О жизни-3. Каскана

Анатолий Белаш
                Сдав  отчет, весной 1957 года я опять уехал на полевые работы, на этот раз на флюоритовое месторождение Каскана в районе крупного свинцового рудника Алтын-Топкан. Они  оба находятся в приводораздельной части Кураминского хребта, а Кансай располагается в его южных предгорьях, где начинается Мирзараватская долина. Еще южнее возвышается невысокий хребет Могол-тау,  а за ним  течет Сыр-дарья. Мои любимые Пскем и Чаткал остались на севере, за Курамой и долиной Ангрена.

                В Каскане  я работал самостоятельно. Надо было провести электроразведочные работы и выявить новые флюоритовые жилы. Скажу сразу, что ничего нового мы там не обнаружили. Ожидалось, что кварц-флюоритовая жила будет картироваться повышением сопротивления, однако тектонические трещины в её контактах маскировали эффект от жилы.

                Наша Алтын–Топканская партия разместилась в свободных домиках маленького горняцкого поселка Каскана.  Я устроился в  комнатке одноэтажного дома, а в доме напротив поселились чертежница Зина, с которой я познакомился в Кансае, и еще две сотрудницы нашей партии.
         
                Наши отношения развивались. Зина нравилась мне все больше. Я не помню, когда мы в первый раз поцеловались, но уж точно до майских праздников, которые мы проводили в Ташкенте. 1 или 2 мая мы поехали с Зиной на пригородном поезде в горы до станции Паргос. Тропы и дорога к станции были усыпаны красными цветами, сорванными, увядшими  и выброшенными.

                В то время в предгорьях близ Ташкента была масса тюльпанов, отдыхающие бездумно рвали их, а потом увядшие и ненужные бросали на дорогу. Это поразительно, до чего беспечен и эгоистичен бывает человек, думающий лишь о сиеминутных  потребностях и удовольствиях. Через тридцать лет этих чудесных весенних цветов почти не осталось, и за сбор оставшихся были установлены штрафы. Если бы мы поступали так бездумно  только с цветами или бабочками, но таким же бывает наше отношение и к людям, даже близким и любимым.
         
                Целый день, солнечный и теплый, мы провели с Зиной вдвоем, блуждая по травянистым зеленым холмам. Мне нравилось все: ее простое и милое лицо без косметики, не испачканные губной помадой губы, загорелые плечи и шея с золотистым пушком.               
         
                После праздников мы возвратились в Каскану. В день моего рождения я позвал Зину в гости, а на следующий день  предложил выйти за меня замуж.  Мы отпросились у начальника и собрались в Ташкент, чтобы объявить о своем решении родителям. Ждать, пока туда пойдет какое–нибудь более комфортабельное транспортное средство, не стали и уехали на самосвале с флюоритовой рудой. Мы стояли за кабиной МАЗа на обломках руды и без конца целовались, хотя машину неимоверно трясло на дорожных ухабах.

                Как мы и ожидали, родители отнеслись к нашему решению   доброжелательно. Мы зарегистрировали брак в ЗАГСе и стали готовиться к свадьбе. Все было просто и обыденно, без торжественной церемонии, без колец. Расписались, и все. Обручальных колец у нас никогда  не было. На свадьбе были только близкие друзья и родственники.

                Главное не в торжественной церемонии, не в цветах и кольцах, а в отношении к тому, с кем ты теперь связан, в любви и чувстве ответственности за любимого человека и ту жизнь, которая возникнет  в результате. Звучит, быть может, высокопарно, но я думал и думаю именно так.

                В нашей Алтын-Топканской партии, начальником стал Николай Иванович Леонов, а я в должности инженера-геофизика фактически был техническим руководителем.

                Кроме Леонова и меня было еще четыре специалиста.  Все остальные - молодые люди без специального образования и опыта работы. Мне, не имевшему необходимого для технического руководителя  опыта практической работы, было поначалу нелегко. Приходилось присматриваться к тому, как работают ветераны, овладевать навыками работы с геофизическими приборами и оборудованием. Учился сам и учил других работников партии – студентов и вчерашних десятиклассников, принятых для обучения специальностям операторов и вычислителей.
               
                Кроме Касканы мы проводили исследования на разведывавшихся поблизости месторождениях свинца и цинка Ташбулак и Перевальное. Здесь мы работали методами электропрофилирования и заряда.

                Метод заряда заключается в изучении электрического поля, созданного «заряженным» рудным телом. Считалось, что рудное тело, будучи хорошим проводником электрического тока, создает электрическое поле, изучая которое, можно определить положение, форму  тела и обнаружить близ расположенные рудные тела, связанные с заряженным.

                Чтобы «зарядить» тело, в руду забивались металлические штыри-заземлители, подводился электрический ток от батареи или генератора электрического тока  с бензиновым двигателем. Второе заземление относилось на расстояние в несколько километров, чтобы не влияло на поле заряженного тела, и устраивалось во влажном месте - роднике, болотце. Это второе заземление и провод, подведенный к нему, назывались «бесконечностью».

                Было немало забавных случаев. Однажды, размотав новые провода от батареи до заземления в «бесконечности» и включив ток, я обнаружил, что ток по проводам не идет. Что ж такое? Может быть рабочие, разматывавшие провод, не подключили его к заземлителям или провод порвали  козы, стада которых паслись поблизости на склонах гор?

                Я послал проверить провод одного из рабочих. Часа через полтора он вернулся с известием, что провод цел и подключен к заземлениям. Но тока в цепи не было. Я чертыхнулся и пошел сам, взяв с собой изоленту и пассатижи. Иду, внимательно смотрю на провод, дохожу до забитых на зеленой лужайке электродов, проверяю подсоединение. Все в порядке! Что за чудеса?
             
                В  конце концов, выяснилось, что на заводе два конца провода в резиновой изоляции наложили один на другой, а сверху закрыли вторым слоем, хлопчатобумажной оплеткой. Вырезаю это замечательное «соединение» проводов и прячу в карман для рекламации.  Соединяю провода, изолирую их и начинаю работать. Полдня потеряно.
               
                Для того, чтобы попасть на Перевальное, нужно было перевалить из Касканы в ущелье Алтын-топкан и, поднявшись на небольшой хребтик, спуститься к месторождению. Оставаться там не хотелось, поэтому я выходил с рассветом и возвращался в сумерках. К ежедневной ходьбе по горам я привык, но в кишлаке на правом борту Алтынтопкан-сая меня поджидала стая крупных среднеазиатсих овчарок. Это меня постоянно напрягало.

                Обойти кишлак, не затратив еще час, если не больше, нельзя было.   Приблизившись к кишлаку, я долго высматривал, где находятся собаки, и намечал дальнейший путь. Оружием мне служили геологический молоток и комья засохшей глины на тропе. 

                Иногда мне удавалось миновать кишлак, прежде чем псы меня почуют. Иногда они встречали меня на подходе к кишлаку и приходилось несладко. Злобные твари не очень то боялись моих метательных снарядов, некоторые хватали их на лету, разбивая зубами на мелкие обломки.

                Женщины и дети из  кишлака молча наблюдали за сражением. Иногда выходил кто-нибудь из мужчин и отгонял собак. Физически, впрочем,   я ни разу не пострадал.          
               
                До 1957 года отраслевые министерства цветной, черной металлургии и угольной промышленности вели разведку своих месторождений, а также их поиски вблизи рудников самостоятельно. Теперь же было решено сосредоточить все поисково-разведочные работы в Министерстве геологии, а отраслевым министерствам оставить только эксплуатационную разведу на рудниках.

                В связи с этим нашу партию и все геологические организации Министерства цветной металлургии, работавшие в Таджикистане, передали в Управление геологии Таджикской ССР, которое стало единственной организацией, ведущей поисково-разведочные работы на территории республики.

                До сего времени геофизическая служба в управлении была очень слабой. Теперь на базе переданных из Цветметразведки партий было решено  в рамках Управления создать геофизическую экспедицию с базой в Душанбе, а на севере в Ленинабадской области три геофизические партии, подчиненные этой экспедиции, объединить в, так называемую, Северную группу партий.

                Несколько позже в ее составе были организованы Каротажная партия для изучения буровых скважин и Сейсмическая для поисков нефтяных месторождений. Я был назначен техническим руководителем Алтын-Топканской геофизической партии, в состав которой вошел наш отряд, базировавшийся в Каскане, и Мышиккольский отряд Узбекского геологического управления, почему-то работавший на территории Таджикистана.

                Руководил этим отрядом  инженер-геофизик Даниелов Александр Сергеевич. Его и назначили начальником Северной группы геофизических партий. Это был энергичный, импульсивный и разговорчивый, как большинство армян, человек. Он хорошо разбирался в экономике и стал отличным начальником группы партий, позже преобразованной в Северную экспедицию. Пожалуй, из всех начальников экспедиции, с которыми мне приходилось работать, он был наилучшим.