Чёрт-постмодернист с ретроградной физиономией

Бармин Виктор
                Чёрт-постмодернист с ретроградной физиономией.

             Представьте себе, что в нашей современности, уникальной и полифоничной, объявился таки некий "персонаж", но не простой, а необычный "персонаж" из произведения Федора Михайловича. Как вы думаете, в каком направлении искусства он проявил бы себя? Ну конечно же, все верно, как ни в постмодернистском. А в каком же еще-то направлении себя может проявить ТАКОЙ "персонаж"!?.. Только в постмодернистском. Но вот беда-то, "персонаж"-то хоть и необычный, а все-таки ретроградный. Ведь у нас сегодня каждому постмодернисту любая дверь издательства открыта. А тут такой загадочный "персонаж", что издатели входят в состояние "замешательства" и не знают, как же им отреагировать. Словом, хоть "персонаж"-то и смешон, но совсем не успешен, в отличие от современных постмодернистов. И все дело-то в физиономии, что выдает в этом загадочном "персонаже" нечто ретроградное. Хотя он и одевается, и двигается-то по-современному. И даже, порой, иногда такое "выкинет колено", что "хоть плачь, хоть смейся"... Впрочем, он и сам не прочь рассказать о своих приключениях и о себе. Ну конечно, переодевшись в "новые штаны", т.е. приспособившись к новым условиям, а если по-научному, то он перевоплотившийся постмодернист в НОВЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, но с ретроградной физиономией.
            Итак, встречайте же аплодисментами, вот он на сцене, "загадочный персонаж"!:

            "...Непременно положил ему "спасибо" в газетах напечатать, чувство благодарности заговорило, и вот вообрази, тут уже другая история пошла: ни в одной-то редакции не принимают! "Ретроградно очень будет, говорят, никто не поверит, "дьявола-то больше не существует" (франц.). Вы, советуют, напечатайте анонимно". Ну какое же "спасибо", если анонимно. СМЕЮСЬ с конторщиками: "Это в бога, говорю, в наш век ретроградно верить, а ведь я чёрт, в меня можно". - "Понимаем, говорят, КТО ЖЕ В ЧЁРТА НЕ ВЕРИТ, а все-таки нельзя, НАПРАВЛЕНИЮ повредить может. Разве в виде шутки?" Ну в шутку-то, подумал, будет неостроумно. Так и не напечатали. И веришь ли, У МЕНЯ ДАЖЕ НА СЕРДЦЕ ЭТО ОСТАЛОСЬ. Самые лучшие чувства мои, как, например, благодарность, мне формально запрещены единственно социальным моим положением...
            Я хочу в идеалистическое общество записаться, оппозицию у них буду делать: "дескать, реалист, а не материалист, хе-хе!"...
            Каким-то там довременным назначением, которого я никогда разобрать не мог, я определен "отрицать", между тем я искренно добр и к отрицанию совсем не способен. Нет, ступай отрицать, без отрицания-де не будет критики, а какой же журнал, если нет "отделения критики"?.. Ну а я? Я страдаю, а все же не живу. Я икс в неопределенном уравнении. Я какой-то призрак жизни, который потерял все концы и начала, и даже сам позабыл, наконец, как и назвать себя. Ты смеешься...
            Какие муки? Ах и не спрашивай: прежде было и так и сяк, а ныне все больше нравственные пошли, "угрызения совести" и весь этот вздор. ЭТО ТОЖЕ ОТ ВАС ЗАВЕЛОСЬ, от "смягчения ваших нравов". Ну и кто же выиграл, выиграли одни бессовестные, поточу что ж ему за угрызения совести, когда и совести-то нет вовсе. Зато пострадали люди порядочные, у которых еще оставалась совесть и честь... То-то вот реформы-то на неприготовленную-то почву, да еще списанные с чужих учреждений - один только вред! Древний огонек-то лучше бы...
            Я, может быть, единственный человек во всей природе, который любит истину и искренно желает добра... я ведь, ты знаешь, очень чувствителен и художественно восприимчив. Но здравый смысл - о, самое несчастное свойство моей природы - удержал меня и тут в должных границах, и я пропустил мгновение! Ибо что же, - подумал я в ту же минуту, - что же бы вышло после моей-то "осанны"? Тотчас бы все угасло на свете и не стало бы случаться никаких происшествий. И вот единственно по долгу службы и по социальному моему положению я принужден был задавить в себе хороший момент и остаться при пакостях. Честь добра кто-то берет всю себе, а МНЕ ОСТАВЛЕНЫ В УДЕЛ ТОЛЬКО ПАКОСТИ... Почему изо всех существ в мире только я лишь один обречен на проклятия ото всех порядочных людей и даже на пинки сапогами, ибо, воплощаясь, должен принимать иной раз и такие последствия? Я ведь знаю, что есть секрет, но секрет мне ни за что не хотят открыть, потому что я, пожалуй, тогда, догадавшись в чем дело, рявкну "осанну", и тотчас исчезнет необходимый минус и начнется во всем мире благоразумие, а с ним, РАЗУМЕЕТСЯ, и конец всему, даже газетам и журналам, потому что КТО Ж НА НИХ ТОГДА СТАНЕТ ПОДПИСЫВАТЬСЯ...
            ...Где стану я, там сейчас же будет первое место... "все дозволено", и шабаш! Все это очень мило; только если захотел МОШЕННИЧАТЬ, зачем бы еще, кажется, санкция истины? Но уж таков наш русский современный человек: БЕЗ САНКЦИИ и СМОШЕННИЧАТЬ НЕ РЕШИТСЯ, ДО ТОГО УЖ ИСТИНУ ВОЗЛЮБИЛ..." (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

                ***

             "Теперь вас спрошу: ЧЕГО ЖЕ МОЖНО ОЖИДАТЬ ОТ ЧЕЛОВЕКА КАК ОТ СУЩЕСТВА, ОДАРЕННОГО ТАКИМИ СТРАННЫМИ КАЧЕСТВАМИ?..
              Рискнет даже пряниками и нарочно ПОЖЕЛАЕТ самого ПАГУБНОГО вздора, самой неэкономической бессмыслицы, единственно для того, чтобы КО ВСЕМУ ЭТОМУ положительному БЛАГОРАЗУМИЮ примешать свой ПАГУБНЫЙ фантастический элемент"
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья"). 



              (Начато 02.02.2019)