
Не секрет, что при исследовании римских катакомб, в местах, где собирались для богослужений первые христиане, гонимые языческими властями, найдены древнейшие образы и символы христианства (II-III вв.): крест, рыба, голубь и др.
Кроме того, выдающийся христианский ученый и апологет – пресвитер Климент Александрийский († 217 г.) сообщает в своем сочинении: «Нам разрешается иметь кольцо, служащее печатью. Изображения, выгравированные на нем, должны быть предпочтительно голубь, рыба, быстрый корабль под надутыми парусами; можно изображать на нем даже лиру Пликрата или якорь, как Селевк; наконец, рыбака у берега моря, вид которого напомнит нам Апостола и детей, вынимаемых из воды».
Таким образом, голубь использовался православными христианами как символ более 1800 лет.
В иконописи символ голубя используется неоднократно, но далеко не всегда он относится только ко Святому Духу. И это использование опирается на различную наполняемость символа.
Изначально, еще с дохристианских времен голубь принимается в виде образа чистоты души, любви, непорочности, верности, мира, вестничества (здесь на ум приходит «голубиная почта», существующая не позднее чем с периода древнего Классического Востока), жертвы и спасения.
В Ветхом Завете голубь почитается чистой птицей, пригодной для жертвоприношения в Иерусалимском храме (см., например, Чис. 6, 10-11 или Лев. 14, 30). Поэтому далеко неслучайно на ряде икон Сретения показан праведный Иосиф с двумя жертвенными голубями. А на весьма редкой  иконе Божией Матери Тромбоденская – на руке Пресвятой Богородицы изображают одного или двух голубей, также предназначенных в жертву, что перекликается с Новым Заветом (Лк. 2, 24). На Коневской (Голубицкой) иконе голубей держит сам Богомладенец Христос.
Праведный Иосиф и Дева Мария поступили в соответствии с ветхозаветным Законом: «По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей [младенца] мужеского или женского пола. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» (Лев. 12, 6-8).
Кстати, из этого мы узнаем, что праведный Иосиф и Дева Мария были очень бедны и не имели возможности для принесения иной жертвы.
Голубь как символ спасения также появляется в Ветхом Завете. Он свидетельствует об окончании потопа и спасении праведного Ноя с семейством (Быт. 8-12).
Пересечение Ветхого и Нового Заветов мы можем увидеть на некоторых иконах великомученицы Ирины Македонской (I век- от Р. Х.). На ней часто изображается голубь с масляничной ветвью. Обратимся к ее житию: «Она была дочерью язычника Ликиния, правителя области Мигдония Македония. До святого Крещения она носила имя Пенелопа. …Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы – голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы – смирение, кротость и целомудрие, принес масличную ветвь – благодать Божию, получаемую в Крещении; орел – знамение высоты духа, достигаемой через богомыслие, – принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа; ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла Крещение от руки апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной». Здесь видится прямой отсыл и к праведному Ною, и празднику Крещения Господня.
В русской житийной литературе известен сюжет, нашедший отражение в иконографии. Это «Чудо о птицах» преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, поздно вечером, стоя у себя в келии, как обычно, на молитве, он услышал голос: «Сергий!» Преподобный помолился и отворил оконце келии. Дивный свет льется с неба, и в нем Сергий видит множество прекрасных, неизвестных ему раньше птиц. Тот же голос говорит:
– Сергий, ты молишься о своих духовных детях: Господь принял твою молитву. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальныя Троицы.
А птицы летают в свете и необычайно сладостно поют.
– Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют».
Какие это были птицы – символы учеников, точно неизвестно, но обыкновенно иконописцы их рисуют как голубей. И опять для понимания символики необходимо обратиться к Ветхому Завету – к книгам пророков Иеремии и Осии.
Главный монастырь Руси, созданный трудами преподобного Сергия Радонежского – это Свято-Троицкая обитель. И здесь мы возвращаемся к Богоявлению Господню.
Символичное отображение Святого Духа в виде голубя мы находим на иконах Пресвятой Троицы, таких, как «Отечество» и «Сопрестолие». Кроме того, на иконе «Распятие Господне» также встречается символическое изображение Святого Духа как голубя.
Нельзя обойти вниманием и икону Пятидесятницы. В книге «Деяний святых апостолов»: «При наступлении дня Пятидесятницы (апостолы) все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4). Данное событие на иконах отображается по-разному. Причем есть иконы, где Дух Святой показан опять же как голубь, иногда как огненный голубь.
Символическое изображение Святого Духа в облике голубя неоднократно встречается и на иконах Благовещения Пресвятой Богородицы.
Почему же Господь избрал голубя для открытия глубоких смыслов, ведь, в конце концов, есть и более величественные птицы? Да по той же причине, почему были призваны для евхаристии хлеб и вино. Богу не нужны помпезность и вычурность. Бог дает нам самое простое, самое главное, и зовет к Вечной Жизни.
Обращаясь к символике христианства, яснее понимаешь слова Спасителя: «…будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10-16).