Жемч. Ожер. Дневники Гл. 1Январь Ч. 3-9-2 Молитвы

Дудко 3
ПРОТОИЕРЕЙ  ГРИГОРИЙ  ДЬЯЧЕНКО
поисков.рф


ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ  ДНЕВНИКИ
ГЛАВА 1    2019  Г.  ЯНВАРЬ
ЧАСТЬ  3-9-2  МОЛИМСЯ  ЗА  УМЕРШИХ

Лазая по разным сайтам в поисках истины, я ищу ответы на свои же вопросы.
Я  не фантаст. Не могу писать о том, чего не знаю или чему не была свидетелем.
В своих публикациях личные воспоминания приходится дополнять чужими текстами (естественно – со ссылками на них), и поэтому скорее являюсь – публицистом, а не писателем…

Поэтому сейчас, когда истину нужно устанавливать на основе православных текстов, я каждый раз буду приводить цитаты или вырезки из первоисточников.
А сделанный мной вывод постараюсь формулировать кратко и заглавным шрифтом, чтобы выделить его от источника, с добавлением слова – «ВЫВОД».

Итак, начнём с лёгких вопросов.

Нужно ли молиться за ушедших в мир иной?

Для начала  решила остановиться на сайте - azbyka.ru› Библиотека›
Протоиерей Григорий Дьяченко› Вконтакте›  Глава 8

Весь большой текст сюда переносить не будем. Но некоторые вырезки, частично отвечающие на мой заданный вопрос, всё-таки  здесь приведём…

                ТАЙНАЯ  ЖИЗНЬ  ДУШИ  ПОСЛЕ  ТЕЛЕСНОЙ  СМЕРТИ
                ГЛАВА 8
                О  ХОДАТОЙСТВЕ  ЖИВЫХ  ЗА  УМЕРШИХ

1. Основания учения церкви о ходатайстве живых за умерших в Священном Писании.

Как праведники, вслед по смерти тела и частном суде над ними, восходят душами своими на небо и удостаиваются блаженства, точно так же грешники отходят душами своими в ад - место печали и скорби, хотя как первые не чувствуют еще совершенного блаженства, так и последние до всеобщего суда не терпят совершенного мучения.

Впрочем, преподавая учение, что все грешники, после смерти своей и частного суда над ними, равно отходят в ад, православная церковь в то же время исповедует, что для тех из них, которые до разлучения с настоящею жизнью покаялись, только не успели принести плодов, достойных покаяния (каковы: молитва, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), остается еще возможность получить облегчение в страданиях и далее вовсе освободиться от уз ада.

Такое облегчение и освобождение грешники могут получать не по собственным каким-либо заслугам или чрез раскаяние (ибо после смерти и частного суда нет места ни для покаяния, ни для заслуг), но только по бесконечной благости Божией, чрез молитвы церкви и благотворения, совершаемые живыми за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит кафолическая и апостольская церковь.

Утешительное учение православной церкви о возможности для грешников, умерших с покаянием, получать облегчение и далее совершенное освобождение от мучений ада, по молитвам еще живущих братии и их благотворениям (цель этих благотворении есть также возбуждение в других молитвы о преставившихся) или, что то же, по молитвам церкви, силою бескровной жертвы, - это учение имеет основание в Священном Писании.

Св. апостол Иаков заповедует нам «молиться друг за друга» (Иак.;5,;16); и св. апостол Павел просит совершать «молитвы…за всех человеков» (1Тим.;2,;1; Еф.;6,;18-19).

И тот и другой апостол заповедуют молиться друг за друга и за всех без ограничительного обозначения места, времени и других обстоятельств.

Мы должны, следовательно, молиться за ближних наших и тогда, когда они находятся вместе с нами, и тогда, когда они бывают в отсутствии, и тогда, когда они живут еще на земле, и тогда, когда они чрез смерть переселяются в другой мир, потому что «живем ли мы или умираем, мы всегда Господни» (Рим.;14,;8), и умершие, как и живые, для Бога все равно «живы» (Лк.;20,;38).

Предостерегая нас от молитвы за ближних, неугодной Богу и бесплодной для них, св. апостол Иоанн Богослов дает нам другую заповедь: «если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть, согрешающему грехом не к смерти.

Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин.;5,;16). Но все, умершие с истинным раскаянием, свободны от смертного греха уже по тому одному, что они раскаялись: «ибо грех к смерти есть (говорят отцы 7 Вселенского собора), когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают и жестоковыйно (упорно) восстают на благочестие и истину… В таковых несть Господа Бога, аше не смирятся и не истрязвятся от своего грехопадения» (правило 5).

Следовательно, все умершие с истинным покаянием, хотя бы прежде и находились в смертных грехах, а тем более, если не находились, - принадлежат к числу тех ближних наших, за которых нам заповедано молиться без всякого сомнения и колебания. По этой заповеди апостольской, одни умершие в смертных грехах, в нераскаянности и вне общения с церковью, не удостаиваются её молитв.

По учению апостольскому, молитвы наши за ближних могут быть для них вообще благотворны далее в нравственном отношении, в особенности «много может усиленная молитва праведного» (Иак.;5,;16), и, в частности, наши молитвы за братии, не находящихся в смертном грехе, могут подавать им жизнь (1Иоан.;5,;16).
Следовательно, хотя мы не понимаем, каким образом действуют наши молитвы на ближних наших, пока они находятся еще в настоящей жизни, тем не менее молитвы наши действенны и спасительны для них. Точно так же, не постигая и того, как могут действовать наши молитвы на братии наших, скончавшихся с истинным покаянием, мы не вправе сомневаться в действительности и спасительности для них этих молитв.

«Если чего попросите во имя Мое, - говорит Христос Спаситель, - то Я сделаю» (Ин.;14,;14).

Итак, всякая наша молитва к Богу, а следовательно, и молитва за ближних, как живых, так и умерших, может быть сильна и действенна только тогда, когда возносится во имя Господа Иисуса, который есть «единый посредник между Богом и человеками» (1Тим.;2,;5).

Иисус Христос примирил нас с Богом и искупил от всякого греха, когда принес ему на крест в умилостивительную жертву Самого Себя - собственное тело и собственную кровь (Евр.;9:14-26,;10:10); и в таинстве Евхаристии доселе приносится Богу та же самая умилостивительная жертва, преломляется то же самое честное тело нашего Искупителя «за жизнь мира» (Ин.;6,;51) и проливается та же самая честная кровь Его во оставление грехов (Мф.;26:28; Лк.;22,;19-20).

Следовательно, если когда наша молитва как за живых, так равно и за умерших братии наших, может быть угодна Богу и благотворна для них, то, преимущественно, в то время, когда она бывает соединена с приношением за них бескровной умилостивительной жертвы.

Господь Иисус Христос говорит: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.;12,;32). Отсюда прямой вывод, что отпущение грехов грешникам возможно и по смерти их.

В Апокалипсисе говорится, что Господь Иисус Христос имеет «ключи ада и смерти» (Апок.;1,18), следовательно, он может отверзать ими затворы адовы и освобождать оттуда грешников.

Но так как по смерти для самих грешников не останется места ни для покаяния, ни для заслуг, то объяснить возможность отпущения грехов грешникам и освобождения их от уз ада нет другого способа, кроме того, что Господь совершает это по молитвам церкви и в силу бескровной умилостивительной жертвы, приносимой за умерших. О скончавшихся с хулою на Духа Святого, или - что то же - в смертном грехе и не раскаявшихся церковь не молится, и вот потому-то, как сказал Спаситель, хула на Духа Святого не отпустится человеку ни в сем веке, ни в будущем.

Я думаю, что тексты, подобные нами сейчас представленному здесь – немного тяжеловесны для прочтения и понимания.

Тем не менее из этого текста для себя я особо выделила следующее...

«Мы должны,  молиться за ближних наших и тогда, когда они находятся вместе с нами, и тогда, когда они бывают в отсутствии, и тогда, когда они живут еще на земле, и тогда, когда они чрез смерть переселяются в другой мир, потому что «живем ли мы или умираем, мы всегда Господни» (Рим.;14,;8), и умершие, как и живые, для Бога все равно «живы» (Лк.;20,;38).»

ВЫВОД:  -  МОЛИТЬСЯ  НУЖНО,  КАК  О  ЖИВЫХ,  ТАК  И  О  ТЕХ,  КТО  УШЕЛ  В  ИНОЙ  МИР – НЕБЕСНЫЙ…

Но какими словами молить Бога об ушедших? Что именно просить для них?

Пропущу остальной текст автора – ОТЦА ГРИГОРИЯ ДЬЯЧЕНКО и приведу здесь ещё только – ПРИЛОЖЕНИЕ к Главе 8.

                ПРИЛОЖЕНИЕ
                РЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ  ВОПРОСОВ  И  НЕДОУМЕНИЙ
                ОТНОСИТЕЛЬНО  МОЛИТВ  ЗА  УМЕРШИХ

Нельзя оставить без разрешения некоторых вопросов и недоумений, которые или сами собой возникают в уме при рассматривании церковного учения о молитвах за умерших, или предлагаются и высказываются неправомыслящими.

1) «О всех ли умирающих без покаяния и приобщения святых Христовых Тайн не должно молиться?»

Нет, св. церковь строго различает тех, которые умирают в нераскаянности и без приобщения Христовых Тайн по собственной вине и упорству, и тех, которые только не успевают пред своей кончиной сподобиться таинства покаяния и евхаристии потому, что подвергаются, по не зависящим от них причинам, внезапной или насильственной смерти. Вследствие этого - тогда как, например, о вольных самоубийцах или нераскаявшихся еретиках церковь не молится, - обо всех чадах своих, скончавшихся напрасной смертью, она, с сокрушением истинной матери, умоляет Господа помиловать их.

ВЫВОД:  - ЦЕРКОВЬ  УМОЛЯЕТ  ГОСПОДА  ПОМИЛОВАТЬ  ВСЕХ,  СКОНЧАВШИХСЯ  НАПРАСНОЙ  СМЕРТЬЮ.

Я думаю, если церковь сама умоляет Господа о помиловании без таинства покаяния, то и всем близким не мешает присоединиться - к действам церкви в своих молитвах о  людях, умерших без таинства покаяния. Ведь, кому, как не родным и близким родственникам – не знать всех подробностей духовного и психического состояние ушедшего в потусторонний мир Человека и о грехах вольных иль невольных, совершенных им?

2) «Для чего молиться за тех умерших, которые покаялись пред смертью и, следовательно, получили уже от Господа через таинство покаяния прощение и разрешение грехов своих?»

Но, во-первых, все ли кающиеся пред смертью приносят надлежащее покаяние, искреннее, глубокое, живое, вполне достаточное для того, чтобы удостоиться от праведного Судии совершенного разрешения от грехов? Все ли далее бывают способны к такому покаянию в тяжкие и страшные минуты смерти? Для всех этих покаявшихся, очевидно, необходимо предстательство церкви, которое бы могло восполнить то, чего у них недоставало.

Во - вторых, от приступающих к таинству покаяния требуется, чтобы они не только исповедовали пред Богом свои грехи, но потом действительно обратились от них и принесли плоды, достойные покаяния (Иезек. 18:21-22; Мф.;3:8; Деян.;3:19;
Апок.;2,;5).  А все, умирающие вскоре после принесенного ими покаяния, не успевают самым делом оправдать и докончить то, чему в покаянии полагают только начало. Вот это-то недостающее у всех, умирающих вскоре после покаяния, и восполняет мало-помалу церковь своими молитвами (Посл. восточных патриархов о православной вере, член 18).

В-третьих, для того, чтобы удостоиться по смерти небесного блаженства, недостаточно только получить от Бога прощение грехов, а необходимо действительно очиститься от грехов и исцелиться, ибо грешник, и прощенный, но остающийся с грехами своими, чувствовал бы себя не на месте посреди праведных небожителей пред лицом Святейшего святых и был бы далее неспособен, по духовной расстроенности своей, ко вкушению райского блаженства;

Но молитвы церкви, благотворения, совершаемые живыми за умерших, и особенно приношение бескровной жертвы, могут способствовать всем, скончавшимся с семенем новой жизни, чтобы это доброе семя мало-помалу раскрылось в них, возросло в древо, принесло плод, и чтобы таким образом они всецело обновились и совлеклись ветхого человека.

3) «Как согласить представительство церкви и молитвы живых за умерших с учением слова Божия, что Христос есть «единый Посредник между Богом и человеками и принес совершенное удовлетворение за всех грешников»? Точно так же: как соглашаются представительство церкви и молитва живых за живых, которые заповедует само же слово Божие (Иак.;5:17).

Церковь предстательствует пред Богом за умерших, как и за живых, не собственным именем, а именем Господа Иисуса (Ин.;14:13-14) и силой Его же бескровной жертвы, которую не перестает приносить о спасении всех живущих и умерших. Церковь заботится своими молитвами и ходатайством только усвоить чадам своим бесконечные заслуги единого «Посредника между Богом и человеками», предавшего себя для искупления всех (1Тим.;2:5-6).

4) «Как согласить учение о благотворном влиянии молитв церковных за умерших с учением слова Божия, что «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.;9,;27), и что на суде Бог «воздаст каждому по делам его» (Рим.;2,;6)?

По смерти, действительно, бывает для каждого суд Божий и мздовоздаяние еще не решительное. И в этом-то снова обнаруживается бесконечная благость и милосердие к нам Господа, что далее по смерти, после частного суда. Он не окончательно наказывает грешников, а только предначертательно, и оставляет еще длинный период времени, в продолжение которого семя добра, с коим переходят покаявшиеся грешники в вечность, могло бы развиться в них и очистить их от всякой скверны, под благотворным влиянием молитв церкви.

По истечении уже этого периода, когда бесконечная благость Господа успеет, так сказать, совершить все, что молено совершить для блага искупленных Его честной кровью, бесконечная правда Его произведет всеобщий и последний суд, на котором окончательно воздаст каждому по заслугам.

ВЫВОД: -  СУД ПО  СМЕРТИ ПОКАЯВШЕМУСЯ  ГРЕШНИКУ  - НЕ  ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ,  НАЗЫВАЕТСЯ  ЧАСТНЫМ  СУДОМ,  ПРЕДНАЧЕРТАТЕЛЬНЫМ. 
ЧЕЛОВЕКУ  ДАЁТСЯ  ВРЕМЯ  ОЧИСТИТЬСЯ  ОТ  ВСЯКОЙ  СКВЕРНЫ  ПЕРЕД  ПОСЛЕДНИМ  СУДОМ.

5) «Если и по смерти отпущаются некоторым христианам грехи, вследствие молитв церкви, то как же исполнится слово апостола, что в день последнего суда каждый «получит соответственно тому, что делал, живя в теле» (2Кор.;5,;10)?»

Слово апостола непреложно, и оно исполнится как на всех людях, так точно и на христианах, которые, по смерти, силой молитв церковных удостоятся получить отпущение грехов. Ибо эти христиане сами, находясь еще в теле, положили начало к тому собственным раскаянием в грехах пред своей кончиной и таким образом еще в теле сделались достойными молитв церковных и способными воспользоваться ими за гробом.

6) «Если и умершие с покаянием грешники находятся в аде, то как же вспомоществуют освобождению их молитвы церкви, когда из ада нет избавления и на небо оттуда не преходят» (Лк.;16,;26)?

Правда, в одном месте Священного Писания говорится, что из ада нет избавления и перехода на лоно Авраамово;
но в другом месте читаем, что Христос Спаситель нисходил, по смерти, душой Своей в ад, яко Бог, чтобы проповедовать там избавление, и, как верует церковь, извел оттуда всех ветхозаветных праведников, или всех уверовавших в него (1Петр.;3,;19, «Правосл. испов.», ч. I, отв. на вопр. 49).

Что же отсюда следует? То, что, если для одних, каков был евангельский богач, нет избавления из ада, то для других, именно верующих в Господа Иисуса, оно сделалось возможным после того, как Он уже разрушил ад и извел оттуда многих.

Как на небе, соответственно нравственному состоянию праведников, есть обители многи и различные мздовоздаяния (Ин.;XIV,;2), так, без сомнения, и в аде, соответственно неодинаковому нравственному состоянию грешников, есть свои разные обители, затворы и хранилища душ (3Ездр.4:31-35);

И тогда как в одной из этих страшных обителей, подобно евангельскому богачу, страждут во пламени умершие в нераскаянности и неверующие (Лк.;16,;23), в других могли обитать - конечно, без подобных страданий, - далее ветхозаветные праведники до самого пришествия к ним Христова, и могут обитать умершие с истинным покаянием и верой в Господа Иисуса грешники.

Так из первых обителей из затворов адских нет избавления для узников по самому их нравственному состоянию, как из обителей последнего рода такое избавление уже было для праведников ветхозаветных и может быть для скончавшихся в вере и покаянии грешников.

И в темницах обыкновенных бывают преступники такие, для которых, по законам, невозможно избавление и уже определена смертная казнь, и преступники мене виновные, которые при помощи ближних могут получать и часто получают свободу: то же самое должно представлять и о темнице духов - аде (1Петр.;3,;19).

Посему-то православная церковь молит Господа об избавлении именно из ада, а не из какого-либо другого места душ, отошедших из мира с покаянием, как это особенно видно из молитвы её на вечерне дня св. Пятидесятницы.

ВЫВОД: - ОКАЗЫВАЕТСЯ  И  НА  НЕБЕ  И В  АДУ  ЕСТЬ  РАЗНЫЕ  ОБИТЕЛИ  (МЗДОВОЗВЕДЕНИЯ),  ДЛЯ  ГРЕШНИКОВ  РАЗНОГО  НРАВСТВЕННОГО  СОСТОЯНИЯ.

7) «Не суетны ли наши молитвы за умерших, когда мы с достоверностью не знаем, какая их постигает участь, и, может быть, многие, за которых мы молимся, находятся уже в Царствии Небесном, а другие, по частному суду Божию, принадлежат к числу отверженных»?

Несмотря на все это, наши молитвы об умерших не суетны.

Церковь учит нас, молиться за всех, скончавшихся в православной вере и с покаянием, исключая явных нечестивцев и нераскаянных;

но о ком принять, о ком отвергнуть наши молитвы - это уже принадлежит Господу.

Наши молитвы о тех, которые, быть может, находятся уже на небе или в числе отверженных, если не полезны им, зато и не вредны. Но наши молитвы о всех, благочестиво скончавшихся, только не успевших принеси! плодов, достойных покаяния, и потому не удостоившихся еще Царствия Небесного, без всякого сомнения, им полезны.

А кроме того, молитвы за умерших во всяком случае полезны самим молящимся, по слову псалмопевца: «молитва моя в недро мое возвратится» (Пс.;34,;13) и Спасителя: «мир ваш, к вам возвратится» (Мф.;10,;13).

ВЫВОД: -  МОЛИТСЯ  НУЖНО  ЗА  ВСЕХ,  А  ОКОНЧАТЕЛЬНО – ПРИНЯТЬ  ИЛИ  НЕ ПРИНЯТЬ  ЭТИ  МОЛИТВЫ  -  РЕШАЕТ  ГОСПОДЬ.

8) «Если церковь молится за всех, с покаянием скончавшихся и её молитвы сильны пред Богом и благотворны для них, то все, за кого она молится, спасутся и никто не лишится блаженства».

На это скажем вместе со св. Иоанном Дамаскиным: «Пусть так, если бы сие исполнилось! Ибо сего-то и жаждет, и хочет, и желает, о сем радуется и веселится преблагий Господь, да никто не лишится божественных даров Его. Ибо неужели ангелам Он уготовал награды и венцы? Неужели для спасения духов Он пришел на землю, нетленно воплотился от Девы, соделался человеком, вкусил страдания и смерть? Неужели ангелам Он скажет, приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие?
Ты не можешь сего сказать: противник; но все Он уготовал для человека, за которого и пострадал. Ибо кто, составив пир и позвав друзей, не пожелает, чтобы они все пришли и насытились благ его? Иначе для чего ему и пиршество готовить, как не для того, чтобы угостить друзей своих? И если мы о сем только заботимся, то что сказать должно о великодаровитом, едином по естеству, преблагом и человеколюбивом Боге, который, раздавая и подавая, более радуется и веселится, нежели тот, кто приемлет и приобретает себе величайшее спасение».

Надобно также не забывать, что обители у Отца небесного многи и степени блаженства вечного будут весьма различны, соответственно самому достоинству тех, которые удостоятся этого блаженства…

ВЫВОД:
На первый вопрос – нужно ли молиться за умерших, ответ для меня лично ясен. Молиться нужно всегда и за всех.

Новым для меня явилось то, что в Небесном Царствии у Отца небесного имеется множество ОБИТЕЛЕЙ разных степеней блаженства вечного.  И на ЧАСТНОМ  СУДЕ определяется – в какую из ОБИТЕЛЕЙ направляется Человек.

Мы не знаем – в какую ОБИТЕЛЬ  направлен Отцом небесным ушедший от нас Человек. Поэтому всегда можно в своих молитвах просить о переводе его в ОБИТЕЛЬ высшего ранга, с тем чтобы Человеку были дарованы более высокие  степени блаженства вечного.
Это было моё мнение...

Пожалуй, на этом и остановимся с цитатами  из основного текста и Приложения к нему…

Но, узнав - для меня нечто новое, мне захотелось продолжить поиски более широких знаний в области исследуемой темы.

Думаю, стоит продолжить эти изыскания…