Китай - судьба Сибири

Евгений Медиокритский
Вопрос, связанный с Китаем, – с нашим главным и опасным соседом (м. б. грозным), не изменился. А даже набрал силу. Материалы по Китаю «копятся, оседают» и ничуть не теряют своей актуальности и остроты. Можно констатировать, что в конце «горбачёвской перестройки» и последующих 15 лет о Китае совсем не вспоминали – как будто его не существовало. Один умный человек сказал: «Очевидно, это кому-то было нужно!».

В то время – 30 или 20 лет тому назад, только закладывался фундамент тех поразительных успехов, которые в настоящее время демонстрирует Китай или Китайская Народная Республика. Главное, не изменилось: Компартия КНР – как была, так и осталась во главе государства. Тайвань как был самостоятельным государством, так и остаётся им; территория КНР, кажется, ничуть не изменилась (разве только прибавилась Гонконгом). Но ума, государственного ума, прибавилось столько (после  реализации реформ Дэн Сяопина), что на весь мир хватит и сейчас, и в будущем. Как, каким образом это произошло ? Но произошло...

И вот недавно появилась статья в Интернете (ресурс «Иносми. Ру»)
«Китай, судьба Сибири», опубликованная ещё в 2009 году 31 декабря – «подарок под Новый Год».  Хотя в «Иносми. Ру» перевод американской статьи  удалось обнаружить 31. 03. 2011 г. Начну перевод этой статьи с конца: Мы не боимся, но мы обеспокоены. Мы просто не понимаем, что они собираются делать. Они в любой момент могут напасть на нас – говорит декан факультета международных отношений Амурского Госуниверситета в Благовещенске Светлана Косихина. И здесь же добавляет: Пессимисты учат китайский. Ей вторит профессор Иркутского Госуниверситета, специалист по российско-китайским отношениям Виктор Дятлов: Китай это судьба Сибири; наше настоящее и будущее во всех отношениях зависит от того, что будет происходить в Китае. Единственное направление, в котором мы можем двигаться, это интеграция и сотрудничество между Россией и Китаем. Но мы не знаем, какие формы примет такая интеграция. А директор местного(в Благовещенске) Института Конфуция Кухаренко добавляет: Многие из обучающихся в Благовещенске китайских студентов – шпионы. Особенно те, кто постарше, и кто уже хорошо говорит по-русски. Ходят также слухи о том, что в соседнем китайском городе-миллионнике Хэйхэ (на другом берегу Амура, напротив Благовещенска) есть секретный музей, куда водят только китайских туристов. Там якобы есть карта, где показано, как Китай будет владеть Дальним Востоком России.

Все эти цитаты приведены неспроста, ибо ещё в 1969 году, проживая в Новокузнецке, мы пережили «ужас острова Даманского». Суть о. Даманского  заключалась в том, что он был яблоком раздора между СССР и КНР. В 60-х ХХ века. Как будто островок решал что-нибудь в территориальной целостности этих двух гигантов (по уточнённым данным – см. «Яндех. ру», площадь острова 0,74 кв. км, длина до 1800м, а ширина до 800м – в  разные времена года).  В то время отношения между «двумя вечными братьями», как пелось в знаменитой песне-гимне «Москва – Пекин», дали трещину. Наверное, серьёзную и глубокую. Ибо за очень небольшой промежуток времени, после китайской «культурной революции», друзья-братья социалистические стали врагами. Чуть ли не смертельными. Вообще, как оказалось, тема «Даманский – Чжэньбао» хорошо разработана в Интернете, хотя бы на сайте «Яндех. ру». Этот инцидент закончился тогда, когда 15 марта 1969 года (скоро юбилей – 50  лет) в течение 10 минут (начиная с 17.00) по китайской стороне был нанесён залп из секретных (в то время) орудий дивизиона БМ-21 «Град». Было выпущено по китайской стороне 720 реактивных стокилограммовых снарядов. В результате погибло до 3000 китайских солдат и офицеров, уничтожено много техники, укреплений, складов оружия и пр. пр. 58 советских солдат и офицеров погибли за 2 и 15 марта 1969 года, но впервые после Великой Отечественной войны была отражена самая настоящая агрессия, имевшая целью захват чужих территорий и решение конкретных политических вопросов со стороны КНР  (см. интернетовый ресурс damanski-zhenbao. ru).
 И наступила тишина на тридцать лет. Вплоть, до 1991 года, когда остров Даманский был передан КНР по новым соглашениям о демаркации границ России на Дальнем Востоке. 
 
А от Новокузнецка до Китая «рукой подать» – 400 км. В случае войны, «запах» которой был знаком в конце шестидесятых очень даже явно, китайцы-братья элементарно прошли бы эти 400 км и своими телами закидали бы. Что? В первую очередь Кузбасс. А в Кузбассе на юге что? Новокузнецк. Вот и вся тревога... Ночи без сна, былое и думы. По этому поводу создали, быстро сочинив, соответствующий фильм с участием Нонны Мордюковой и её сына от Вячеслава Тихонова. Все трое уже не живут. Фильм «забыт», но страх, «животный страх», у переживших тот ужас и ещё живущих в этом мире, остался в душе. В этом можно быть уверенным. К тому же, спустя пятьдесят лет ситуация изменилась не в пользу России – в экономическом, военном, территориальном, демографическом, морально-психологическом отношении.
Вот почему эту зарисовку мне пришлось так и обозначить: «Китай – будущее Сибири». Без запятой и без «это», а исключительно через  дефис.                Апрель  2011 г.

P.S.–1. Прошло пять лет. Слова В. Дятлова (см. выше) остались актуальными. Россия движется по пути интеграции и сотрудничества с Китаем. Другого выхода нет. Вдобавок США и Евросоюз очень постарались за последние пару лет этому движению. Как этот процесс будет развиваться – время покажет.                Декабрь  2015 г.

P.S.–2.   Минуло ещё полтора года. Ситуация в мире быстро меняется в связи с выборами нового президента США  Дональда Трампа 9 ноября 2016 г.  Позади уже 100 дней правления Д. Трампа, а  «воз и ныне там» -- на точке замерзания. Даже «на самом дне». Прогресса во взаимоотношениях между США и Россией нет.    А Китай?
Выжидает... И интегрируется  с Россией.                Июнь 2017 г.